1.Пояснительная записка. Рабочая программа по геометрии на 2021-22 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Л.С. Атанасян по геометрии для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: • развивать пространственное мышление и математическую культуру; • учить ясно и точно излагать свои мысли; • формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; помочь приобрести опыт исследовательской работы. В 2021-2022учебном году на курс «Геометрия» в 7 классе в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Реализация программы по алгебре в 7-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностнтных. личностные: - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; -критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; -представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; метапредметные: - умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; - умение понимать и использовать средства геометрии для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; предметные: - пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; - распознавать простейшие геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; - изображать простейшие геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; определять равные фигуры; - вычислять значения геометрических величин (длин, углов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных; - решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, правила симметрии; - проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие умения. – Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о возможности для их использованиях: • основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, расстояние; • угле, биссектрисе угла, смежных углах; • свойствах смежных углов; • свойстве вертикальных углов; • биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек; • параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых; • основных чертёжных инструментах и выполняемых с их помощью построениях; • равенстве геометрических фигур; • признаках равенства треугольников; 3.Содержание учебного предмета Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 часов) Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым и острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами Глава 2. Треугольники (18 часов) Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой ; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называют медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение и более сложные задачи, использующие простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи Глава 3. Параллельные прямые (13 часов) Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались раньше; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности; объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чем заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов) Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; урок-практикум. Основные виды учебной деятельности: Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника; проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника( прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников; формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи 4.Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасян(68 часа) Разделы/темы Глава 1. Начальные геометрические сведения Глава 2. Треугольники Глава 3. Параллельные прямые Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания 12 ч. Использование текстов, демонстрирующих подросткам примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. 18ч. Организация групповой работы, работы в парах, которые учат подростков командной работе и взаимодействию с другими детьми. Включение в урок игровых процедур, 13 ч. которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Глава 4. Соотношения между 20ч. сторонами и углами треугольника Повторение Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений (к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 5 часов 5. Календарно – тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. № урока Тема урока План, сроки Глава 1. Начальные геометрические сведения ( 12 часов) 1 Введение в предмет 2 Прямая и отрезок 3 Луч и угол 4 Сравнение отрезков и углов 5 Измерение отрезков 6 Решение задач 7 Измерение углов, 8 Решение задач 9 Смежные и вертикальные углы Скорректированные сроки 10 Перпендикулярные прямые 11 Решение задач Контрольная работа № 1 «Начальные геометрическиесведения» Глава 2. «Треугольники» 18 часов Треугольник. Первый признак 13 равенства треугольников 14 Решение задач по готовым чертежам 15 Решение задач 16 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника 17 Свойства равнобедренного треугольника 18 Решение задач 12 19 Решение задач 23 Второй признак равенства треугольников Второй признак равенства треугольников Третий признак равенства треугольников Решение задач 24 Окружность. Построение 25 циркулем и линейкой 26 Задачи на построение 27 Задачи на построение 28 Решение задач 20 21 22 29 Решение задач 30 Контрольная работа № 2«Треугольники» 31 Глава 3. Параллельные прямые 13 часов Признаки параллельности двух прямых 32 Признаки параллельности двух прямых 34 Практические способы построения параллельных прямых Решение задач по теме 35 «Признаки параллельности двух прямых» 36 Аксиома параллельных прямых 37 Свойства параллельных прямых 38 Свойства параллельных прямых 33 39 40 41 Решение задач по теме«Параллельные прямые» Решение задач по теме«Параллельные прямые» Решение задач 42 43 Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №3 Параллельные прямые Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника 20 часов 44 Теорема о сумме углов треугольника 45 Сумма углов треугольника. Решение задач 46 Сумма углов треугольника. Решение задач 47 Соотношения между сторонами и углами треугольника 48 Соотношения между сторонами и углами треугольника 49 Неравенство треугольника 50 51 52 53 Решение задач. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства Решение задач 55 Признаки равенства прямоугольных треугольников Решение задач 56 Решение задач 54 60 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми Построение треугольника по трем элементам Построение треугольника по трем элементам , Решение задач на построение 61 Решение задач 57 58 59 62 63 64-68 Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №5 Прямоугольные треугольники Повторение 5 часов