Музыка. 3 класс

1

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке на 2021/22 учебный год для обучающихся 3-го класса
разработана и реализуется на основе УМК примерной и авторской программы «Музыка.
Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2017;
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение предмета «Музыка» в 3 классе направлено на достижение следующих
целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное
восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине,
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания,
кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение;
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке,
музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В 2021-2022 учебном году на курс «Музыка» в 3 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2.

Планируемые результаты изучения курса «Музыка» в 3 классе

Реализация программы по музыке в 3-х классах нацелена на достижение учащимися
трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
- наличие интереса к предмету «Музыка» (этот интерес отражается в стремлении к
музыкально-творческому самовыражению - пение, игра на детских музыкальных
инструментах, участие в импровизации, музыкально - пластическое движение, участие в
музыкально - драматических спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных
определений, представленных в учебнике для 3 класса;
- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстромедленно), динамики (громко - тихо);
узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль,
пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян,
балалайка);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять
музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать
дирижерский жест).
Личностные результаты:
- мотивировать основы учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой частной задачи;
- проявлять основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие;
2

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных.
Так и окружающих людей;
- понимать чувства других людей и сопереживать им;
- выражать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с
требованиями учебника для 3-го класса);
- ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественнотворческих задач;
- использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах
учебника;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника для 3-го класса;
- проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а
также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в
учебнике критериям;
- осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства
на основе выявления сущностной связи;
- осуществлять элементы синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- стремиться находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении
музыкально - творческих задач;
- участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
3. Содержание курса «Музыка» в 3 классе.
Тема I. «Россия - Родина моя» (5 ч.)
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов.
Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников
Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Формакомпозиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных
произведений.
Тема II. «День, полный событий» (4 ч.)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет
в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки
разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная
3

сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский,
Э. Григ). Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера.
Тема III. «О России петь – что стремиться в храм» ( 3 ч.)
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня
Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в
Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь
Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни
и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Тема IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика
и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцовмузыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в
звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое воплощение
отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Тема V. «В музыкальном театре» (5 ч.)
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных
представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей.
Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических
ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков,
П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности
музыкального языка, манеры исполнения. Сценическое воплощение учащимися
отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Тема VI. «В концертном зале» (6 ч.)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в
воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной
песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты:
флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П.
Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины.
Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии.
Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы
музыки Л. Бетховена.
Тема VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора,
исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и
различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.
Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз — искусство XX века. Особенности
мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке.
Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы
родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая
общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий из рабочей тетради

4

4. Тематическое планирование к рабочей программе по музыке для 3 класса к
учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина (34 часа)
Разделы/
темы
Тема
I.
«Россия
Родина моя»
Тема
II.
«День,
полный
событий»
Тема III. «О
России петь –
что
стремиться в
храм»
Тема
IV.
«Гори,
гори
ясно, чтобы
не погасло!»
Тема V. «В
музыкальном
театре»
Тема VI. «В
концертном
зале»
Тема
VII.
«Чтоб
музыкантом
быть,
так
надобно
уменье…»

Количество Задачи воспитания, решаемые через использование
часов
воспитательных возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы воспитания
5 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (- знать и любить
свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;)
4 часа
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (- быть вежливым и
опрятным, скромным и приветливым;)
3 часа
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (- знать и любить
свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;)
5 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (- знать и любить
свою Родину стремиться устанавливать хорошие
отношения с другими людьми)
5 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций ( стремиться узнавать
что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания)
6 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (- быть любящим,
отзывчивым; - стремиться узнавать что-то новое,
проявлять любознательность, ценить знания;)
6 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций ( быть уверенным в
себе, открытым и общительным, стремиться узнавать
что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания)

5

5.

№
урок
а

Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по музыке для
3 класса к учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина (34 часа)

Тема урока

План. сроки

Скоррект.сроки

Тема I. «Россия - Родина моя»
1
2
3
4
5

Мелодия - душа музыки
Природа и музыка.
Виват, Россия! (кант). Наша славарусская держава.
Кантата «Александр Невский».
Опера «Иван Сусанин».

Тема II. «День, полный событий»
Утро.
Портрет в музыке. В каждой
интонации спрятан человек
8
«В детской». Игры и игрушки. На
прогулке. Вечер.
9
Обобщающий урок.
Тема III. «О России петь – что
стремиться в храм»
10
Радуйся Мария! Богородице Дева,
радуйся!
6
7

Древнейшая песнь материнства.
Святые земли Русской. Княгиня
Ольга и князь Владимир
Тема IV. «Гори, гори ясно, чтобы
не погасло!»
11
12

13

Настрою гусли на старинный
лад… (былины). Былина о Садко и
Морском царе

Певцы русской старины. Лель.
Вербное Воскресение. Вербочки
Звучащие картины.
Прощание
с
Масленицей.
Обобщающий урок.
Тема V. «В музыкальном театре»
14
15
16
17

18

Опера «Руслан и
Увертюра. Фарлаф.

Людмила».

19
20

Опера «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». Волшебное
дитя природы.
6

21
«Океан – море синее».
22
Балет «Спящая красавица».
Тема VI. «В концертном зале»
В современных ритмах (мюзикл).
Музыкальное
состязание(концерт).
25
Музыкальные нструменты(флейта,
скрипка).
26
Звучащие картины.
27
Сюита «Пер Гюнт».
28
«Героическая».
Призыв
к
мужеству. Вторая часть, финал.
Тема VII. «Чтоб музыкантом
быть, так надобно уменье…»
23
24

29
30
31
32
33
34

Мир Бетховена.
Чудо музыка. Острый ритм –
джаза.
Мир Прокофьева.
Певцы родной природы.
Прославим радость на земле.
Радость к солнцу нас зовет.
Обобщающий урок.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».