Обществознание 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 10-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова по
обществознанию для 10-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для
педагога и обучающихся.
Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с
учетом возрастных особенностей.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение конкретных целей:
– развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления;
познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического
мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно
ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу
Конституции Российской Федерации;
– освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии,
социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и
успешного получения последующего профессионального образования и самообразования
социально-гуманитарной направленности;
– овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации
полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных
социальных ролей.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего
общего образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом
гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В 2022-2023учебном году на курс «Обществознание» в 10 классе в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 10 классе
Реализация программы по обществознанию в 10-х классах нацелена на достижение учащимися
трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:























ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;готовность
обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
























вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;

































находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО
Выпускник на базовом уровне научится:
При изучении раздела «Человек. Человек в системе общественных отношений»
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;






выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
 выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
При изучении раздела «Общество как сложная динамическая система»
 Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
 выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
 приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
При изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений»
 Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
 выделять основные элементы системы права;
 выстраивать иерархию нормативных актов;
 выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
 различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
 обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
 аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
 раскрывать содержание гражданских правоотношений;
 применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
 различать организационно-правовые формы предприятий;
 характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
 давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
 находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
 характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
 иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
 извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
 объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
3. Содержание курса «Обществознание» в 10 классе
Тема I. Человек в обществе (21 часов). Человеческая общность. Общественные отношения.
Общество как система. Связи между подсистемами и элементами общества. Единство
человечества и окружающей среды. Влияние человека на биосферу. Общественные потребности и
социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ.
Информационное общество и его особенности. Многообразие путей и форм общественного
развития. Эволюция, реформа, социальная революция. Общественный прогресс, его критерии.
Противоречивый характер прогресса. Интеграционные связи современного мира. Признаки и

последствия глобализации. Глобализация и международный терроризм. Глобальные проблемы
современного мира. Экологическая ситуация в глобальном мире. Экологическая ответственность.
Тема II. Общество как мир культуры (17 часов). Общество и культура. Материальная и
духовная культура. Формы культуры. Функции культуры. Культурное многообразие современного
общества. Духовная деятельность человека. Ценности и идеалы. Общечеловеческие ценности.
Мораль. Моральный выбор. Гуманизм. Патриотизм. Образование и самообразование в
современном обществе. Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Дифференциация и интеграция наук. Искусство как вид духовной деятельности человека. Роль и
значение искусства в воспитании личности. Отличие искусства других видов духовной
деятельности человека. Религия в древнем и современном обществе. Мировые религии.
Конфессии. Роль религии в культурном развитии. Свобода совести. Задача поддержания
межрелигиозного мира. Информация, способы еѐ распространения. Средства массовой
информации.
Тема III. Человек среди людей(30 часов). Право и другие социальные нормы. Теории
происхождения права. Причины возникновения права. Современное понимание права. Право, как
цивилизационный прорыв человечества. Система российского права. Элементы системы права.
Нормы права. Отрасли права. Материальное и процессуальное право. Система законодательства.
Международное право и его роль в правовой системе России. Конституция Российской
Федерации. Конституционное право и сфера его регулирования. Структура Конституции
Российской Федерации. Конституция о правах и обязанностях человека и гражданина.
Взаимозависимое прав и обязанностей. Гражданин России. Что такое гражданство. Права и
обязанности гражданина. Принципы гражданства в Российской Федерации. Способы
приобретения гражданства. Гражданская культура. Юридическая ответственность. Личные права
и юридическая обязанности. Связь характера правонарушения с видом юридической
ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного
воздействия и способ защиты конституционных прав. Какие права и как защищает гражданское
право. Принципы и Функции гражданского права. Система гражданского права. Восстановление
социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственное.
Административное право. Особенности и субъекты административно- правовых отношений. Виды
административных правонарушении. Административная ответственность. Ответственность и
меры принуждения несовершеннолетних в административном праве. Семейное право.
Юридическое понятие «брак». Семейное право на защите личных и имущественных прав
человека. Права ребѐнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в
семейных правоотношениях. Трудовое право. Права и обязанности работников и работодателей.
Трудовой договор. Виды юридической ответственности работника и работодателя. Трудовые
споры и способы их разрешения. Уголовное право. Преступления и реализация наказаний за их
совершение. Преступление и его признаки. Вина и еѐ виды. Субъекты уголовного права.
Уголовная ответственность. Судебная система РФ и принципы еѐ деятельности. Конституционны
и суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Процессуальное право. Гражданское процессуальное
право. Особенности уголовного процессуального права. Цели, принципы и субъекты уголовного
процесса. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Международные институты на защите прав человека. Принципы международного права.
Международное гуманитарное право.

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 10 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (68 часов)
Разделы
темы

/ Количество Задачи
воспитания,
часов
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета
с
учетом рабочей программы
воспитания
Организация
работы
Тема
I.
21 часов
Человек в
учащихся с получаемой на
обществе
уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего
к ней отношения

Тема
II.
Общество
как
мир
культуры

17 часов

30 часов
Тема III.
Человек
среди
людей

Создание
благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений к труду как
основному
способу
достижения
жизненного
благополучия человека, а
также к самим себе как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям, отвечающим за
свое собственное будущее.
Создание
благоприятных
условий для развития у
подростков
социально
значимых
ценностных
отношений к окружающим
людям как безусловной и
абсолютной ценности, как
равноправным социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие
отношения.

Использование электронных
(цифровых) образовательных
ресурсов

https://resh.edu.ru/subject/24/10/
https://interneturok.ru/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d99
2a5-356f-fc2c-a5c6a4f48bd2f938/59387/
http://danur-w.narod.ru
http://www.constitution.ru/
http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://soc.rusolymp.ru
http://www.hrights.ru
https://resh.edu.ru/subject/24/10/
https://interneturok.ru/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://www.culture.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d99
2a5-356f-fc2c-a5c6a4f48bd2f938/59387/
http://danur-w.narod.ru
http://www.constitution.ru/
http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://soc.rusolymp.ru
http://www.hrights.ru
https://resh.edu.ru/subject/24/10/
https://interneturok.ru/
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://www.culture.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/55d99
2a5-356f-fc2c-a5c6a4f48bd2f938/59387/
http://danhttp://wciom.ru/biblioteka/
zhurnal-monitoring.html
http://soc.rusolymp.ru
http://www.hrights.ruur-w.narod.ru
http://www.constitution.ru/

4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 10 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (68 часов)
№

Тема урока

урока

План.
сроки

Глава 1. Человек в обществе
1-2

Что такое общество.

3-4

Общество как сложная система

5-6

Динамика общественного развития

7-8

Социальная сущность человека

9-10
11-12
13-14

Деятельность-способ
существования
людей
Познавательная
и
коммуникативная
деятельность
Свобода и необходимость в деятельности
человека

15-16

Современное общество

17-18

Глобальная угроза мирового терроризма

19-20
21

Уроки
предоставления
результатов
проектной деятельности
Повторительно-обобщающий урок по
главе 1

Глава 2. Общество как мир культуры
22-23

Духовная культура общества

24-25

Духовный мир личности

26-27

Мораль

28-29

Наука и образование

30-31

Религия и религиозные организации

32-33

Искусство

34-35

Массовая культура

36-37
38

Уроки
предоставления
результатов
проектной деятельности
Повторительно-обобщающий урок по
главе 2

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
39-40

Современные подходы к пониманию
права

41-42

Право в системе социальных норм

43-44

Источники права

45-46

Правоотношения и правонарушения.

47-48

Предпосылки правомерного поведения

Скоррект.ср
оки

49-50

Гражданин Российской Федерации

51-52

Гражданское право

53-54

Семейное право

55-56

Правовое регулирование занятости и
трудоустройства

57-58

Экологическое право

59-60

Процессуальные отрасли права

61-62

Конституционное производство

63-64

Международная защита прав человека

65-66
67-68

Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства
Уроки
предоставления
результатов
проектной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».