1. Пояснительная записка. Рабочая программа по родному (русского) языку на 2022/23 учебный год для обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией О.М. Александровой, Л.А. Вербицкой по русскому родному языку для 5-9 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение русского родного языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В 2022-2023 учебном году на курс «Родного (русского) язык» в 6 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Родного (русского) язык» в 6 классе. Реализация программы по обществознанию в 6-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий; 6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 9) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; 10) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; 11) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; 12) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; 13) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий Познавательные универсальные учебные действия 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2) использовать общие приёмы решения задач; 3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; 4) осуществлять смысловое чтение; 5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; 6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем; 7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 9)находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 10)устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 11) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 12) видеть задачу; 13) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 14) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 15) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; 16) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); 17) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); 18) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; 2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение 3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; 4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; 5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; 6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности . Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений: «Язык и культура»: объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека; понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов; объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах; распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи; объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки; понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их; распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их; распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску; понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного); понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться. «Культура речи»: различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи; различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного); соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи; соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога; соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания; использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. «Речь. Текст»: анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание; создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функциональносмысловых типов речи (ответ на уроке); участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог; владеть приёмами работы с заголовком текста; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля; анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган); анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины); владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. 3. Содержание курса «Родной (русский) язык» в 6 классе Раздел I. Язык и культура (10 часов) Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Русский язык - язык русской художественной литературы. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Раздел II. Культура речи (12 часов) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода и категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием – ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов) Язык и речь. Виды речевой деятельности Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст как единица языка и речи Текст, тематическое единство текста. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответанализ, ответобобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по родному (русскому) языку для 6 класса к учебнику О.М. Александровой, Вербицкой Л.А. (34 часа) Разделы / темы Тема 1. Краткая история русского литературного языка Тема 2. Диалекты как часть народной культуры Тема 3-4. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур Тема 5. Особенности освоения иноязычной лексики Тема 6. Современные неологизмы Тема 7-8. Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы Тема 9. Проверочная работа № 1 Тема 10. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе № 1 Тема 11-12. Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм Тема 13-14. Синонимы, антонимы, лексические омонимы. Смысловые и стилистические особенности и типичные ошибки употребления Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Раздел I. Язык и культура (10 ч.) 1 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных 1 отношений (к культуре как духовному богатству 2 общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, 1 которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; 1 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором 2 человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать). 1 Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов https://eunivers.ru/upload/iblock/3 1f/31ffb78a0c1360c497c9 03385d680782.pdf https://infourok.ru/konspe kt-uroka-rodnogorusskogo-yazyka-dialektykak-chast-narodnojkultury-4549209.html https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-porodnomu-russkomuyazyku-6-klass-po-temesovremennyj-neologizm4381220.html 1 Раздел II. Культура речи (12 ч.) 2 Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт самостоятельного приобретения новых знаний, опыт проектной деятельности). 2 Организация групповой работы или работы в парах, https://infourok.ru/konspe kt-uroka-po-rodnomuyazyku-normyproiznosheniya-otdelnyhgrammaticheskih-form-6klass-4587248.html https://infourok.ru/konspe kt-uroka-po-rodnomuyazyku-russkomu-natemu-tipichnye-rechevyeoshibki-svyazannye-supotrebleniem-sinonimov- Тема 15-16. Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён существительных 2 которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. antonimov-i-le4639992.html http://gramota.ru/biblio/ma gazines/gramota/norma/28 _616 Тема 17. Нормы 1 https://znanio.ru/media/pre употребления имён zentatsiya-k-urokuприлагательных, rodnogo-yazyka-dlya-6числительных, klassa-po-temeместоимений grammaticheskie-normyТема 18. Речевой этикет 1 2518613 Тема 19-20. Проект 2 «Школьный речевой https://www.youtube.com/ этикет на переменах» watch?v=ylF4m3KFsUE Тема 21. Проверочная 1 работа № 2 Тема 22. Анализ ошибок, 1 допущенных в проверочной работе № 2 Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.) Тема 23. Эффективные 1 Использование текстов https://infourok.ru/prezent приемы чтения. упражнений, aciya-k-uroku-rodnogoдемонстрирующих russkogo-yazyka-v-6Тема 24-25. Этапы работы 2 подростком примеры klasse-po-teme-yazyk-iс текстом ответственного, rech-effektivnye-priemyТема 26-27. Тематическое 2 гражданского поведения, chteniya-4600794.html единство текста. Типы проявления человеколюбия текста. Тексты и добросердечности. https://infourok.ru/prezent описательного типа aciya-po-rodnomuТема 28-29. Разговорная 2 Применение на уроке yazyku-na-temuречь. Рассказ о событии. интерактивных форм tematicheskoe-edinstvoБывальщина работы учащихся: teksta-teksty-opisatelnogoинтеллектуальных игр, tipa-5556098.html Тема 30. Научный стиль. 1 стимулирующих Словарная статья познавательную мотивацию https://resh.edu.ru/subject/l Тема 31. Научное 1 школьников; дискуссий, esson/7025/main/261226/ сообщение. Устный ответ которые дают учащимся Тема 32. Виды ответов 1 возможность приобрести https://www.youtube.com/ Тема 33. Итоговая 1 опыт ведения watch?v=GU7mMAlCfeM контрольная работа конструктивного диалога. &t=42s Тема 34. Анализ ошибок, 1 допущенных в итоговой контрольной работе 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по родному русскому языку для 6 класса к учебнику О.М. Александровой, Вербицкой Л.А. (34 часа) № Тема урока План. сроки урока Раздел I. Язык и культура (10 ч.) 1. Краткая история русского литературного языка 2. Диалекты как часть народной культуры 5. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур Особенности освоения иноязычной лексики 6. Современные неологизмы 3-4. 7-8. Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы 9. Проверочная работа № 1 10. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе № 1 Раздел II. Культура речи (12 ч.) 11-12. Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм 13-14. Синонимы, антонимы, лексические омонимы. Смысловые и стилистические особенности и типичные ошибки употребления Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён существительных 15-16. 17. 18. 19-20. 21. Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений Речевой этикет Проект «Школьный речевой этикет на переменах» Проверочная работа № 2 22. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе № 2 Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.) 23. Эффективные приемы чтения. 24-25. Этапы работы с текстом 26-27 Тематическое единство текста. Типы текста. Тексты описательного типа Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина 28-29 Скоррект.сроки 30. Научный стиль. Словарная статья 31. Научное сообщение. Устный ответ 32. Виды ответов 33. Итоговая контрольная работа 34. Анализ ошибок, допущенных контрольной работе в итоговой