География, 10 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии на 2021/22 учебный год для обучающихся 10 класса разработана
и реализуется на основе УМК под редакцией В. П. Максаковского «География. 10—11 классы».
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Рабочая программа по географии для 10 класса к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и
социальная география мира» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Данный курс географии завершает формирование у учащихся представлений о географической
картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий. Содержание курса направлено на формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также на развитие познавательного интереса к другим народам и странам.
Изучение географии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
•

•

•

•
•
•

•

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира,
его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

В 2021-2022учебном году на курс «География» в 10 классе в учебном плане школы
отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

2. Планируемые результаты освоения курса «География» в 10 классе Реализация программы по географии в 10 классе нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении
современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Метапредметные результаты:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Личностные результаты:
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран мира;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

3. Содержание курса «География» в 10 классе
Введение (1 ч).
Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними.
Методы экономико-географических исследований. Геоинформационные системы.
Тема 1. Современная политическая карта мира (6 ч).
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и
качественные изменения на политической карте мира. Государственная территория и
государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ.
Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные
страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и
государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Практическая работа №1: Составление таблицы “Формы государственного правления и
административно-территориального деления стран мира”.
Практическая работа №2: Характеристика политико-географического положения страны
(по выбору).
Тема 2. Природа и человек в современном мире (8 ч)
Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и
нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран.
Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по
ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных
полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов.
Металлогенетические пояса.
Проблема исчерпания запасов минерального сырья.
Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту мира основных топливнорудных бассейнов Земли.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей
планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их
размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами
различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и
последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении
стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение
качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными
ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов
океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и
ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение
роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты
Всемирного наследия.
Практическая работа №4: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по

выбору).
Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и
человек в современном мире
Тема 3. География населения мира (7 ч).
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная
численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и
естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в
разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения.
Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия.
Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые
семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.
Этно-религиозные конфликты. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема
безработицы и ее географические особенности. Неравномерность размещения населения.
Плотность населения. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах.
Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское
населения и формы его расселения.
Практическая работа №5: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости
населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
Практическая работа №6: Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 ч).
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и
отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности.
Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы.
Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое
хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная
специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ.
Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные союзы.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6 ч).
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры.
Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии.
Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и
легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем
социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях
промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные
отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая
революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых
перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны.
Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы
МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Практическая работа №7: Анализ основных факторов размещения производства в мире.
Практическая работа №8: Составление экономико-географической характеристики одной из
отраслей промышленности мира.
Тематический контроль №2: Мировое хозяйство и научно-техническая революция.
География отраслей мирового хозяйства.
Тема 6. Россия в современном мире (2 ч).
Место России в мировой политике. Участие России в международных организациях. Россия
и глобальный миропорядок. Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в
мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых.
Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Лидирующее
положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Место России в мировом
транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте,
более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления
международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.
Россия в международных экономических отношениях.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по географии для 11 класса к учебнику В.П. Максаковского (34 часа)
Задачи воспитания, решаемые через использование
воспитательных возможностей содержания учебного
Наименование
предмета с учетом рабочей программы воспитания
Количество
разделов
часов

Введение

1

Современная
политическая
карта мира

6

Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения
Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел (опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции)
Создание благоприятных условий для развития у подростков
социально значимых ценностных отношений к окружающим
людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения.
Создание благоприятных условий для развития у подростков
социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как
хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.

Природа и
человек в
современном
мире

8

География
населения мира

7

Научнотехническая
революция и
мировое
хозяйство

4

География
отраслей
мирового
хозяйства

6

Россия в
современном
мире

2

Создание благоприятных условий для развития у подростков
социально значимых ценностных отношений к окружающим
людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения.
Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения
Создание благоприятных условий для развития у подростков
социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как
хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
Создание благоприятных условий для развития у подростков
социально значимых ценностных отношений к окружающим
людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения.
Создание благоприятных условий для развития у подростков
социально значимых ценностных отношений к окружающим
людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по географии для 11 класса к учебнику
В. П. Максаковского «География. 10—11 классы» (34 часов)
№ урока

Тема урока

2

Экономическая и социальная география
географических наук
Многообразие стран современного мира

3

Влияние международных отношений на политическую карту мира

1

4

Государственный строй стран мира

1

5

Практическая работа №1 Составление таблицы “Формы государственного
правления и административно-территориального деления стран мира”
Что такое политическая география

1

1

8

Практическая работа №2 Характеристика политико-географического положения
страны (по выбору)
Взаимодействие общества и природы

9

Мировые природные ресурсы (1)

1

10

1

11

Практическая работа №3 Нанесение на контурную карту мира основных топливнорудных бассейнов Земли
Мировые природные ресурсы (2)

12

Мировые природные ресурсы (3)

1

13

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

14

1

16

Практическая работа №4 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира
(по выбору)
Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира.
Природа и человек в современном мире
Численность и воспроизводство населения. Работа над ошибками

17

Демографическая политика

1

18

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды. Этнический

1

1

6
7

15

как

Количество
часов
наука,

её

место

в

системе

1
1

1

1

1

1
1

План, сроки Скорректированные
сроки

19

состав населения
Размещение и миграции населения

1

20

Городское и сельское население

1

21

1

22

Практическая работа №5 Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости
населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Практическая работа №6 Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира

23

Научно-техническая революция

1

24

Мировое хозяйство

1

25

Отраслевая и территориальная структура хозяйства

1

26

Факторы размещения

1

27

1

28

География промышленности Практическая работа №7 Анализ основных факторов
размещения производства в мире
География сельского хозяйства и рыболовства

29

География транспорта

1

30

Всемирные экономические отношения

1

31

Практическая работа №8 Составление экономико-географической характеристики
одной из отраслей промышленности мира
Тематический контроль №2 География населения мира. Научно-техническая
революция и мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства
Место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском
потенциале, в мировом хозяйстве. Работа над ошибками
Итоговый урок

1

32
33
34

1

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».