Музыка. 4 класс

1

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 4 класса на 2021/22 учебный год
разработана на основе авторской программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина, УМК «Школа России» для 4 классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК «Школа России» для педагога и обучающихся.
Изучение музыки в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие
музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине,
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебнотворческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания,
кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella,
пение хором, в ансамбле и др. умений и навыков пластического интонирования;
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах,
исполнителях и исполнительских коллектива.
В 2021-2022 учебном году на предмет «Музыка» в 4 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» в 4 классе

Реализация программы по музыке в 4 классе нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
- понимать взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство, кино, театр);
- знать музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- знать тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов
симфонического оркестра и оркестра русских народных
инструментов; тембров
вокальных голосов.
- уметь высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные
интонации: вопрос, восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие
взаимосвязи с жизненными образами, явлениями)
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 4 классе (не менее трёх)
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;
- понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов
в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
- понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
- передавать в музыкально-художестной деятельности художественно-образное
содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного
творчества.
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебную;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результат собственных действий;
2

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной
деятельности;
- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные
речевые средства (монолог, диалог, письменно);
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Личностные результаты:
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного
содержания;
- устойчивое положительное отношение к урокам музыки; понимание значения музыки в
собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными
произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на
здоровье, первоначальные представления о досуге.
3.

Содержание учебного предмета «Музыка» в 4 классе

Раздел 1. «Россия — Родина моя» (4 ч.) Общность интонаций народной музыки
и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные
особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (4ч.) Святые земли Русской.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь,
молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» (6 часов) «В краю великих вдохновений...».
Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.) Народная песня - летопись
жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность
народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные
инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и
композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» (5 ч.) Различные жанры вокальной, фортепианной и
симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты.
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 ч.) Линии драматургического развития в опере.
Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность.
Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры
легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 ч.) Произведения
композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие
музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их
развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская
песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

3

4.
Тематическое планирование к рабочей программе по музыке для 4 класса к
учебнику Е. Д. Критская (34 часа)
Разделы/Темы

Россия — Родина моя
О России петь —
стремиться в храм
День, полный событий

Кол-во
часов

что

Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!
В концертном зале
В музыкальном театре
Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье...

4
4
6

5
5
6
4

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с
учетом
рабочей
программы воспитания
Создание благоприятных условий для
усвоения
младшими
школьниками
социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций: быть
любящим,
отзывчивым;
уважать
старших и заботиться о младших членах
семьи; знать и любить свою Родину –
свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну; беречь и охранять
природу.
Применение на уроке интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими
детьми.

Итого: 34 часа
5.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по музыке для
4 класса к учебнику Е. Д. Критская (34 часа)
№
Тема урока
План.
урока
сроки
Россия — Родина моя (4 ч)
1
Мелодия «Ты запой мне ту песню»
2
«Чего не выразишь словами?» Как сложили песню
3
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
4
«Я пойду по полю белому…»
«На великий праздник собралася Русь!»
О России петь — что стремиться в храм (4ч)
5
Святые земли Русской. Великий князь Владимир,
княгиня Ольга. Илья Муромец
6
Кирилл и Мефодий
7
Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел
вопияше». Светлый праздник
8
Приют спокойствия, трудов и вдохновения
День, полный событий (6ч)
9
Зимнее утро. Зимний вечер

Скорректир.
сроки

4

10
11
12
13

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
Ярмарочное гулянье
Святогорский монастырь. Приют, сиянием муз одетый
Композитор – имя ему народ. Музыкальные
инструменты России
14
Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5ч)
15
Народные праздники. Троица
16
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель,
гитара)
17
Вариации на тему рококо
18
«Король инструментов – рояль». «Старый замок»,
М. П. Мусоргский
19
«Счастье в сирени живет», С. Рахманинов
В концертном зале (5ч)
20
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы
21
«Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен
22
Годы странствий. М. И. Глинка
23
Опера «Иван Сусанин», М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие)
24
«За Русь мы все стеной стоим…» (3-е действие)
В музыкальном театре (6ч)
25
Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин»,
М. Глинка
26
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы
«Хованщина», М. П. Мусоргский
27
Русский Восток. «Сезам, откройся!».
«Восточные мотивы»
28
И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»
29
Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл
30
Опера «Иван Сусанин», М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (4ч)
31
32
33
34

Прелюдия. Исповедь души.
Ф. Шопен «Революционный этюд»
Мастерство исполнителя
Музыкальный сказочник
Н. А. Римский-Корсаков
Резерв

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».