Окружающий мир. 3 класс

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру на 2021/22 учебный год для
обучающихся 3-го класса разработана и реализуется на основе УМК примерной и
авторской программы для начальной школы в образовательной системе «Школа России»
А.А. Плешакова.
Москва: «Просвещение», 2019г. Для реализации программы
используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение окружающего мира в 3 классе направлено на достижение следующих
целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
В 2021-2022учебном году на курс «Окружающий мир» в 3 классе в учебном плане
школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Окружающий мир» в 3 классе
Реализация программы по окружающему миру в 3-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
- знать государственную символику и государственные праздники современной
России; что такое Конституция; основные права ребенка;
- понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние
века, Новое время, Новейшее время;
- знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет
лет в истории; особенности исторической карты;
- уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических
событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале
отечественной истории;
- знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.
- проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками,
друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на
Земле в одно человечество;
- владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи
в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при
объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые
современные экологические проблемы;
- приводить примеры животных Красной книги России и Международной
Красной книги;
- владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации
из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
- иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены
дня и ночи и времен года;
2

- знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая
карта;
- иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать
причины смены природных зон в нашей стране;
- иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной
поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать
важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных
для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также
сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения
по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать
их в виде сообщения, рассказа.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы навыки:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты
и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- средством формирования этих действий служат учебный материал и задания
учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир;
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог);
3

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять
план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки с помощью учителя;
средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев;
- средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
3. Содержание курса «Окружающий мир» в 3 классе
Тема I. Как устроен мир. (8 часов)
Природа. Человек. Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое
экология. Природа в опасности!
Тема II. Эта удивительная природа. (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода.
Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются
камни. Что
такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и
развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Проект
«Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана
животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни
.
Тема III. Мы и наше здоровье. (9 часов)
Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и
движение. Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Умей
предупреждать
болезни. Здоровый образ жизни. Проверим себя и оценим свои достижения за
первое полугодие.
Презентация проектов «Богатства, отданные детям»,
«Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».
Тема IV. Наша безопасность. (5 часов)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Проект «Кто нас
защищает». Опасные места. Природа и наша
безопасность. Экологическая
безопасность.
Тема V. Чему учит экономика. (12 часов)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство.
Какая бывает
4

промышленность. Проект «Экономика родного края». Что такое
Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

деньги.

Тема VI. Путешествие по городам и странам. (15 часов)
Золотое кольцо России. Проект «музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На
севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По
Франции и
Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Проверим себя и
оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов «кто нас
защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
4. Тематическое планирование к рабочей программе по окружающему
миру для 3 класса к учебнику А.А. Плешакова. (68 часов)
Разделы/ темы Количество Задачи воспитания, решаемые через использование
часов
воспитательных возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы воспитания
создание благоприятных условий для усвоения младшими
Тема I. Как 8 часов
школьниками социально значимых знаний – знаний
устроен мир
основных норм и традиций (- беречь и охранять природу
(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в
морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы)
создание благоприятных условий для усвоения младшими
Тема II. Эта 19 часов
школьниками социально значимых знаний – знаний
удивительная
основных норм и традиций(- знать и любить свою Родину –
природа
свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних
питомцах и, по возможности, о бездомных животных в
своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы)
создание благоприятных условий для усвоения младшими
Тема III. Мы и 9 часов
школьниками социально значимых знаний – знаний
наше здоровье
основных норм и традиций (- быть вежливым и опрятным,
скромным и приветливым;- соблюдать правила личной
гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;)
Тема IV. Наша 5 часов
безопасность

Тема V. Чему 12 часов
учит
экономика
Тема
VI. 15 часов
Путешествие

создание благоприятных условий для усвоения младшими
школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций (- уважать старших и заботиться
о младших членах семьи;
- выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу,
помогая старшим;
- быть трудолюбивым; - беречь и охранять природу.)
создание благоприятных условий для усвоения младшими
школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций (- стремиться узнавать что-то
новое, проявлять любознательность, ценить знания;)
создание благоприятных условий для усвоения младшими
школьниками социально значимых знаний – знаний
5

по городам и
странам

основных норм и традиций(- знать и любить свою Родину –
свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

5. Календарно- Тематическое планирование к рабочей программе по
окружающему миру для 3 класса к учебнику А.А. Плешакова. (68
часов)
№
Тема урока
урока
Тема I. Как устроен мир
1
Природа. Ценность природы для человека.
2
Человек.
3
Общество.
4
Российская Федерация
5
Что такое экология?
6
Наши проекты.
7
Наши проекты.
8
Контрольная работа №1
Тема II. Эта удивительная природа
9
Звездное небо.
10
Тела, вещества, частицы.
11
Разнообразие веществ.
12
Воздух и его охрана
13
Вода. Превращение и круговорот воды.
14
Берегите воду!
15
Что такое почва.
16
Разнообразие растений
17
Солнце, растения и мы с вами.
18
Размножение и развитие растений
19
Охрана растений
20
Разнообразие животных
21
Кто что ест
22
Размножение и развитие животных.
23
Охрана животных
24
В царстве грибов
25
Наши проекты.
26
Наши проекты.
27
Контрольная работа №2
Тема III. Мы и наше здоровье
28
Организм человека.
29
Органы чувств.
30
Органы чувств.
31
Надежная защита организма. К/р
32
Опора тела и движение.
33
Наше питание.
34
Дыхание и кровообращение.
35
Дыхание и кровообращение.
36
Контрольная работа №3
Тема IV. Наша безопасность
37
Огонь, вода и газ.

План. сроки Скоррект.сроки

6

38
Дорожные знаки.
39
Природа и наша безопасность.
40
Экологическая безопасность.
41
Наши проекты «Кто нас защищает»
Тема V. Чему учит экономика
42
Для чего нужна экономика.
43
Основа экономики
44
Полезные ископаемые.
45
Полезные ископаемые.
46
Растениеводство.
47
Животноводство.
48
Как бывает промышленность.
49
Что такое деньги.
50
Государственный бюджет.
51
Семейный бюджет.
52
Экономика и экология.
53
Контрольная работа №4
Тема VI. Путешествие по городам и странам
54
Золотое кольцо России
55
Золотое кольцо России
56
Наши ближайшие соседи
57
На севере Европы
58
На севере Европы
59
Что такое Бенилюкс
60
В центре Европы
61
В центре Европы
62
По Франции и Великобритании
63
По Франции и Великобритании
64
На юге Европы
65
На юге Европы
66
Всемирное наследие
67
Всемирное наследие
68
Контрольная работа № 5

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».