Обществознание 9 класс

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 9-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова по обществознанию
для 9-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором УМК, с
учетом возрастных особенностей.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение конкретных целей:
– развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления;
познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического
мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно
ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу
Конституции Российской Федерации;
– освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии,
социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и
успешного получения последующего профессионального образования и самообразования
социально-гуманитарной направленности;
– овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации
полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных
социальных ролей.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне основного
общего образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом
гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В 2021-2022учебном году на курс «Обществознание» в 9 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 9 классе
Реализация программы по обществознанию в 9-х классах нацелена на достижение учащимися
трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:























ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;готовность
обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
























вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;

































находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО
Выпускник на базовом уровне научится:
При изучении раздела «Человек. Человек в системе общественных отношений»
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;






выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
 выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
При изучении раздела «Общество как сложная динамическая система»
 Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
 выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
 приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
При изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений»
 Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
 выделять основные элементы системы права;
 выстраивать иерархию нормативных актов;
 выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
 различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
 обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
 аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
 раскрывать содержание гражданских правоотношений;
 применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
 различать организационно-правовые формы предприятий;
 характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
 давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
 находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
 характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
 иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
 извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
 объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
3.Содержание курса «Обществознание» в 9 классе
Тема1. Политика (10ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государ¬ственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие
демократии в совре¬менном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в
РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в вы¬борах. Отличительные черты выборов в
демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити¬ческого экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общест¬венной жизни. Политические партии и
движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на по¬литическую жизнь общества. Роль СМИ в
предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и
социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Гражданин и государство (8часов)
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га¬рантии. Конституционные обязанности
гражданина. Пра¬ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи¬ты прав человека и
гражданина в РФ.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в
РФ. Взаи¬моотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3.Основы российского законодательства (16 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативноправовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие прав, свобод и
обязанностей. Всеобщая декла¬рация прав человека — идеал права. Воздействие
между¬народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и
гражданина в РФ.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового
статуса несовер¬шеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правона¬рушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заклю¬чения брака.
Права и обязанности родителей и детей.
Административные
правоотношения.
Административ¬ное
правонарушение.
Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. По¬нятие преступления. Пределы допустимой
самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях
вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и
профессионального образования в Российской Федерации.

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа)

Разделы
темы

/ Количе
ство
часов

Глава
1.
Политика

10
часов

Задачи воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
с учетом рабочей
программы
воспитания
Организация работы
учащихся с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения

Использование электронных (цифровых)
образовательных ресурсов

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/6klass/otnosheniia-cheloveka-s-prirodoi-6564907/chelovek-ipriroda-5989114/re-89bca6d5-893
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_obschestvoznaniyu_
na_temu_chelovek_kak_rezultat_biologiches
https://videouroki.net/video/obschestvoznanie/6-class/
Яндекс.Репетитор
https://videouroki.net/video/obschestvoznanie/6-class
https://resh.edu.ru/subject/24/6/
https://catalog.prosv.ru/item/7545

Глава2
. 8 часов
Гражданин
и
государств
о

Создание
благоприятных
условий для развития
у подростков
социально значимых
ценностных
отношений к труду
как основному
способу достижения
жизненного
благополучия
человека, а также к
самим себе как
хозяевам своей
судьбы,
самоопределяющимс
яи
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое
собственное

https://urok.1sept.ru/articles/636845
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_59_vozrastnie_periodi_zhizni_cheloveka_0
63839.html
https://resh.edu.ru/subject/24/6/
https://infourok.ru/material.html?mid=25159
Яндекс.Репетитор
https://videouroki.net/video/obschestvoznanie/6-class
http://www.russia-today.ru
https://catalog.prosv.ru/item/7545

Глава
3.
Основы
российског
о
законодате
льства

16
часов

будущее.
Создание
благоприятных
условий для развития
у подростков
социально значимых
ценностных
отношений к закону
и праву.

Яндекс.Репетитор
https://videouroki.net/video/obschestvoznanie/6-class
https://resh.edu.ru/subject/24/6/
https://catalog.prosv.ru/item/7545
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/urok_59_vozrastnie_periodi_zhizni_cheloveka_0
63839.html
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/globalnie_problemi_sovremennosti_120846.htm
https://urok.1sept.ru/articles/641591

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа)
№

Тема урока

урока
Глава 1. Политика

2

Политика и власть. Роль политики в жизни
общества.
Государство.

3

Политические режимы.

4

Правовое государство

5

Гражданское общество и государство

6

Участие граждан в политической жизни.

7

Участие граждан в политической жизни.

8

Политические партии и движения

9

Межгосударственные отношения

10

Практическая работа

1

Глава 2. Гражданин и государство
11

Основы конституционного строя в РФ

12-13

Права и свободы человека и гражданина

14

Высшие органы гос.власти в РФ

15

Россия – федеративное государство

16

Судебная система в РФ

17

Правоохранительные органы РФ

План.
сроки

Скоррект.сро
ки

Практическая работа

18

Глава 3. Основы российского законодательства

19
20

Роль права в жизни человека, общества и
государства
Правоотношения и субьекты права.

22-23

Правонарушения и юридическая
ответственность
Гражданские правоотношения

24-25

Право на труд. Трудовые правоотношения.

26-27

Семья под защитой закона

28-29

Административные правоотношения

30-31

Уголовно-правовые отношения.

32

Правовое регулирование отношений в сфере
образования.
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов
Самостоятельная работа по теме: «Право»

21

33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».