1. Пояснительная записка Рабочая программа по географии на 2021/22 учебный год для обучающихся 9-х классов разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.И. Алексеева предметная линия учебников «Полярная звезда. 5-9 кл». Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей: • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов; • выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; • развитие географического мышления. В 2021-2022учебном году на курс «География» в 9 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «География» в 9 классе Реализация программы по географии в 9-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретно осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; – гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; – образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; – умение толерантно определять своё отношение к разным народам; – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; – организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития: – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития); – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития); – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития); – использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития). Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. 1.2.3. Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом классе являются следующие умения: 1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: – объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы; – объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований; – аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития; – объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов. 2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: – определять причины и следствия геоэкологических проблем; – приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства; – оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире. 3-я линия развития – использование географических умений: – прогнозировать особенности развития географических систем; – прогнозировать изменения в географии деятельности; – составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем. 4-я линия развития – использование карт как моделей: – пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.; – определять по картам местоположение географических объектов. 5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: – формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; – выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике. 3. Содержание курса «География» в 9 классе Раздел 1. Хозяйство России (21 час) Развитие хозяйства. Особенности экономики России. Географическое районирование. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная промышленность Газовая промышленность. Электроэнергетика. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Транспортная инфраструктура. Транспортная инфраструктура. Социальная инфраструктура. Раздел 2. Регионы России (47 часов) Центральная Россия. Центральная Россия.. Пространство Центральной России. Освоение территории и население. Центральная Россия: хозяйство. Москва — столица России. Европейский Северо –Запад. Европейский Северо –Запад. Пространство Северо –Запада. Северо –Запад- «окно в Европу». Северо – Запад: хозяйство, особенности географического положения Калининградской области. Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города Европейский Север Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Европейский Юг Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Поволжье Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. Урал Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала». Практическая работа: №3 «Оценка природно- ресурсного потенциала района на основе тематических карт» Практическая работа: №4 «Составление туристического маршрута по природным и туристическим местам» Практическая работа: №5 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» Практическая работа: №6 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства» Практическая работа: №7 «Оценка проблем Поволжья по различным источникам географической информации» Практическая работа: №8 «Оценка ресурсов региона на основе карт» Сибирь Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации. Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района. Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Дальний Восток Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Практическая работа: №9 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири» Практическая работа: №10 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири» Практическая работа: №11 «Оценка географического положения Дальнего Востока» Россия в мире (1 ч) Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Пространство района Природные ресурсы «Русский чернозем» ЦЧР-9ч.: освоение территории , население и хозяйство Агропромышленный комплекс. Развитие промышленности КМА и черная металлургия. Транспорт района Территориальная структура и города Практическая работа №12 Оценка географического положения ЦЧР. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по географии для 9 класса к учебнику А.И. Алексеева «География. 9 класс» (68 часов) Наименование темы, раздела Количество ча- Задачи воспитания, решаемые через использование сов воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Создание благоприятных условий для развития у подростХозяйство России 21 Регионы России 47 Россия в мире 1 Центрально – Черноземный район 9 ков социально значимых ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – иници высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16-17 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 5. Календарно – тематическое планирование по географии в 9 классе по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николина, Е.К.Липкина 2 часа в неделю – 68 часов Тема урока Развитие хозяйства Особенности экономики России Географическое районирование. Практическая работа №1.Выделениеграниц природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионов страны Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность. Пр . работа №2.Чтение карты угольной промышленности. Нефтяная промышленность Газовая промышленность. Электроэнергетика Черная металлургия Цветная металлургия. комплекса Машиностроение. Химическая промышленность Лесопромышленный комплекс Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство. Пр. работа №3.Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства Учимся с «Полярной звездой» Транспортная инфраструктура Социальная инфраструктура Учимся с «Полярной звездой». Информационная инфраструктура ПОУ по теме «Хозяйство России» Пространство Центральной России Центральная Россия: освоение территории и население Центральная Россия: хозяйство Центральная Россия: хозяйство Учимся с «Полярной звездой» Москва – столица России. Пр. работа №4 Составление туристического маршрута по природным и туристическим План, Скоррексроки тиров. сроки 28. местам Пространство Северо - Запада 29. 30 31. 32. Северо – Запад: «окно в Европу» Северо – Запад: хозяйство Санкт – Петербург- культурная столица России Пространство Европейского Севера 33. Европейский Север: освоение территории и население 34 Европейский Север: хозяйство и проблемы 35. Учимся с «Полярной звездой» Составляем карту «Северная Магнитка» 36. 37 38. Пространство Европейского Юга Европейский Юг: население Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. ПР. работа№5 Оценка природных ресурсов и условий Северного Кавказа на основе тематических карт Учимся с «Полярной звездой»( Пр.работа №6 «Развитие рекреации на Северном Кавказе» Пространство Поволжья Поволжье: освоение территории и население Поволжье: хозяйство и проблемы. Учимся с «Полярной звездой» Дискуссия (пр. работа №7)Экологические проблемы Поволжья» Пространство Урала Урал: население и города. Пр. работа №8 Оценка ресурсов региона на основе карт Урал: освоение территории и хозяйство. Пр. работа №9.Оценка отраслей специализации Урала» Учимся с «Полярной звездой» Пространство Сибири Сибирь: : освоение территории , население и хозяйство Западная Сибирь Восточная Сибирь. Пр. работа №10 Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири Учимся с «Полярной звездой» Проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге» Пространство Дальнего Востока. Пр. работа №11 Оценка географического положения Дальнего Востока» Дальний Восток: освоение территории и население Дальний Восток: хозяйство. Дальний Восток: хозяйство и перспективы Учимся с «Полярной звездой» Проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХIв» Россия в мире 39. 40. 41 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Пространство района .Пр. работа 12 Оценка географического положения ЦЧР. Природные ресурсы «Русский чернозем» ЦЧР: освоение территории , население и хозяйство Агропромышленный комплекс. Учимся с «Полярной звездой» Развитие промышленности КМА и черная металлургия Транспорт района Территориальная структура и города Перспективы развития района. Учимся с «Полярной звездой» Сфера услуг Итоговая контрольная работа Итоговый урок