Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 10-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова по обществознанию для 10-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с учетом возрастных особенностей. Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение конкретных целей: – развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления; познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации; – воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации; – освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования социально-гуманитарной направленности; – овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных социальных ролей. Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются: – формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; – формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук; – овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; – формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; – формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; – овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений; – формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. В 2022-2023учебном году на курс «Обществознание» в 10 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 10 классе Реализация программы по обществознанию в 10-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО Выпускник на базовом уровне научится: При изучении раздела «Человек. Человек в системе общественных отношений» Выделять черты социальной сущности человека; определять роль духовных ценностей в обществе; распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; различать виды искусства; соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. При изучении раздела «Общество как сложная динамическая система» Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. При изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений» Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; выделять основные элементы системы права; выстраивать иерархию нормативных актов; выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; различать организационно-правовые формы предприятий; характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. 3. Содержание курса «Обществознание» в 10 классе Тема I. Человек в обществе (21 часов). Человеческая общность. Общественные отношения. Общество как система. Связи между подсистемами и элементами общества. Единство человечества и окружающей среды. Влияние человека на биосферу. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Информационное общество и его особенности. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, реформа, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Интеграционные связи современного мира. Признаки и последствия глобализации. Глобализация и международный терроризм. Глобальные проблемы современного мира. Экологическая ситуация в глобальном мире. Экологическая ответственность. Тема II. Общество как мир культуры (17 часов). Общество и культура. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Духовная деятельность человека. Ценности и идеалы. Общечеловеческие ценности. Мораль. Моральный выбор. Гуманизм. Патриотизм. Образование и самообразование в современном обществе. Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Дифференциация и интеграция наук. Искусство как вид духовной деятельности человека. Роль и значение искусства в воспитании личности. Отличие искусства других видов духовной деятельности человека. Религия в древнем и современном обществе. Мировые религии. Конфессии. Роль религии в культурном развитии. Свобода совести. Задача поддержания межрелигиозного мира. Информация, способы еѐ распространения. Средства массовой информации. Тема III. Человек среди людей(30 часов). Право и другие социальные нормы. Теории происхождения права. Причины возникновения права. Современное понимание права. Право, как цивилизационный прорыв человечества. Система российского права. Элементы системы права. Нормы права. Отрасли права. Материальное и процессуальное право. Система законодательства. Международное право и его роль в правовой системе России. Конституция Российской Федерации. Конституционное право и сфера его регулирования. Структура Конституции Российской Федерации. Конституция о правах и обязанностях человека и гражданина. Взаимозависимое прав и обязанностей. Гражданин России. Что такое гражданство. Права и обязанности гражданина. Принципы гражданства в Российской Федерации. Способы приобретения гражданства. Гражданская культура. Юридическая ответственность. Личные права и юридическая обязанности. Связь характера правонарушения с видом юридической ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного воздействия и способ защиты конституционных прав. Какие права и как защищает гражданское право. Принципы и Функции гражданского права. Система гражданского права. Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственное. Административное право. Особенности и субъекты административно- правовых отношений. Виды административных правонарушении. Административная ответственность. Ответственность и меры принуждения несовершеннолетних в административном праве. Семейное право. Юридическое понятие «брак». Семейное право на защите личных и имущественных прав человека. Права ребѐнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях. Трудовое право. Права и обязанности работников и работодателей. Трудовой договор. Виды юридической ответственности работника и работодателя. Трудовые споры и способы их разрешения. Уголовное право. Преступления и реализация наказаний за их совершение. Преступление и его признаки. Вина и еѐ виды. Субъекты уголовного права. Уголовная ответственность. Судебная система РФ и принципы еѐ деятельности. Конституционны и суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Особенности уголовного процессуального права. Цели, принципы и субъекты уголовного процесса. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные институты на защите прав человека. Принципы международного права. Международное гуманитарное право. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 10 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (68 часов) Разделы темы / Количество Задачи воспитания, часов решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Организация работы Тема I. 21 часов Человек в учащихся с получаемой на обществе уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Тема II. Общество как мир культуры 17 часов 30 часов Тема III. Человек среди людей Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/subject/24/10/ https://interneturok.ru/ https://soc-oge.sdamgia.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d99 2a5-356f-fc2c-a5c6a4f48bd2f938/59387/ http://danur-w.narod.ru http://www.constitution.ru/ http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html http://soc.rusolymp.ru http://www.hrights.ru https://resh.edu.ru/subject/24/10/ https://interneturok.ru/ https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://www.culture.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d99 2a5-356f-fc2c-a5c6a4f48bd2f938/59387/ http://danur-w.narod.ru http://www.constitution.ru/ http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html http://soc.rusolymp.ru http://www.hrights.ru https://resh.edu.ru/subject/24/10/ https://interneturok.ru/ https://soc-oge.sdamgia.ru/ https://www.culture.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d99 2a5-356f-fc2c-a5c6a4f48bd2f938/59387/ http://danhttp://wciom.ru/biblioteka/ zhurnal-monitoring.html http://soc.rusolymp.ru http://www.hrights.ruur-w.narod.ru http://www.constitution.ru/ 4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию для 10 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (68 часов) № Тема урока урока План. сроки Глава 1. Человек в обществе 1-2 Что такое общество. 3-4 Общество как сложная система 5-6 Динамика общественного развития 7-8 Социальная сущность человека 9-10 11-12 13-14 Деятельность-способ существования людей Познавательная и коммуникативная деятельность Свобода и необходимость в деятельности человека 15-16 Современное общество 17-18 Глобальная угроза мирового терроризма 19-20 21 Уроки предоставления результатов проектной деятельности Повторительно-обобщающий урок по главе 1 Глава 2. Общество как мир культуры 22-23 Духовная культура общества 24-25 Духовный мир личности 26-27 Мораль 28-29 Наука и образование 30-31 Религия и религиозные организации 32-33 Искусство 34-35 Массовая культура 36-37 38 Уроки предоставления результатов проектной деятельности Повторительно-обобщающий урок по главе 2 Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений 39-40 Современные подходы к пониманию права 41-42 Право в системе социальных норм 43-44 Источники права 45-46 Правоотношения и правонарушения. 47-48 Предпосылки правомерного поведения Скоррект.ср оки 49-50 Гражданин Российской Федерации 51-52 Гражданское право 53-54 Семейное право 55-56 Правовое регулирование занятости и трудоустройства 57-58 Экологическое право 59-60 Процессуальные отрасли права 61-62 Конституционное производство 63-64 Международная защита прав человека 65-66 67-68 Правовые основы антитеррористической политики Российского государства Уроки предоставления результатов проектной деятельности