астрономия 10 кл

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по астрономии на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го класса
составлена на основе учебной программы к учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»
Е. К. Страут - М.: Дрофа, 2018 .Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике
«Астрономия. 11класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, М.: Дрофа, 2019г. Концепция
преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена Решением
Коллегии Министерства Просвещения Российской Федерации, протокол от 03 декабря 2019 г.
№ПК-4вн).
Изучение астрономии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы
и формирования естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического
использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий;

формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для
объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной
астрофизики, астрономии и космонавтики
В 2021-2022учебном году на курс «Астрономия» в 10 классе в учебном плане школы отводится 1
час в неделю, что составляет 34 часа в год
2.Планируемые результаты освоения курса «Астрономия» в 10 классе.
Реализация программы по астрономии в 10-х классах нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты
1) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
2) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
3) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, принятие
гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
4) формирование представления об окружающем мире и роли человека в мире и обществе;
мировоззрение, соответствующее со- 7 временному уровню развития науки, значимость науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных проблем.

Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметные результаты
1) сформированность представлений об астрономии и ее роли в картине окружающего мира;
2) владение системой основных терминов и понятий; способность распознавать встречающиеся
астрономические явления и обьяснять вызывающие их причины
3) представление о календарях, истории их возникновения и применения людьми
4) способность распознавать основные астрономические обьекты и использовать их для
ориентирования
5) знание основных физических процессов, их роль в развитии небесных тел, их взаимосвязи и
влиянии друг на друга
6) иметь представления о порядках физических величин , в приложении к астрономическим
обьектам;
7) закрепление знаний о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, знание таких понятий как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
3.Содержание курса «Астрономия» в 10 классе
Тема 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структураи масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Тема 2. Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движениеСолнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны. Время и календарь.
Тема 3.Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний
иразмеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения.Определение массы небесных тел. Движение искусственныхспутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Тема 4. Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутникии кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Тема 5. Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строениеСолнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекиесолнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура

различных классов звезд.Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд.Модели
звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы.
Тема 6. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типанаселения Галактики. Межзвездная среда:
газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы.Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон
Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни напланетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтикии радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями.Планетные системы у других звезд.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по астрономии для 10 класса к учебнику », Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут (34 часа)
Разделы / темы

Тема1 Астрономия, ее
значение и связь с другими
науками

Тема2. Практические
основы астрономии

Тема3.Строение Солнечной
системы

Тема4. Природа тел
Солнечной системы

Количество
часов

2

5

7

8

Задачи воспитания, решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета с
учетом
рабочей
программы
воспитания
Побуждение
школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации
Создание благоприятных условий
для приобретения школьниками
опыта осуществления социально
значимых
дел
.Опыт
самостоятельного
приобретения
новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной
деятельности
Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного
диалога;
- групповой работы или работы в

Тема 5. Солнце и звезды .

Тема 6. Строение и эволюция
Вселенной

Тема 7. Жизнь и разум во
Вселенной

6

4

2

парах, которые учат школьников
командной
работе
и
взаимодействию с другими детьми;
Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
Включение
в
урок
игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы во время урока;
Создание благоприятных условий
для приобретения школьниками
опыта осуществления социально
значимых дел. Опыт деятельного
выражения
собственной
гражданской позиции;

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по астрономии для 10 класса к учебнику », Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут (34 часа)
№

Тема урока

План. сроки

урока
Глава 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками
1

Предмет астрономии.

2

Наблюдения — основа астрономии

Глава 2. Практические основы астрономии
Звезды
и
созвездия.
Небесные
координаты. Звездные карты.
4
Видимое движение звезд на различных
географических широтах.
5
Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика.
6
Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Время и календарь.
7
Контрольное тестирование по теме
«Практические основы астрономии»
Глава 3. Строение Солнечной системы
3

8

Развитие представлений о строении
мира. Конфигурации планет.
Синодический период.

Скоррект.сроки

Законы движения планет Солнечной
системы.
10
Определение расстояний и размеров тел
в Солнечной системе.
11
Практическая работа с планом
Солнечной системы
12
Открытие и применение закона
всемирного тяготения
13
Движение искусственных спутников и
космических аппаратов (КА).
14
Контрольная
работа
по
теме
«Строение Солнечной системы»
Глава 4.Природа тел Солнечной системы
9

16

Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение.
Земля и Луна - двойная планета.

17

Две группы планет.

18

Природа планет земной группы

19

Характеристика Планет-гигантов.

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

15

Малые
тела
Солнечной
системы
Метеоры, болиды, метеориты.
22
Контрольное тестирование по теме
«Природа тел солнечной системы»
Глава 5. Солнце и звезды .
21

25

Солнце: его состав и внутреннее
строение.
Солнечная активность и её влияние на
Землю.
Физическая природа звезд.

26

Переменные и нестационарные звезды.

27

Эволюция звезд. Новые ,сверхновые
звезды
Зачет по теме « Солнце и звезды»

23
24

28

Глава 6. Строение и эволюция Вселенной
29
Наша Галактика.
30

Другие звездные системы – галактики.

31

Космология начала ХХ века.

32

Основы современной космологии.

Глава 7. Жизнь и разум во Вселенной
33
34

Урок – конференция «Одиноки ли мы
во Вселенной?»
Итоговая контрольная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».