Окружающий мир. 4 класс

1

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2021/22
учебный год разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова, УМК «Школа
России» для 4 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК
«Школа России» для педагога и обучающихся.
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на:
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества;
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими
народными связями;
- обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную
деятельность человека;
- показать значимость своей республики среди других областей страны.
В 2021-2022 учебном году на предмет «Окружающий мир» в 4 классе в учебном
плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в
4 классе
Реализация программы по окружающему миру в 4 классе нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
- знать государственную символику и государственные праздники современной России;
что такое Конституция; основные права ребенка;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести,
правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка;
- понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
- иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого
многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли
многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской
государственности;
- знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое
время, Новейшее время;
- знать важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены
природных зон в нашей стране.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
2

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов);
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог);
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
3.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе

Земля и человечество (10ч.)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник
Земли. Движение Земли в космическом пространстве. Звездное небо – великая «книга»
природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Мир глазами историка. Что изучает история.
Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее
глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты.
Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество
в области охраны окружающей среды. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и
географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
3

Природа России (12ч.)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки
нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны
нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона
пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон.
Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных
природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с
природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила
безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии
и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона
Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (11ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем
крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана
поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления
свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Животноводство в нашем крае,
его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство,
рыбоводство, пчеловодство и др). Породы домашних животных. Экскурсия. Поверхность
нашего края. Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов
полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема.
Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5ч.)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное
общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о
чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом
крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир:
пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические
открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки
и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (19ч.)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их
быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси.
Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси.
Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы
Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая
Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская
Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская
битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы
страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы
– всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Преобразования в России в 90-е
гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края
в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Во времена
Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
4

Современная Россия (11ч.)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в
современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное
устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная
символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь,
Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.
Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники
культуры в регионах.
4.
Тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру для
4 класса к учебнику А.А. Плешакова (68 часов)
Разделы/ темы

Кол-во
часов

Земля и человечество

10

Природа России

12

Родной край-часть большой 11
страны
Страницы
истории

Страницы истории

всемирной 5

19

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений; организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Создание благоприятных условий для
усвоения младшими школьниками социально
значимых знаний – быть любящим,
отзывчивым; знать и любить свою Родину –
свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну; беречь и охранять природу
(ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих
домашних питомцах; подкармливать птиц в
морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоёмы).
Создание благоприятных условий для
усвоения младшими школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и
традиций: быть любящим, отзывчивым.
Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах.
Создание благоприятных условий для
усвоения младшими школьниками социально
значимых знаний –проявлять миролюбие —
не затевать конфликтов и стремиться решать
5

Современная Россия

11

Итого

68

спорные вопросы, не прибегая к силе.
Создание благоприятных условий для
усвоения младшими школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и
традиций: быть любящим, отзывчивым; знать
и любить свою Родину – свой родной дом,
двор, улицу, город, село, свою страну.

5.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
окружающему миру для 4 класса к учебнику А. А. Плешакова (68 часов)
№
Тема урока
План.
урока
сроки
Раздел «Земля и человечество» (10ч)
1
Мир глазами астронома.
2
Земля- планета Солнечной системы.
3
Звездное
небо
–
великая
«книга»
природы
4
С/р. Мир глазами географа. Наш край.
5
Тепловые пояса Земли.
6
Мир глазами историка
7
С/р. Когда и где?
8
Прошлое и настоящее глазами эколога.
9
Сокровища Земли под охраной человечества
10
Проверочная работа по разделу.
Раздел «Природа России» (12ч)
11
Равнины и горы России.
12
Моря, озера и реки России.
13
Природные зоны России.
14
С/р. Зона арктических пустынь.
15
Зона тундры.
16
Лесная зона России.
17
Лес и человек. Экологические проблемы и охрана
природы в зоне лесов.
18
С/р. Зона степей.
19
Зона пустынь.
20
У Чёрного моря.
21
Экологическое равновесие и необходимость его учёта в
процессе хозяйственной деятельности людей.
22
Проверочная работа
Раздел «Родной край – часть большой страны» (11ч)
23
Наш край на карте Родины.
24
Формы земной поверхности в нашем крае.
25
Водоёмы нашего края.
26
С/р. Наши подземные богатства.
27
Земля - кормилица. Важнейшие виды почв края. Охрана
почв в нашем крае.
28
Жизнь леса.
29
Жизнь луга.

по

Скоррект.
сроки

6

30
С/р. Жизнь пресного водоёма.
31
Растениеводство в нашем крае, его отрасли.
32
Животноводство в нашем крае, его отрасли.
33
Проверочная работа
Раздел «Страницы всемирной истории» (5ч)
34
Начало истории человечества.
35
Мир древности: далёкий и близкий.
36
Средние века: время рыцарей и замков.
37
С/р. Новое время: встреча Европы и Америки.
38
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Раздел «Страницы истории» (19ч)
39
Жизнь древних славян.
40
Во времена Древней Руси. Крещение Руси.
41
Страна городов.
42
С/р. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
43
Трудные времена на Русской земле.
44
Русь расправляет крылья.
45
Куликовская битва.
46
Иван Третий.
47
Мастера печатных дел.
48
Патриоты России.
49
С\р. Пётр Великий.
50
Михаил Васильевич Ломоносов
51
Екатерина Великая
52
Отечественная война 1812 года
53
Страницы истории Россия в XIX века
54
С/р. Россия вступает в XX век
55
Страницы истории в 20–30-е
56
ВОВ и Великая победа
57
Страна, открывшая путь в космос
Раздел «Современная Россия» (11ч)
58
Основной закон России и права человека.
59
Дети имеют право на особую заботу и помощь
60
Мы – граждане России
61
С/р. Славные символы России.
62
Такие разные праздники
63
Путешествие по России.
64
Путешествие по России.
65-68
Резерв.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».