Химия-8

1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го класса разработана
и реализуется на основе УМК под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана по химии для 8-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и
связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей
действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для
этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
В 2021-2022учебном году на курс «Химия» в 8 классе в учебном плане школы отводится
2часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
2.
Планируемые результаты освоения курса «Химии» в 8 классе.
Реализация программы по химии в 8-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразию современного мира;
3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования
на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей;
6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности
оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных
продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная,
кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать
собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий;
6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной
избирательности, этики;
8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной
сложности;
12. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать
партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и

координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего
образования являются:
1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве
мира;
3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ
от их свойств;
5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их
превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием;
7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно
форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний
и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
3. Содержание учебного предмета «Химия» 8 класс 68 ч/год (2ч/нед)
Тема №1. Первоначальные химические понятия (23 ч)
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом.
Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов.
Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические
формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты.
Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Тема №2. Кислород. Водород (11ч)

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение
водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при
химических реакциях.
Тема №3. Вода. Растворы(6ч)
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы.
Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в
растворе.
Тема №4. Основные классы неорганических соединений (10ч)
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Тема №5. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (9ч)
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы.
Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и
периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических
элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Тема №6. Строение веществ. Химическая связь (9ч)
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная
и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере
воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
4. Тематическое планирование к рабочей программе по химии для 8 класса
к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (68 часов)
Разделы/темы
Кол- Задачи воспитания, решаемые через использование воспитаво
тельных возможностей содержания учебного предмета с учечатом рабочей программы воспитания
сов
Тема №1. Первоначаль23
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями)
ные химические понятия

и
сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений,
организация работы учащихся с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета
Тема №2. Кислород. Водород

11

создание благоприятных условий для развития у подростков со
циально значимых ценностных отношений (к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека)
создание благоприятных условий для развития у подростков со
циально значимых ценностных отношений (- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне)
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.

Тема №3. Вода. Растворы

6

Тема №4. Основные
классы неорганических
соединений

10

Тема №5. Строение
атома Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема №6. Строение веществ. Химическая связь

9

организация работы учащихся с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;

9

создание благоприятных условий для развития у подростков со
циально значимых ценностных отношений (- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека)

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по химии для 8 класса
к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (68 часов)
№ ур.
Тема урока
по
порядку
1
Предмет химия. Понятие о веществе. Свойства веществ.
Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ.
2

Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент

3
4

Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

5

Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

6

Физические и химические явления. Химические реакции.

6

Атомы и молекулы и ионы.

7

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

8

Простые и сложные вещества.

9

Химический элемент.

10

Относительная атомная масса.

11

Знаки химических элементов

12

Закон постоянства состава вещества.

План,
сроки

Скорректированные сроки

13

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

14
15

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединениях. Вычисление массовой доли
х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

16

Составление химических формул по валентности.

17

Атомно- молекулярное учение.

18

Закон сохранения массы веществ.

19

Химические уравнения

20

Типы химических реакций

21

Количество вещества. Моль - единица количества вещества
Молярная масса

22

Вычисления с использованием понятий «Количество вещества и «малярная масса»

24

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

25

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение

26

Свойства кислорода

27

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

28

Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода.

29

Озон. Аллотропия кислорода

30

Воздух и его состав. Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям.

31

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение

32

Свойства и применение водорода

33

Практическая работа №4 Получение водорода, опыты с ним

34

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества

35

Объемные отношения газов при химических реакциях

36

Вода

37

Химические свойства и применение воды.

38

Вода-растворитель. Растворы

39

Массовая доля растворенного вещества. Концентрация растворов.

40

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного
вещества в растворе

41

Контрольная работа №2 по темам: «Кислород. Водород. Растворы. Вода»

42

Анализ результатов к/р №2.
Оксиды. Классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение и применение.

43

Гидроксиды. Основания. Классификация. Номенклатура. Получение

44

Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации

45

Амфотерные оксиды и гидроксиды

46

Кислоты. Классификация. Номенклатура.

47

Химические свойства кислот

48

Соли. Классификация. Номенклатура. Свойства и способы получения солей

49

Химические свойства солей. Применение в народном хозяйстве

50

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

51

Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений».

52

Анализ результатов к/р №3. Классификация химических элементов.
Амфотерные соединения.

53

Периодический закон Д. И. Менделеева.

54

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды

55

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом
ядра

56

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Современная формулировка периодического закона

57

Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и
главных подгруппах

58

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

59

Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атома.

60

Электроотрицательность химических элементов

61

Основные виды химической связи.

62

Полярная и неполярная ковалентные связи

63

Ионная связь

64

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

65

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

66

Кристаллические решетки. Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки

67

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

68

Промежуточная контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».