1.Пояснительная записка. Рабочая программа по астрономии на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го класса составлена на основе учебной программы к учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Е. К. Страут - М.: Дрофа, 2018 .Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Астрономия. 11класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, М.: Дрофа, 2019г. Концепция преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения Российской Федерации, протокол от 03 декабря 2019 г. №ПК-4вн). Изучение астрономии в 10 классе направлено на достижение следующих целей: осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира; приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; формирование научного мировоззрения; формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики В 2021-2022учебном году на курс «Астрономия» в 10 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год 2.Планируемые результаты освоения курса «Астрономия» в 10 классе. Реализация программы по астрономии в 10-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Личностные результаты 1) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 2) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 3) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; 4) формирование представления об окружающем мире и роли человека в мире и обществе; мировоззрение, соответствующее со- 7 временному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества 5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Предметные результаты 1) сформированность представлений об астрономии и ее роли в картине окружающего мира; 2) владение системой основных терминов и понятий; способность распознавать встречающиеся астрономические явления и обьяснять вызывающие их причины 3) представление о календарях, истории их возникновения и применения людьми 4) способность распознавать основные астрономические обьекты и использовать их для ориентирования 5) знание основных физических процессов, их роль в развитии небесных тел, их взаимосвязи и влиянии друг на друга 6) иметь представления о порядках физических величин , в приложении к астрономическим обьектам; 7) закрепление знаний о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, знание таких понятий как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; 3.Содержание курса «Астрономия» в 10 классе Тема 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Структураи масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Тема 2. Практические основы астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движениеСолнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Тема 3.Строение Солнечной системы (7 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний иразмеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.Определение массы небесных тел. Движение искусственныхспутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Тема 4. Природа тел Солнечной системы (8 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутникии кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Тема 5. Солнце и звезды (6 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строениеСолнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекиесолнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд.Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Тема 6. Строение и эволюция Вселенной (4 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типанаселения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни напланетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтикии радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.Планетные системы у других звезд. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по астрономии для 10 класса к учебнику », Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут (34 часа) Разделы / темы Тема1 Астрономия, ее значение и связь с другими науками Тема2. Практические основы астрономии Тема3.Строение Солнечной системы Тема4. Природа тел Солнечной системы Количество часов 2 5 7 8 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел .Опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; - групповой работы или работы в Тема 5. Солнце и звезды . Тема 6. Строение и эволюция Вселенной Тема 7. Жизнь и разум во Вселенной 6 4 2 парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по астрономии для 10 класса к учебнику », Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут (34 часа) № Тема урока План. сроки урока Глава 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками 1 Предмет астрономии. 2 Наблюдения — основа астрономии Глава 2. Практические основы астрономии Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. 4 Видимое движение звезд на различных географических широтах. 5 Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. 6 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. 7 Контрольное тестирование по теме «Практические основы астрономии» Глава 3. Строение Солнечной системы 3 8 Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Скоррект.сроки Законы движения планет Солнечной системы. 10 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. 11 Практическая работа с планом Солнечной системы 12 Открытие и применение закона всемирного тяготения 13 Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). 14 Контрольная работа по теме «Строение Солнечной системы» Глава 4.Природа тел Солнечной системы 9 16 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна - двойная планета. 17 Две группы планет. 18 Природа планет земной группы 19 Характеристика Планет-гигантов. 20 Планеты-гиганты, их спутники и кольца. 15 Малые тела Солнечной системы Метеоры, болиды, метеориты. 22 Контрольное тестирование по теме «Природа тел солнечной системы» Глава 5. Солнце и звезды . 21 25 Солнце: его состав и внутреннее строение. Солнечная активность и её влияние на Землю. Физическая природа звезд. 26 Переменные и нестационарные звезды. 27 Эволюция звезд. Новые ,сверхновые звезды Зачет по теме « Солнце и звезды» 23 24 28 Глава 6. Строение и эволюция Вселенной 29 Наша Галактика. 30 Другие звездные системы – галактики. 31 Космология начала ХХ века. 32 Основы современной космологии. Глава 7. Жизнь и разум во Вселенной 33 34 Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» Итоговая контрольная работа.