Окружающий мир. 1 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру на 2021/22 учебный год для
обучающихся 1-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакциейА.А.
Плешаковапо
окружающему мирудля 1-х классов. Для реализации программы
используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение окружающего мира в
1 классе направлено на достижение
следующейцели:
Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия –
общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
 формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
 осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем;
 формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В 2021-2022учебном году на курс «Окружающий мир» в 1 классе в учебном плане
школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
2. Планируемые результатыосвоения курса «Окружающий мир» в 1 классе
Реализация программы по окружающему миру в 1-х классах нацелена на
достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных,
личностных.
Личностные результаты:
 Формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
 Принятие и развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
 Развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметными результатами освоения содержания программы по окружающему
миру являются:
 Уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре
природе нашей страны.

 Осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде.
 Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификации с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве). Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:



















Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказыватьсвою точку зрения и пытаться ее
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором
(прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы,
проверять себя), выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Содержание курса «Окружающий мир» в 1 классе

Тема I. Введение 1 ч.Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью,
сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения

«Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами
учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Формы организации учебного занятия:комбинированный урок. Урокпрактикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование.
Тема II. Что и кто? 20 ч.Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы
знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под
ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на
клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?
Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет
компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование, составление таблиц, схем, опорных конспектов;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений выполнение проектов.
Тема III. Как, откуда и куда? 12 ч.Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш
дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как
путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения?
Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед?
Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: мозговой штурм, работа с
текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений, выполнение проектов, написание докладов.
Тема IV. Где и когда? 11 ч. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».
Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут
слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда
изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: мозговой штурм, работа с
текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем;
практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений, выполнение проектов, написание докладов.
Тема V.Почему и зачем? 22 ч. Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему
Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему
радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние
питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть

много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и
телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем
строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди
осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: мозговой штурм, работа с
текстом учебника, комментирование, составление таблиц, схем.
Практическая работа, направленная на анализ, сравнение, классификацию
изучаемых явлений. Выполнение проектов, написание докладов.
4. Тематическое планирование
к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
к учебнику под редакцией А.А. Плешакова
(66 часов)
Темы

Количество
часов

Тема 1.Введение.

1

Тема 2. Что и кто?

20

Тема 3. Как, откуда и
куда?
Тема 4.Где и когда?

12

Тема 5.Почему и зачем?

22

11

Задачи воспитания, решаемые через
использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу.
Уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
Быть вежливым и опрятным, скромным и
приветливым;
Уметь прощать обиды, защищать слабых, по
мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям;
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по окружающему миру для 1 классак учебнику А.А. Плешакова(66 часов)
№

Темы

1.

Введение. (1 час)
«Задавайте вопросы!» 1 часть.

План.
сроки

Скоррект.
сроки

2.
3.

Тема «Что и кто?» ( 20ч )
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Что мы знаем о Москве?
Проект « Моя малая Родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Что и кто?». Презентация проекта
«Моя малая Родина».
Тема «Как, откуда и куда?» (12ч)
Как живёт семья? Проект « Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
Тема «Где и когда» (11ч)
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

«Где и когда?». Презентация проекта
«Мой класс и моя школа».
Тема «Почему и зачем» (22ч)Почему Солнце светит
днем, а звезды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы».
Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолеты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила
безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать
правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние
питомцы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».