Обществознание 8 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию на 2022/23 учебный год для обучающихся 8-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова по
обществознанию для 8-х классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся.
Изучение обществознания в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования,
и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать,
систематизировать
полученные
данные;
осваивать
способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия
в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В 2022-2023 учебном году на курс «Обществознание» в 8 классе в учебном плане
школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 8 классе.
Реализация программы по обществознанию в 8-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.

•

•

Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

•

•

•

•

•

•

•

•
•

•

•

•

•

познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

•
•

•
•
•

•

•
•

•

•

•

•

•

•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты изучения:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения
исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.

3. Содержание курса «Обществознание» в 8 классе
Вводный урок (1 ч.)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как
добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава I. Личность и общество (5 ч.)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке.
Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к
творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность.
Познание человеком мира и самого себя. Что такое природа? Биосфера и ноосфера.
Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек
и Вселенная. Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения
и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы.
Глобальные проблемы современности. Личность. Социальные параметры личности.
Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида.
Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог
культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в
современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии
морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная
ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний
самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные
знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль. Значимость
образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования.
Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные
принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные
нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного
общества. Свобода совести
Глава III. Социальная сфера (7 ч.)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное
неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность.
Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с
переходом в постиндустриальное общество. Социальная позиция человека в обществе: от
чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли
мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков.
Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения.
Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие
людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Глава IV. Экономика (12 ч.)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные
и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы
экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы
экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности.
Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы
производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её
основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги,
уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное
потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя. Рынок. Рыночный механизм
регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Занятость и
безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы
на рынке труда. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова (34 часа)
Разделы
темы

Вводный
урок

Тема
Личность
общество

/ Количест Задачи воспитания,
Использование
во часов решаемые
через
электронных (цифровых)
использование
образовательных ресурсов
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета
с учетом рабочей
программы
воспитания
1
Организация работы
учащихся
с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения
http://www.consultant.ru
1.
5
Создание
и
благоприятных
условий
для http://www.uznay-prezidenta.ru/
развития
у
http://www.rossimvolika.ru/
подростков

социально значимых
ценностных
отношений к труду
как
основному
способу достижения
жизненного
благополучия
человека, а также к
самим
себе
как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимс
я
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое
собственное
будущее.

http://rusolymp.ru/
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
https://www.pnp.ru/russia-today/
http://soc.rusolymp.ru
http://danurw.narod.ru
http://www.labex.ruЛаборатория
http://originweb.infoНезависимая
http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://www.detirossii.ru
http://www.hrights.ru
http://www.strategy-spb.ru
http://www.pgpalata.ru/reshr
http://www.publicverdict.org
http://www.constitution.ru/
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://www.russia-today.ru
http://soc.rusolymp.ru
http://danur-w.narod.ru
http://www.labex.ru
http://originweb.info
http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://www.detirossii.ru
http://www.hrights.ru
http://www.strategy-spb.ru
http://www.pgpalata.ru/reshr
http://www.publicverdict.org
http://www.constitution.ru/

Тема
Сфера
духовной
культуры

2.

Тема
3.
Социальная
сфера

8

7

Создание
благоприятных
условий
для
развития
у
подростков
социально значимых
ценностных
отношений
к
окружающим людям
как безусловной и
абсолютной
ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
ивзаимоподдержива
ющие отношения.
включение в урок
игровых процедур,
которые помогают

http://www.pgpalata.ru/reshr
http://www.publicverdict.org
http://www.constitution.ru/
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://www.russia-today.ru
http://soc.rusolymp.ru
http://danur-w.narod.ru
http://www.labex.ru
http://originweb.info
http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://www.detirossii.ru
http://www.hrights.ru
http://www.strategy-spb.ru
http://www.pgpalata.ru/reshr
http://www.publicverdict.org
http://www.constitution.ru/

http://www.pgpalata.ru/reshr
http://www.publicverdict.org
http://www.constitution.ru/

Тема
4.
Экономика

12

поддержать
мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока;

http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
http://www.russia-today.ru
http://soc.rusolymp.ru
http://danur-w.narod.ru
http://www.labex.ru
http://originweb.info
http://wciom.ru/biblioteka/zhurnalmonitoring.html
http://www.detirossii.ru
http://www.hrights.ru

Организация работы
учащихся
с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения

https://infourok.ru/konspekt-uroka

http://www.strategy-spb.ru
http://www.pgpalata.ru/reshr
http://www.publicverdict.org
http://www.constitution.ru/

https://znanio.ru/media/konspekturoka-obschestvoznaniya
https://urok.1sept.ru/articles
https://videouroki.net/video/15potriebnosti-i-riesursy.html
https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoz
nanie/8
http://www.myshared.ru/slide
https://present5.com/lekciya
https://videouroki.net/video/obschestvo
znanie/8-class/

Заключитель
ные уроки

1

Итого:

34

Организация работы
учащихся
с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по обществознанию для 8 классов к учебнику Л.Н. Боголюбова(34 часа)
№

Тема урока

План.сроки

Скоррект.сроки

урока
1

Вводный урок

Глава I. Глава I. Личность и общество (5 ч.)
2

Что делает человека человеком?

3

Человек, общество и природа

4
5
6

Общество как форма жизнедеятельности
людей
Развитие общества
Практикум
общество»

по

теме

«Личность

и

Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
7

Сфера духовной жизни

8

Мораль

9
10

Моральный
выбор
ответственность
Образование

11

Наука в современном обществе

12

Религия как одна из форм культуры

—

это

Влияние искусства на развитие личности
и общества
14
Практикум по теме «Сфера духовной
культуры»
Глава III. Социальная сфера ( 7 ч.)
13

15

Социальная структура общества

16

Социальные статусы и роли

17

Семья как малая группа

18

Нации и межнациональные отношения

19
20

Социализация
личности
отклоняющееся поведение
Социальная политика государства

21

Практикум по теме “Социальная сфера”

Глава IV. Экономика ( 12 ч.)
22

Экономика и её роль в жизни общества

23

Главные вопросы экономики

24

Рыночная Экономика

25

Производство - основа экономики

и

26

Предпринимательская деятельность

27

Роль государства в экономике

28

Инфляция и семейная экономика

29

Банковские услуги

30

Страховые услуги

31

Рынок труда и безработица

32

Со Современный работник

33

Практикум по теме «Экономика»

34

Заключительный урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».