Министерство образования и науки республики Бурятия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1» Прибайкальского района Республика Бурятия «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Директор МОУ «Турунтаевская СОШ № 1» Я / Л. Л. Карбаинова / «30» 08 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Курбатовой Натальи Николаевны, первой категории (Ф.И.О., категория) Техническое рисование, 8 класс (предмет, класс) 2021 - 2022 учебный год с. Турунтаево Рабочая программа по Техническому рисованию для учащихся 8 класса на 2021-2022 учебный год учитель Курбатова Н. Н. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании авторской программы по курсу техническое рисование и черчение для образовательных учреждений авторы:, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, учебника по техническое рисование и черчению (Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.- 4 е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 221 с: ил.) и обеспечивает обязательный минимум содержания образования по исусству (раздел «Черчение и графика» согласно приказу министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2014 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников основной школы по разделу «Техническое рисование» «Черчение и графика» В связи с тем, что большое количество учащихся по окончании основной школы продолжают свое обучение в учебных заведениях технической направленности. Имеется заказ со стороны родителей учеников 8 класса, отводится 34 часа на изучение предмета «техническое рисование и черчение», т.е. 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Планируемые результаты освоения учебного предмета «техническое рисование и черчение» В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности обучающихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников. Личностные результаты изучения подразумевают: - формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - накопление опыта графической деятельности; - формирование творческого отношения к проблемам; - развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности; 3 - гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; подготовку к осознанному профессиональной траектории. выбору индивидуальной образовательной или Метапредметными результатами освоения учащимися программы «техническое рисование и черчение» являются: Регулятивные УУД: - формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - уметь планировать пути достижения намеченных целей; - уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; - уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе возможностей; определенной проблемы и существующих - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета; - формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления; - уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и ситуациях. внеучебных Познавательные УУД: - формировать и развивать компетентность в области использования информационно коммуникационных технологий; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 4 - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; - самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства; - самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; - уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; - вступать в диалог, участвовать в коллективном монологической и диалогической формами речи; обсуждении проблем, владеть - овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты : в познавательной сфере: Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование; - овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; - приемы работы с чертежными инструментами - правила выполнения чертежей; - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; - принципы построения наглядных изображений; - анализировать графический состав изображений; - проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; -приводить примеры использования деятельности человека; графики 5 в жизни, быту и профессиональной - пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой; -выражать средствами графики идеи, намерения, проекты. в мотивационной сфере: - формирование представлений о мире профессий; - согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности; в коммуникативной сфере: - владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации - установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта - сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; высказываний; - практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; в физиолого-психологической сфере: - развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций при моделировании; - соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; - сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной деятельности. 6 Выпускник научится: - выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД; - рационально использовать чертежные инструменты; - основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости; - понимать способы построения несложных аксонометрических изображений; - осуществлять несложные предметов и их частей; преобразования формы и пространственного положения - выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием; - приемам основных геометрических построений; - основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение; - основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов - основным правилам условности изображения и обозначения резьбы; - основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел; - применять методы вспомогательных секущих плоскостей; - узнавать на изображениях соединение деталей; - характеризовать особенности выполнения строительных чертежей; - пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником. Содержание учебного предмета «техническое рисование и черчение». Введение(2 ч) Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории чертежа. Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Графическая работа №1«Линии чертежа». Метод проецирования и графические способы построения изображений (8 ч) Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух, и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекции. Применение методов ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Правила оформления чертежа (форматы, основная надпись на чертеже, нанесение размеров, масштабы). 7 Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок. Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали». Графическая работа №3 «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению». Чтение и выполнение чертежей (8 ч). Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения) Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным» Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с сопряжениями» Сечения и разрезы (8 ч). Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции. Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями». Графическая работа №8 «Выполнение разреза в аксонометрии». Графическая работа № 9 «Чтение чертежей». Сборочные чертежи (8 ч). Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочный чертеж. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. 8 Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов сборочных единиц. Графическая работа №10 «Резьбовое соединение». Графическая работа№ 11 «Задания на конструирование». 6. Чтение строительных чертежей (1ч). Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по техническому рисованию к учебнику Ботвинников (34 часа) Разделы / темы Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Количество часов Раздел 1. Метод проецирования и графические способы построения изображений 8 Раздел 2. Чтение и выполнение чертежей 7 Раздел 3. Сечения и разрезы 8 Раздел 4. Сборочные чертежи 8 Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. Каждая группа получает одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Каждый ученик в своей группе играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (капитан, штурман, секретарь, докладчик и т.д.). Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом, отражающим весь внешний мир 9 Раздел 5. Чтение строительных чертежей 1 вырабатывать приемы коллективной деятельности в комфортной среде. . Плюсы этого: • учитываются межличностные связи школьников; • формируется располагающая к общению обстановка; • снимается напряжение; • укрепляется «чувство локтя», уверенности в поддержке. Тематическое планирование № п/п Название раздела 1 2 Введение Раздел 1. Метод проецирования и графические способы построения изображений Нанесение размеров. Масштаб Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали» Понятие о проецировании. Виды проецирования. Выбор главного вида Проецирование предмета на две плоскости проекций Проецирование предмета на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. Местные виды Графическая работа №3 «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению» Аксонометрические проекции. Окружность в изометрии Технический рисунок Раздел 2. Чтение и выполнение чертежей Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Развертки поверхностей геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида по двум заданным. Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Порядок построения изображений на чертежах Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным». Геометрические построения: деление окружностей, отрезков прямых и углов на равные части. Сопряжения Графическая работа №6 «Выполнение чертежа детали с сопряжениями». Эскизы. Выполнение с натуры эскиза детали Раздел 3. Сечения и разрезы Сечения. Правила выполнения сечений Графическая работа №7 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями» Разрезы. Отличия разреза от сечения. Правила выполнения разрезов 3. 4. План. сроки 10 Скорект. сроки 5. 6. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Разрезы в аксонометрической проекции Тонкие стенки и спицы на разрезе Графическая работа №8 «Выполнение разреза в аксонометрии» Выбор количества изображений. Чтение чертежей Графическая работа № 9«Чтение чертежей» Раздел 4. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединении деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Изображение и обозначение резьбы. Болтовые и шпилечные соединения Графическая работа №10 «Резьбовое соединение» Шпоночное и штифтовое соединения Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей Условности и упрощения на сборочных чертежах Деталирование. Графическая работа №11 «Задания на конструирование» Раздел 5. Чтение строительных чертежей Строительные чертежи 11