Математика 3 кл

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике на 2021/22 учебный год для обучающихся 3-го
класса разработана и реализуется на основе УМК примерной и авторской программы для
начальной школы в образовательной системе «Школа России» М. И. Моро, Бантовой
М.А., Бельтюковой Г. В, Волковой С.И., Степановой С.В. Для реализации программы
используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
В 2021-2022 учебном году на курс «Математика» в 3 классе в учебном плане школы
отводится 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Математика» в 3 классе.
Реализация программы по математике в 3-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
Числа и величины
Учащийся научится:
-образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
-сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать
заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять
мелкие единицы счета крупными и наоборот;
-устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько
единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать
пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²;
переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные
единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг =
1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать
объекты по массе.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на
0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
-выполнять вне табличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
-выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1 000;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со
скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
2

-вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
-решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения
и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
-анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
-составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при
записи решения задачи;
-преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
-составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
-решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все
указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
-сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемых в задачах;
-дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
-находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
-решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
-решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
-обозначать геометрические фигуры буквами;
-различать круг и окружность;
-чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Геометрические величины
Учащийся научится:
-измерять длину отрезка;
-вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
-выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Работа с информацией
Учащийся научится:
-анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
-устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
-самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
-выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
-навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности;
-основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения
математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению
поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в
учебнике или учителем;
3

-положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
-понимание значения математических знаний в собственной жизни;
-понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
-восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя
успешности учебной деятельности;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
-уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
-начальных представлений об универсальности математических способов познания
окружающего мира;
-понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении
других школьных дисциплин;
-навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей
учебной деятельности;
-интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и
пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями
окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению
математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
-понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и
письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее
решения;
-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях –
самостоятельно;
-выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с
поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
-адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности,
понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
-самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их
свойствах;
-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в
явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и
графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между
объектами;
-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать
выводы;
-устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений,
равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
4

-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно
найденным основаниям;
-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в
расширенной области применения;
-понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина,
геометрическая фигура;
-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в
знаково-символической форме (на моделях);
-общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;
-самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в
учебнике, в справочнике и в других источниках;
-осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в
предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых
объектов и процессов;
-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать
вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и
предложения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести
диалог, речевые коммуникативные средства;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии
успешной математической игры, высказывать свою позицию;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
-контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность
своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего
дела.
Учащийся получит возможность научиться:
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во
время участия в проектной деятельности;
-согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре,
признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать
свою позицию;
-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе;
-конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.

5

3. Содержание курса «Математика» в 3 классе.
Тема I. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (8 часов)
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Тема II. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. (53 часа)
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия
компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица
умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и
умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и
умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые
выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без
скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых
выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел,
умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное
число.
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их
значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных
выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0
∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе
соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий).
Тема III. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление ( 28 часов)
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на
(в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт
стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при
изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и
др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
6

Тема IV. Пространственные отношения. Геометрические фигуры (12 часов)
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. Д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Тема V. Геометрические величины (15 часов)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Тема VI. Работа с информацией( 20 часов)
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

7

4. Тематическое планирование к рабочей программе по математике для 3
класса к учебнику М. И. Моро (136 часов)
Разделы/ темы

Количество Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование воспитательных возможностей
часов
содержания учебного предмета с учетом рабочей
программы воспитания

Тема I. Числа от 1 9 часов
до 100. Сложение
и вычитание

создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций(стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;)

Тема II. Числа от 51 часа
1
до
100.
Табличное
умножение
и
деление

создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций (- уметь
ставить перед собой цели и проявлять инициативу)

Тема
III. 29 часов
Числа от 1 до 100.
Внетабличное
умножение
и
деление

создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций(стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;)

Тема IV. Числа 12 часов
от 1 до 1000.
Нумерация

создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций(уметь
ставить перед собой цели и проявлять инициативу ; стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;)

Тема V. Числа от 15 часов
1
до
1000.
Сложение
и
вычитание

создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций(уметь
ставить перед собой цели и проявлять инициативу ; стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;)

Тема VI. Числа от 20 часов
1
до
1000.
Умножение
и
деление

создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций(стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;)

8

5. Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по математике для
3 класса к учебнику М. И. Моро (136 часов)
№
урок
а

Тема урока

План.
сроки

Скоррект.с
роки

Тема I. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
1
2
3
4
5
6
7
8

Повторение. Устные и письменные приёмы сложения и
вычитания.
Повторение. Устные и письменные приёмы сложения и
вычитания.
Выражения с переменной. Входная диагностика.
Решение уравнений
Решение уравнений
Решение уравнений
Обозначение геометрических фигур буквами
Контрольная работа №1 по теме «Повторение: сложение
и вычитание».

9
Работа над ошибками.
Тема II. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и
деление
10
Связь
умножения
и
сложения.
Связь
между
компонентами и результатом умножения.
11
Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления
с числом 3.
12
Решение задач с величинами «цена», «количество»,
«стоимость».
13
Решение задач с понятиями «масса» и «количество».
14
Порядок выполнения действий.
15
Порядок выполнения действий.
16
Порядок выполнения действий.
17
Странички для любознательных Что узнали. Чему
научились.
18
Странички для любознательных Что узнали. Чему
научились.
19
Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление
на 2 и 3».
20
Анализ контрольной работы. Таблица умножения и
деления с числом 4.
21
Закрепление изученного.
22
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
23
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
24
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
25
Решение задач. Самостоятельная работа.
26
Таблица умножения и деления с числом 5.
27
Задачи на кратное сравнение.
28
Задачи на кратное сравнение.
9

Решение задач.
Таблица умножения и деления с числом 6.
Решение задач.
Подготовка к к/р
Итоговая контрольная работа №3 за I четверть
Анализ контрольной работы.
Закрепление изученного.
Таблица умножения и деления с числом 7.
Странички для любознательных. Наши проекты.
Что узнали. Чему научились. Самостоятельная работа.
Площадь. Сравнение площадей фигур.
Квадратный сантиметр.
Площадь прямоугольника.
Таблица умножения и деления с числом 8.
Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение
и деление».
44
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.
45
Решение задач.
46
Таблица умножения и деления с числом 9.
47
Квадратный дециметр.
48
Таблица умножения. Закрепление. Самостоятельная
работа.
49
Квадратный метр.
50
Закрепление изученного.
51
Закрепление изученного.
52
Странички для любознательных
53
Умножение на 1.
54
Умножение на 0.
55
Умножение и деление с числами 1, 0.
56
Деление нуля на число.
57
Доли. Подготовка к к/р.
58
Итоговая контрольная работа за II четверть.
59
Окружность. Круг. Анализ контрольной работы.
60
Диаметр круга.
61
Самостоятельная работа.
Тема III. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и
деление
62
Единицы времени
63
Умножение и деление круглых чисел.
64
Деление вида 80:20.
65
Умножение суммы на число.
66
Умножение суммы на число.
67
Умножение двузначного числа на однозначное.
68
Умножение двузначного числа на однозначное.
69
Закрепление изученного. Самостоятельная работа.
70
Деление суммы на число.
71
Деление суммы на число.
72
Деление двузначного числа на однозначное.
73
Делимое. Делитель.
74
Проверка деления.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

10

75
76
77
78
79
80
81
82

Случаи деления вида 87:29.
Проверка умножения. Самостоятельная работа.
Решение уравнений.
Решение уравнений.
Закрепление изученного.
Контрольная работа № 6 по теме «Решение уравнений».
Анализ контрольной работы. Деление с остатком.
Деление с остатком.

83

Деление с остатком.

84
Решение задач на деление с остатком.
85
Случаи деления, когда делитель больше делимого.
86
Проверка деления с остатком.
87
Что узнали. Чему научились. Самостоятельная работа.
88
Наши проекты
89
Контрольная работа №7 по теме «Деление с остатком».
90
Анализ контрольной работы. Тысяча.
Тема IV. Числа от 1 до 1000. Нумерация
91
Образование и названия трёхзначных чисел.
92
Запись трёхзначных чисел.
93
Письменная нумерация в пределах 1000.
94
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.
95
Представление трёхзначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых.
96
Итоговая контрольная работа №8
97
Анализ контрольной работы.
98
Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных
вычислений.
99
Сравнение трёхзначных чисел. Самостоятельная работа.
100 Письменная нумерация в пределах 1000.
101 Единицы массы. Грамм.
102 Закрепление изученного.
Тема V. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
103 Приёмы устных вычислений.
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117

Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200.
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90.
Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140.
Контрольная работа №9 по теме «Нумерация в пределах
1000».
Анализ контрольной работы.
Приёмы письменных вычислений.
Алгоритм сложения трёхзначных чисел.
Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.
Виды треугольников.
Закрепление изученного.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и
вычитание».
Анализ контрольной работы.
Приёмы устных вычислений.
11

Тема VI. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
118 Приёмы устных вычислений.
119 Приёмы устных вычислений. Самостоятельная работа.
120 Закрепление изученного.
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134136

Приёмы письменного умножения в пределах 1000.
Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на
однозначное.
Закрепление изученного. Самостоятельная работа.
Проверка деления.
Приёмы письменного деления в пределах 1000.
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором
Закрепление изученного.
Подготовка к контрольной работы.
Итоговая контрольная работа №11 за 3 класс
Анализ контрольной работы
Закрепление изученного
Обобщающий урок. Игра «По океану математики».
Обобщающий урок (резервный)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».