1. Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру на 2021/22 учебный год для обучающихся 2-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.А.Плешакова по окружающему миру для 2-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Место курса в учебном плане. Программа рассчитана 68 часов в год (2 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Метапредметные: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». 3. Содержание курса «Окружающий мир» во 2 классе Тема I. Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о фор- ме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, оперных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. Тема II. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение проектов, написание эссе и докладов.. Тема III. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов; практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение репродуктивных и творческих заданий. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру для 2 класса к учебнику под редакцией А.А.Плешакова (68 часа) Темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания 3 часа Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу. – подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); Беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; Тема I. Где мы живём? Тема II. Природа 21 час Тема III. Жизнь города и села 10 часов Тема IV. Здоровье и безопасность 10 часов Знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; Соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; Уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; Тема V. Общение 6 часов Проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по окружающему миру для 2 класса к учебнику под редакцией А.А.Плешакова (68 часа) № Тема урока План.сроки Скоррект. сроки урока Тема I. Где мы живём? (3 часа) 1 Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. 2 Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава. 3 Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. Тема II. Природа (21 час) 4 Живая и неживая природа. 5 Явления природы. 6 Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». 7 Что такое погода? 8 В гости к осени.Экскурсия № 1. 9 Неживая природа осенью. 10 Живая природа осенью. Перелётные птицы. 11 Звёздное небо. 12 Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». 13 Про воздух. 14 Вода в жизни человека. 15 Какие бывают растения? Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». 16 Какие бывают животные? Проверочная работа. 17 Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. 18 Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». 19 Дикие и домашние животные. 20 22 Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». Красная книга. 23 Будь природе другом. 24 Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1. 21 Тема III. Жизнь города и села (10 часов) 25 26 27 Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». Что такое экономика? Что из чего сделано? За покупками. 28 Строительство и транспорт. Виды транспорта. 29 30 Промежуточная диагностическая работа. Культура и образование. Все профессии важны. 31 32 В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2 Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц 33 Невидимые нити в лесу. 34 Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2. Тема IV. Здоровье и безопасность (10 часов) 35 Строение тела человека. 36 Если хочешь быть здоров. 37 Поговорим о болезнях. 38 Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». 39 Домашние опасности. 40 Пожар. 41 Лесные опасности. 42 Как нужно купаться? 43 Очень подозрительный тип. 44 Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3. Тема V. Общение (6 часов) 45 Наша дружная семья. 46 В школе. 47 Правила вежливости. 48 День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». 49 Мы – зрители и пассажиры. 50 Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №4. Посмотрите вокруг. 51 52 53 Для чего нужен компас? Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». Формы земной поверхности. 54 Водоёмы. 55 В гости к весне. Экскурсия №3. Путешествие по родной стране. 56 57 Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». 58 59 Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. 60 Путешествие по Оке. 61 Путешествие по планете. 62 Страны мира. 63 Путешествие в космос. Тест № 5 за учебный год. Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. 64 65 Впереди лето. 66 -68 Резерв.