СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Информационная справка о дошкольном образовании класса предшкольной подготовки в МОУ «Турунтаевская СОШ №1» РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ 1.1.Пояснительная записка 3 6 6 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы; 1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы; 1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы РАЗДЕЛ II. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 2.1.1социально-коммуникативное развитие; 2.1.2 познавательное развитие; 2.1.3 речевое развитие; 2.1.4 художественно-эстетическое развитие; 2.1.5 физическое развитие. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Описание материально-технического обеспечения программы 3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. Распорядок дня и/или режим дня 3.4 Учебный план непрерывной образовательной деятельности в классе предшкольной подготовки 3.5 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды 2 14 14 14 16 18 19 21 24 27 30 32 34 34 34 36 37 39 40 Информационная справка о дошкольном образовании класса предшкольной подготовки в МОУ «Турунтаевская СОШ №1» Образовательная Программа дошкольного образования для класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Образовательная Программа дошкольного образования для класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1»сформирована как 3 программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей класса предшкольной подготовкии определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Образовательная Программа дошкольного образования класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Образовательная Программа дошкольного образования для класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Примерной программы «Предшкольная пора». При разработке Программы определены: продолжительность пребывания детей в классе предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1»: 8.30 - 13.10; - режим работы класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности: 08.00- 08.30 - приѐм детей в группу, утренняя зарядка; 08.50 - 09.10 - завтрак; 09.15 - 9.45- первое занятие; 09.55 - 10.25 – второе занятие; 10.30 – 11.05 – динамическая пауза (игры на свежем воздухе); 11.10- 11.40 – третье занятие; 11.50 – 12.10– обед 12.10 - 12.30 – игровая деятельность; 12.30 – 13.00 – уход домой, беседа с родителями - предельная наполняемость класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» устанавливается в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении и составляет 25 человек. Содержание Образовательной Программы дошкольного образования класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1»обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; 4 художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Образовательная Программа дошкольного образования класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» реализуется на государственном языке Российской Федерации. 5 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребѐнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности. Программа направлена на создание условий развития детей старшего дошкольного возраста, открывающих возможности для позитивной социализации ребѐнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности. Задачи: Расширять знания детей об окружающем мире. Повышать общую осведомлѐнность старших дошкольников. Учить работать по образцу. Учить выполнять словесные инструкции взрослого. Развивать речь, мелкую моторику детей. Способствовать росту познавательных возможностей детей: становлению смысловой памяти, произвольного внимания. Создавать условия для творческой активности воспитанников. Воспитывать любознательность, инициативу, трудолюбие. Формировать у детей коммуникативную культуру. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает: полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарѐнных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; партнерство с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 6 учѐт этнокультурной ситуации развития детей. обеспечение преемственности дошкольного общего общего образования. и начального Принципы, которые были положены в основу формирования Программы: Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Учѐт этнокультурной ситуации развития детей. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольногои начального общего образования). При разработки программы учитывался принцип обеспечения активности детей в определенных видах деятельности, способствующих всестороннего гармоничному развитию. Для детей дошкольного возрастато: - игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора); 7 - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисования, лепки, аппликации); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка. 1.1.3. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В Подготовительный класс предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» принимаются дети в возрасте от 6 до 7. При школе функционирует 1 группа детей возраста 6-7, общей наполняемостью 21 детей. Возрастная характеристика детей 6-7 лет В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. П. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. 8 Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях 9 детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 10 1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В стандартах дошкольного образования планируемые результаты представлены не как цели, а как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания, умения, способности, ценности и т.д., а только как возможные, вероятностные результаты. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к 11 принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 12 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА,представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Содержание Программы класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1»обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей 6-7 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 13 2.1.1Социально-коммуникативное развитие Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности: - воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа; - воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей; - уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов; - формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения; - знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда; - вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения; - расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой; - формировать позицию гражданина своей страны; - создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; - формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях; - совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх; - закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения; - поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками: - обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию; - создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания; - стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать 14 сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение; - закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня; - создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста; - содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками; - обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения; - удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично; - предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников; - знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов; - формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий: - совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности; - формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. - прививать знания основ безопасности; - формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий; - объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения; - приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными; -предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками; - обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них; - добиваться выполнения правил дорожного движения. 15 2.1.2.Познавательное развитие Развитие любознательности и познавательной мотивации: - развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать. Формирование познавательных действий, становление сознания: - обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев; - способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка; - целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений. Развитие воображения и творческой активности: - создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей; - формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним; - учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), - формировать позитивное отношение к миру на основе эмоциональночувственного опыта; - совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое; - актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей, - способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания; - развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего; 16 - содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей; - содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности; - развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование; - развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию Планета Земля в общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира: - формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»; - способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе; -развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы. 17 2.1.3.Речевое развитие Владение речью как средством общения: -побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу; - вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы. Обогащение активного словаря: - расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка; - обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности; - побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;. - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные); - активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы; - поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания; - объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли; - знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: - побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных; - побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме; -упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.); - упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок; - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; - обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; - способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций; 18 - начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Развитие связной диалогической и монологической речи: - вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; - приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ; - способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.); - побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов; - упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: - развивать речевое дыхание и речевое внимания; - формировать правильное звукопроизношение; - побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя); - познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки». - развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия); - познакомить со слоговой структурой слова; -учить определять количество слогов в словах; - развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса); - упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношенияв правильном постановке ударения при произнесении слов. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте: - упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова); - упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах); - упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах; - познакомить с ударением; - упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам. 19 2.1.4.Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы: содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства; - воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу; - добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление. Становление эстетического отношения к окружающему миру: - вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе; - развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада); - вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства; - развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова; - развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы. Формирование элементарных представлений о видах искусства: - формировать элементарные представления о видах искусства: архитектуре,изобразительном искусстве (графикаживописьскульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика,рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.),музыкальном искусстве (песня, танец, марш)театральном, фото - и киноискусстве, дизайне; - знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона; - развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений: - содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них; - развитие основ художественного вкуса; - помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.; - побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства. 20 Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.): - обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев; - поддерживать стремление детей к творчеству; - содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности; - обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов; - развивать способность к импровизациям в различных видах искусства; - учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.. 2.1.5.Физическое развитие Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму: - удовлетворять потребность детей в движении; - повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов; - расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера; - целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростносиловые, силу, гибкость, ловкость и выносливость); - развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость; - обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания; - формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры. Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), - развивать основные движения во время игровой активности детей. Ходьба (скрестным шагом, выпадами, в приседе, спиной вперед; с закрытыми глазами (4 – 6 м); по узкой рейке гимнастической скамейки прямо и боком; в разных построениях; совершая различные движения руками). 21 Бег (из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки; сидя спиной по направлению движения и т.п.), спиной вперед, сохраняя направление и равновесие; по уменьшенной, приподнятой, наклонной поверхности; пробежки под вращающейся скакалкой по одному и парами. Прыжки (подпрыгивания на месте разными способами – с поворотами кругом, смещая ноги вправо-влево; в сочетании с различными положениями и движениями рук; прыжки сериями по 30 – 40 прыжков (2 – 3 раза), на двух и на одной ноге, с продвижением вперед (многоскоки); через линии, веревку, невысокие предметы; вверх из глубоко приседа; боком с опорой руками на предмет; через длинную вращающуюся скакалку; через большой обруч, как через скакалку; прыжковые упражнения, сидя на больших гимнастических мячах (гимниках): повороты вокруг себя, поочередный подъем ног, постановка стоп на мяч и т.д.). Бросание, ловля, метание (бросание мяча вверх, о землю и ловля его одной и двумя руками, то же с хлопками, поворотами и другими заданиями; то же из одной руки в другую, с отскоком от пола; перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (снизу из-за головы, сидя по-турецки, стоя на коленях и т.п.); через сетку; перекидывание набивных мячей весом 1 кг; отбивание мяча об пол, о землю с продвижением вперед (не менее 6 раз); метание мяча (мешочка с песком) в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4 – 5 м, в движущуюся цель, вдаль метание вдаль ведущей рукой на 5 – 8 м. Ползание, лазанье (ползание на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; лазание по гимнастической стенке, лестнице, меняя темп, используя одноименный и разноименный способы лазания; передвижение с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали; лазание по веревочной лестнице, скалодрому). Упражнения для мышц головы и шеи (плавно выполнять движения головой, рисуя в воздухе цифры от 1 до 10; при приседании и ходьбе удерживать на голове разнообразные предметы (расстояние 6 – 10 м). Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (поднимать, разводить, сгибать, вращать, выпрямлять руки из разных исходных положений одновременно и попеременно; выполнять разнонаправленные движения; разводить и сводить пальцы рук; смыкать поочередно пальцы рук с большим пальцем руки; вращать обруч перед собой и сбоку одной рукой на кисти и предплечье руки). Упражнения для мышц туловища (наклоняться вперед, в стороны, назад из различных исходных положений; сидя, руки в упоре сзади, поднять обе ноги, оттянуть носки и удерживать ноги в этом положении; лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги, пытаясь дотянуться до лежащего за головой предмета; лежа на животе, стараться захватить руками щиколотки ног и удержаться в таком положении; лежа на животе прогибаться, приподнимая плечи над полом и разводя руки в стороны). 22 Упражнения для мышц брюшного пресса и ног (выставлять ногу вперед на носок скрестно; на носок-на пятку с притопами; переступать на месте, не отрывая носки ног от пола; выполнять мах прямой ногой вперед, стараясь достать носком выпрямленной ноги ладони вытянутых рук; мах в сторону; приседать вниз - в стороны из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь; захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу; пытаться рисовать, удерживая карандаш пальцами ног). Самостоятельные построения и перестроения: в шахматном порядке; расчет на «первый-второй»; перестроение из одной шеренги в две; из построения парами в колонну по одному («цепочкой»). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры и выполнять упражнения. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). - содействовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни; - рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах , связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта 23 2.2. ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Организация образовательного в классе предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1»процесса предусматривает: - совместную деятельность взрослого и ребенка (непосредственная образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) и режимные моменты); - самостоятельную деятельность ребенка (в развивающей предметноигровой среде, в ходе режимных моментов), используя инструментарий имеющихся программ; - организацию взаимодействия педагогов, курирующих организацию образовательного процесса, с семьей и другими социальными партнерами. Формы, способы, методы образовательным областям и средств реализации Программы Образовательная область Физическое развитие Формы, способы, методы и средств реализации Программы Утренняя гимнастика, игра, беседа, рассказ, чтение, спортивные состязания, интегративная деятельность, контрольно-диагностическая деятельность, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, проектная деятельность, проблемная ситуация. Социальнокоммуникативное Индивидуальная игра, совместная с воспитателем игра, совместная игра со сверстниками, беседа, рассказ, чтение, праздник, наблюдение, педагогическая ситуация, экскурсия, ситуация морального выбора, проектная деятельность, интегративная деятельность, рассматривание картин, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, поручение и задание, дежурство, игры с правилами. Речевое развитие Чтение, беседа, рассматривание картин, решение проблемных ситуаций, разговор с детьми, игра, проектная деятельность, интегративная деятельность, обсуждение, рассказ, инсценирование художественного произведения, ситуативный разговор с детьми, сочинение загадок, проблемная ситуация. 24 по Познавательное развитие Создание коллекций, проектная деятельность, интегративная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающая игра, наблюдение, проблемная ситуация, рассказ, беседа, экскурсии, коллекционирование, моделирование, реализация проекта. Художественное – эстетическоеразвитие Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательноисследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Рассматривание эстетически привлекательных предметов. Игра, организация выставок, слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально- дидактическая игра, беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания, интегративная деятельность, совместное и индивидуальное музыкальное исполнение, музыкальное упражнение, двигательный, пластический танцевальный этюд, танец, творческое задание, концерт- импровизация, музыкальная сюжетная игра. ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ представлена авторскими программами («Волшебная кисточка», «Природа и творчество») педагогов МОУ ДОД «Турунтаевский дом творчества». Программа «Волшебная кисточка» составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А и направлена на знакомство детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура); развитие у них специфических умений во всех видах изобразительной деятельности; формирование готовности создавать образы реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям с использованием различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.). Программа «Природа и творчество» - программа развития творческих способностей детей средствами декоративно-художественного творчества. Программа направлена на знакомство дошкольников с декоративными 25 приемами изготовления с использованием природных материалов различных видов предметных и сюжетных аппликаций. 26 2.3.ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК. Развитие ребенка в образовательном процессе класса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для еѐ осуществления. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В расписании организованной образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетнодидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В расписании организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи. Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация). Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со 27 знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальной организованной образовательной деятельности, которая проводится музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе организованной образовательной деятельности по физической культуре, требования к проведению которой согласуются дошкольным учреждением с положениями действующих санитарных правил и норм. Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня: - подвижные игры с правилами (в том числе народные), - игровыеупражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; - оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурногигиенических навыков; - анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе; - игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные; опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практикоориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игрыдраматизации; - беседы, речевые ситуации, составление и рассказываниесказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание стихов, песенок, ситуативные разговоры; слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкальноритмические движения, музыкальные игры и импровизации; вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др. Культурные практики – это разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося в период посещения ребѐнкомкласса предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1». На основе культурных практик ребѐнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. 28 К культурным практикам относятся исследовательские, социальноориентированные, организационно-коммуникативные, художественные способы действий. Воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации общения и накопления положительного социальноэмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах. Ситуации планируются воспитателем заранее или возникают в ответ на события, которые происходят в группе, способствуют разрешению возникающих проблем. Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. В классе предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» организуются спортивные, музыкальные и литературные досуги в соответствии с интересами и предпочтениями детей. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. 29 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы В концепции личностно-ориентированного образования, в рамках системно-деятельностного подхода, образовательный процесс строится с учѐтом принципа включения личности в такие значимые виды деятельности как общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность, которые являются «сквозными механизмами развития ребѐнка». Активность, инициатива ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент его успешности и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.Инициативность является одним из условий успешной социализации воспитанников. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития инициативности. Формы поддержки детской инициативы: 1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов проблемной ситуации, предложенной самим ребенком – воображаемая ситуация представляется в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием (это может быть сюжетнодидактическая игра, игра-путешествие и т.д.), при этом выполнение тех или иных упражнений в рамках образовательной деятельностистановится для ребенка способом получения положительных эмоций от игры.Игровые сюжеты используются также для придания учебному материалу осмысленности (повышая тем самым энергетические возможности ребенка по его усвоению). 2. Проектная деятельность технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. 3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. 4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. 5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития –педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. В режимных процессах, в свободной детской деятельности педагогвоспитатель создает, по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие Направления деятельности педагога по поддержке детской инициативы 6-7 лет. Приоритетная сфера инициативы – научение. Деятельность педагога по поддержке детской инициативы: 30 - вводить адекватную оценку результата деятельности ребѐнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта; - спокойно реагировать на неуспех ребѐнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.; - создавать ситуации, позволяющие ребѐнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; - обращаться к детям с просьбой, показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которыми обладает ребѐнок; - поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами; - создавать условия и выделять время для разнообразной самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам; - при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; - привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц, учить их реализовывать их пожелания и предложения. 31 2.5.ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. В основу совместной деятельности семьи и педагогического коллектива заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребѐнка; открытость для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. Задачи совместной деятельности семьи и педагогического коллектива: 1) формирование психолого- педагогических знаний родителей; 2) приобщение родителей к участию в жизни группы; 3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. Система взаимодействия с родителями включает: · ознакомление родителей с результатами работы школы на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни школы; · ознакомление родителей с содержанием работы школы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; · участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета · целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; · обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях Тематика родительских собраний на 2020-2021 учебный год: 1. «Ваш ребенок идет в подготовительный класс» 2. «Читайте книги вместе с детьми» 3. «Соблюдаем правила безопасности» 4. Итоговое. Участие родителей в организации и проведении воспитательных мероприятий: 1 сентября; Экскурсия в Краеведческий музей Муниципальные конкурсы ДДТ ко Дню матери, Новому году, 8 марта участие в совместных мероприятиях с детской библиотекой . 32 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ Помещение Вид деятельности, процесс Утренняя гимнастика Спортивный Образовательная область "Физическое развитие" зал Спортивные праздники, развлечения, досуги Сенсорное развитие, Развитие речи, Познавательное развитие, Ознакомление с художественной литературой и художественноприкладным творчеством, Развитие элементарных математических представлений, Обучение грамоте, Развитие элементарных историко -географических представлений, Сюжетно-ролевые игры, Групповая комната Самообслуживание, Трудовая деятельность, Самостоятельная творческая деятельность, Ознакомление с природой, труд в природе, Игровая деятельность. Медицинский Осуществление медицинской помощи, кабинет Профилактические мероприятия, Медицинский мониторинг (антропорметрия и т.п.). Подгрупповая, индивидуальная работа, консультации для родителей Кабинет педагогапсихолога 3.2.ОПИСАНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ходе реализации Программы используется следующее методическое обеспечение: Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» № Автор Год издан. Название Издательство Раздел «Познаем других людей и себя» 1 Козлова С.А. Я хочу в школу: рабочая тетрадь 33 2018 М: Вентана-Граф 2 Козлова С.А. Я и мои друзья: рабочая тетрадь 2018 М: Вентана-Граф 3 Куликова Т.А. Я и моя семья: рабочая тетрадь 2018 М: Вентана-Граф Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие» 1 Виноградова Н.Ф. Рассказы и загадки о природе 2018 М: Вентана-Граф 2 Л.Г.Петерсон Раз-ступенька,Два-ступенька…: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста: в 2 ч. 2018 ООО «Бином» 3 Р.Н.Бунеев По дороге к азбуке: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 ООО « Баланс» Е.В. Бунеева 4 Кочурова Е.Э. Познаем мир: исследуем свойства предметов: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф 5 Корнеева Г.А. Первые шаги в математику: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста: в 2 ч. 2018 М: Вентана-Граф 6 Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой: развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие» 1 Журова Л.Е., Кузнецова М.И. 2 Журова Л.Е. Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников: играем со звуками и словами: рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста в 2 ч. 2018 М: Вентана-Граф Азбука для дошкольников: играем и читаем вместе: рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста в 2 ч. 2018 М: Вентана-Граф 3 Виноградова Н.Ф. Рассказы и загадки о природе 2018 М: Вентана-Граф 4 Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи: дидактические материалы 2018 М: Вентана-Граф 5 Федорова Л.И. Учимся общаться: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста: в 2 ч. 2018 М: Вентана-Граф 34 Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 1 Салмина Н.Г., Глебова А.О. 2 Салмина Н.Г., Глебова А.О. 3 Салмина Н.Г., Глебова А.О. 4 Салмина Н.Г., Глебова А.О. 5 Салмина Н.Г., Глебова А.О. 6 Салмина Н.Г., Глебова А.О. 7 Салмина Н.Г., Глебова А.О. 8 Дубровская Е.А. Умелые ручки: форма и штриховка: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Умелые ручки: рисуем по сетке: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Умелые ручки: рисуем по звездам: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Учимся рисовать: рисунок, аппликация, лепка: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Учимся рисовать: анализ форм и создание образа, форма и штриховка: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Учимся рисовать: графика, живопись, народные промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Знакомимся с музыкой: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста 2018 М: Вентана-Граф Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» 1 Галанов А.С. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие 2015 М: Вентана-Граф 3.3.РАСПОРЯДОК И/ИЛИ РЕЖИМ ДНЯ Режим пребывания детей в образовательном учреждении (далее режим) – это организация жизни и деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Режим дня установлен в подготовительной классе с учѐтом: 35 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм САНПИН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет 30 мин. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультминутки. Перерывы между непосредственной образовательной деятельностью составляют 10 мин. Продолжительность общественно-полезного труда детей не превышает 20 минут в день. Продолжительность и кратность непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей в неделю: по 20 минут три раза. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов – не более 30 минут. Организация дополнительного образования (студии, кружки) для детей дошкольного возраста происходит в специально отведѐнное время в режиме дня. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Режим дня пребывания детей 08.00-08.30- приѐм детей в группу, утренняя зарядка; 08.50 - 9.10 - завтрак; 09.15- 9.45- первое занятие; 09.55 - 10.25 – второе занятие; 10.30 - 11.05 – динамическая пауза (игры на свежем воздухе); 11.10 - 11.40 – третье занятие; 11.50– 12.10– обед 12.10 - 12.30 – игровая деятельность 12.30 – 13.00 –уход домой 36 3.4. Учебный план непрерывной образовательной деятельности в классе предшкольной подготовки МОУ «Турунтаевская СОШ №1» Образовательные области Виды детской Инвариантная часть Часть, формируемая деятельности (Обязательная часть) участниками образовательного процесса Количество Количество Количество Количество в неделю в год в неделю в неделю Физическое Двигательная 1 36 развитие деятельность: физическая культура Социально – Социализация 1 36 коммуникативное Основы развитие безопасности Речевое развитие Коммуникативная 2 72 деятельность: речевое развитие Познавательно - 2 72 исследовательс кая деятельность: ознакомление с окружающим миром Формирование 2 72 Познавательное элементарных развитие математически х представлений Изобразительная 2 72 деятельность: рисование Художественно – Изобразительная 1 36 эстетическое деятельность: развитие лепка Изобразительная 1 36 деятельность: аппликация Музыкальная 1 36 деятельность: музыка Изобразительная 2 72 деятельность: рисование. Студия "Волшебная кисточка". Всего в неделю: Всего в год: ( 20 по 30 мин.) (600 мин. = 10 часов) 360 часов Расписание занятий понедельник вторник среда 37 четверг пятница 1 занятие Познаѐм мир 2 занятие 3 занятие Знакомимся с математикой Познаем мир Знакомимся с математикой Знакомимся с музыкой Учимся Занятия по родному языку физической культуре Учимся родному языку Занятия по физической культуре Основы безопасности Динамическая пауза (подвижные игры) Динамическая пауза Динамическая пауза Динамическая пауза Динамическая пауза Учимся рисовать Знакомимся с музыкой Учимся рисовать Учимся аппликации Учимся лепке 3.5.ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ Период Название мероприятия Сентябрь День Знаний Октябрь Выставка поделок из природного материала «Волшебный сундучок осени» Ноябрь Утренник, посвящѐнный Дню Матери Фотовыставка «Загляните в мамины глаза» Декабрь Новогодний утренник «Новогодний лес - место чудес» Январь Февраль Утренник «Мы юные защитники Родины» Март Утренник «Мама, мамочка, мамуля» Апрель Праздник « Весне навстречу» Май Для организации традиционных событий используется сюжетнотематическое планирование образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского 38 опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. 39 3.6.ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Во ФГОС дошкольного образования представлены требования к предметно-развивающей среде групп: «Развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей». Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающие. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (уголки), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких центров развития выступают: — уголок для ролевых игр; — книжный уголок; — зона для настольных игр; — выставка (детского рисунка, детского творчества); — уголок природы (наблюдение за природой); — спортивный уголок; —игровой уголок (с игрушками, строительным материалом); — уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности – конструирования, изобразительной и др. Развивающая предметно-пространственная среда в классе подготовки к школе является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 40