Окружающий мир. 2 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру на 2021/22 учебный год для
обучающихся 2-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.А.Плешакова по окружающему миру для 2-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека
на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана 68 часов в год (2 часа
в неделю). Срок реализации программы 1 год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
в окружающем мире.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
3. Содержание курса «Окружающий мир» во 2 классе
Тема I. Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные
объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,,
времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о фор-

ме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли
вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном
крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в
жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и
ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет,
воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи
в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера
на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в
охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни,
их значение, участие детей в их проведении.
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения

нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий.
Тема II. Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности
общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того,
как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к
чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные
ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в
ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный
и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи:
почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика
России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие
граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного
единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов
России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к
своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их
профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение проектов,
написание эссе и докладов..
Тема III. Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу,
на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности,
основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места

в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми
людьми.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий.
4. Тематическое планирование
к рабочей программе по окружающему миру для 2 класса
к учебнику под редакцией А.А.Плешакова
(68 часа)
Темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания

3 часа

Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу. –
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
Беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о
своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе;

Тема I. Где мы живём?
Тема II. Природа

21 час

Тема III. Жизнь города и села

10 часов

Тема IV. Здоровье и
безопасность

10 часов

Знать и любить свою Родину – свой родной дом,
двор, улицу, город, село, свою страну; Стремиться
узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
Соблюдать правила личной гигиены, режим дня,
вести здоровый образ жизни;
Уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям;

Тема V. Общение

6 часов

Проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к
силе;
Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по окружающему миру для 2 класса
к учебнику под редакцией А.А.Плешакова
(68 часа)
№

Тема урока

План.сроки Скоррект.
сроки

урока
Тема I. Где мы живём? (3 часа)
1

Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём.

2

Стартовая диагностика.
Россия – священная наша держава.

3

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.
Тема II. Природа (21 час)

4

Живая и неживая природа.

5

Явления природы.

6

Как измеряют температуру? Практическая работа № 1
«Измерение температуры».

7

Что такое погода?

8

В гости к осени.Экскурсия № 1.

9

Неживая природа осенью.

10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

11

Звёздное небо.

12

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2
«Знакомство с горными породами и минералами».

13

Про воздух.

14

Вода в жизни человека.

15

Какие бывают растения?
Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

16

Какие бывают животные? Проверочная работа.

17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного
и животного мира.

18

Дикорастущие и культурные растения.
Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

19

Дикие и домашние животные.

20

22

Комнатные растения.
Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за
комнатными растениями».
Животные живого уголка. Про кошек и собак.
Практическая работа №6
«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».
Красная книга.

23

Будь природе другом.

24

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1.

21

Тема III. Жизнь города и села (10 часов)
25
26
27

Город и село. Наш дом.
Проект «Родной город».
Что такое экономика?
Что из чего сделано? За покупками.

28

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

29
30

Промежуточная диагностическая работа.
Культура и образование. Все профессии важны.

31
32

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.
Экскурсия № 2
Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц

33

Невидимые нити в лесу.

34

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села».
Тест №2.

Тема IV. Здоровье и безопасность (10 часов)
35

Строение тела человека.

36

Если хочешь быть здоров.

37

Поговорим о болезнях.

38

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!
Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода
улиц».

39

Домашние опасности.

40

Пожар.

41

Лесные опасности.

42

Как нужно купаться?

43

Очень подозрительный тип.

44

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность».
Тест №3.
Тема V. Общение (6 часов)

45

Наша дружная семья.

46

В школе.

47

Правила вежливости.

48

День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка
основных правил этикета».

49

Мы – зрители и пассажиры.

50

Обобщающий урок по теме «Общение».
Тест №4.
Посмотрите вокруг.

51
52
53

Для чего нужен компас?
Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу».
Формы земной поверхности.

54

Водоёмы.

55

В гости к весне.
Экскурсия №3.
Путешествие по родной стране.

56
57

Что такое карта и как её читать? Практическая работа
№ 10 «Освоение основных приёмов чтения карты».

58
59

Путешествие по Москве.
Московский Кремль.
Город на Неве.

60

Путешествие по Оке.

61

Путешествие по планете.

62

Страны мира.

63

Путешествие в космос.
Тест № 5 за учебный год.
Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая
диагностическая работа.

64
65

Впереди лето.

66 -68

Резерв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».