ОБЖ, 11 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по ОБЖ на 2021/22 учебный год для обучающихся 11-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией С. В. Ким, В. А. Горского по
ОБЖ для 10-11-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для
педагога и обучающихся.
Концепция учебного курса «ОБЖ» в 11 классе подразумевает формирование культуры
безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных
знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.
Изучение ОБЖ в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
— содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества, государства от внешних и внутренних угроз;
— содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
— формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры
безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние
природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
— осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных
отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия,
заботы, ответственности;
— профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского
и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных
веществ, в том числе наркотиков.
В 2021-2022учебном году на курс «ОБЖ» в 11 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

2. Планируемые результаты освоения курса «ОБЖ» в 11 классе.
Реализация программы по ОБЖ в 11-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп
результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:

Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и
социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.

Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты
населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.

Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.

Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном
явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и
национальной безопасности России.

Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии
терроризму и экстремизму.

Знание организационных основ системы противодействия терроризму и
экстремизму в РФ.

Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к
террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим
видам противоправного характера.

Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при
угрозе террористического акта.

Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного
уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.

Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной
обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах
Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.

Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны,
её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для
успешного прохождения военной службы в современных условиях
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Познавательные:

1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Личностные результаты:
1.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5.
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
8.
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

3. Содержание курса «ОБЖ» в 11 классе
Вводные уроки.
Дорожная безопасность. (1 ч.)
Пожарная безопасность (1 ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 час.)
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания. (5 час.) Проблемы формирования культуры
безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и
экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные
методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в
среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности. (4 час.) Обеспечение национальной безопасности России.
Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства
по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.
Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму,
терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации, безопасность человека. (5 час.) Экстремальные ситуации
криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и
безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное
существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 час.)
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных
угроз. (5 час.) Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности.
Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и
добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. (5 час.)
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные
гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории
России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 час.)
Глава 6. Основы здорового образа жизни. Демографическая ситуация в России. (4 час.)
Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях. Медико-психологическая
помощь. (4 час.) Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией,
отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая
помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином,
алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по ОБЖ для 11 класса к учебнику С. В. Ким, В. А. Горского (34 часа)
Разделы / темы

Вводные уроки
Дорожная безопасность.
Пожарная безопасность
Глава
1.
Научные
основы
формирования культуры безопасности
жизнедеятельности
человека
в
современной среде обитания.

Кол
-во
час.

1
1
5

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Побуждение
школьников
соблюдать
общепринятые нормы поведения, правила,
принципы дисциплины и самоорганизации;
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений ( к окружающим
людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие отношения)
Побуждение
школьников
соблюдать
общепринятые нормы поведения, правила,
принципы дисциплины и самоорганизации

Глава 2. Комплекс мер взаимной
ответственности личности, общества,
государства
по
обеспечению
безопасности.

4

Глава 3. Экстремальные ситуации,
безопасность человека.

5

Организация
работы
учащихся
с
получаемой на уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.

Глава
4.
Вооруженные
Силы
Российской Федерации на защите
государства от военных угроз.

5

Глава 5. Особенности военной службы
в современной Российской армии

5

Глава 6. Основы здорового образа
жизни. Демографическая ситуация в
России.
Глава 7. Первая помощь при
неотложных
состояниях.
Медикопсихологическая помощь.

4

создание благоприятных условий для
приобретения
школьниками
опыта
осуществления социально значимых дел
(опыт самопознания и самоанализа, опыт
социально приемлемого самовыражения и
самореализации.)
создание благоприятных условий для
приобретения
школьниками
опыта
осуществления социально значимых дел
(опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции)
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально значимых
ценностных отношений ( к здоровью как
залогу долгой и активной жизни человека,
его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир;)

4

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по ОБЖ для 11 класса к учебнику С. В. Ким, В. А. Горского (34 часа)
№

Тема урока

План.сроки

Скоррект.сроки

урока
1

Вводные уроки.
Дорожная безопасность.

2

Пожарная безопасность
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания.
Проблемы формирования культуры безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде
обитания
4
Этические и экологические критерии безопасности
современной науки и технологий
5
Общенаучные методологические подходы к
изучению глобальных проблем безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
6
Основные подходы и принципы обеспечения
безопасности объектов в среде жизнедеятельности
7
Основы управления безопасностью в системе
«человек — среда обитания»
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности.
3

8

Обеспечение национальной безопасности России

9

Обеспечение социальной, экономической и
государственной безопасности
Меры государства по противодействию военным
угрозам, экстремизму, терроризму
Защита населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС
России

10

Международное сотрудничество России по
противодействию военным угрозам, экстремизму,
терроризму
Глава 3. Экстремальные ситуации, безопасность человека.
11

13

Экстремальные ситуации криминогенного
характера
Экстремизм, терроризм и безопасность человека

14

Наркотизм и безопасность человека

15

Дорожно-транспортная безопасность

16

Вынужденное автономное существование в
природных условиях

12

Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных
угроз
17

Основные задачи Вооруженных Сил

18

Правовые основы воинской обязанности

19

Правовые основы военной службы

Подготовка граждан к военной службе:
обязательная и добровольная
21
Требования воинской деятельности к личности
военнослужащего
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии.
20

22
23
24
25
26

Особенности военной службы по призыву и
альтернативной гражданской службы
Военные гуманитарные миссии России в «горячих
точках» мира
Военные операции на территории России: борьба с
терроризмом
Военные учения Вооруженных Сил Российской
Федерации
Боевая слава российских воинов

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни. Демографическая ситуация в России.
27
Демографическая ситуация в России
28
29
30

Культура здорового образа жизни. Культура
питания
Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье
Вредные привычки. Культура движения

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях. Медико-психологическая помощь.
31

Медико-психологическая помощь

32

Первая помощь при ранениях

33

Первая помощь при поражении радиацией,
отравляющими веществами, при химических и
термических ожогах, обморожении Первая
помощь при остром отравлении никотином,
алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими
веществами
Первая помощь при дорожно-транспортном
происшествии

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».