Биология 11 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 11-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Пономаревой И.Н.по биологии для 11-х
классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение биологии в 11-м классе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
Освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных
представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли
биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах
научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с
целью их списания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и
анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития
современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и
происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий
своей деятельности по отношению к окружающей средне, здоровью других людей и собственному
здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В 2021-2022учебном году на курс «Биология» в 11 классе в учебном плане школы отводится
1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Биология» в 11 классе.
Реализация программы по биологии в 11-х классах нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития
и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
"Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса
биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине
мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека
для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой
организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений;
выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
3. Содержание курса «Биология» 11 класс
1.Организменный уровень живой материи (17 часов)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы
жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия
организмов в зависимости от способов питания. Индивидуальное развитие организмов. Размножение
организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики.
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их
материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и
на живую природу в целом. Генетические закономерности наследования, установленные
Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон
Т.Моргана.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика.
Этические аспекты медицинской генетики.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в разнообразие селекции. Ученые Н.И.Вавилов
о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции:
гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития
некоторых исследований в биотехнологии.
Факторы, определяющие здоровье человека в обществе.
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы
со СПИДом.
2.Клеточный уровень организации жизни (9 часов)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. Методы
изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Строение клеток. Многообразие клеток и тканей.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении
естественнонаучной картины мира.Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс
клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции
в клетке. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности
образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и
специфических белков. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор
хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства
числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой клетке.
Лабораторная работа: 4. Изучение свойств клетки. (Исследование фаз митоза на микропрепарате
клеток кончика корня. Исследование проницаемости растительных животных клеток. Наблюдение
плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука)
3.Молекулярный уровень проявления жизни (8 часов)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Нуклеиновые кислоты и их
строение и функции в клетке.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого. Органические
и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные
биополимерные молекулы живой материи.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых
кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и
функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа
репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение,
функции и многообразие форм РНК в клетке.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная
система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль
фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Молекулярные процессы расщепления.
Химическое загрязнение окружающей среды. Время экологической культуры.
Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней
сложности. Отличие живых систем от неживых.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по биологии для 11 класса к учебнику И.Н. Пономаревой (34 часа)

Количество
часов

Разделы, темы

Организменный уровень живой
материи

17

Клеточный уровень организации
жизни
9

Молекулярный
проявления жизни

уровень
8

Задачи воспитания, решаемые через использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного предмета с учетом рабочей программы
воспитания
создание благоприятных условий для приобре
тения школьниками опыта осуществления социа
льно значимых дел:
трудовой
опыт,
опыт
участия
в
производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему
родному городу или селу, стране в целом,
- опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных
ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых
знаний, проведения научных исследований, опыт
проектной деятельности
создание благоприятных условий для приобре
тения школьниками опыта осуществления социа
льно значимых дел:
трудовой
опыт,
опыт
участия
в
производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему
родному городу или селу, стране в целом,
- опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных
ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых
знаний, проведения научных исследований, опыт
проектной деятельности
создание благоприятных условий для приобре
тения школьниками опыта осуществления социа
льно значимых дел:
трудовой
опыт,
опыт
участия
в
производственной практике;
- опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;
- опыт самостоятельного приобретения новых
знаний, проведения научных исследований, опыт
проектной деятельности

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по биологии для 11 класса к учебнику И.Н. Пономаревой (34 часа)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9-10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20-21
22
23
24-25

Тема урока
Организменный уровень жизни: значение и роль в природе.
Организм как биосистема.
Процессы жизнедеятельности организма
Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
Размножение организмов. Оплодотворение и его значение.
Основные понятия генетики.
Изменчивость признаков организма и ее типы
Основные генетические закономерности.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика
Этические аспекты применения генных технологий.
Здоровый образ жизни
Вирусные заболевания и профилактика заражения ими. Вирусы
Лабораторный практикум № 1
Клеточный уровень жизни и его роль в природе.
Клетка – этап эволюции живого в истории Земли.
Структура и функции клеток и внутриклеточных образований.
Клеточный цикл. Деление клеток.
Структура и функции хромосом. Современные представления о
гене и геноме.
Лабораторный практикум № 2
Бактерии
История развития науки о клетке. Клеточная теория и ее роль в
естественнонаучной картине мира.

26

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

27

Химический состав клетки. Основные биологические молекулы
живой материи.
Структура и функции нуклеиновых кислот
Молекулярные процессы синтеза и расщепления в элементарных
биосистемах.
Лабораторный практикум № 3
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная
экологическая проблема.
Время экологической культуры
Заключение 1 час

28
29-30
31
32
33
34

План,
сроки

Скоррект.
сроки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».