1 I. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 10 класса среднего общего образования Пояснительная записка. Рабочая программа адресована учащимся 10-11 классов общеобразовательного учреждения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф, 2016. – 400 с. Рабочая программа соответствует ФГОС СОО (2012г.) Целью базового курса является: Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов. Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках. Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность. Информация о количестве учебных часов Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа-1 час в неделю. Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану). 1 четверть – 8 часов 2 четверть – 8 часов 3 четверть – 10 часов 4 четверть – 8 часов Информация о внесенных изменениях Рабочая программа составлена без внесения изменений. Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой. Авторской программой (а так же рабочей программой) учебные экскурсии не предусмотрены. 2 II. Планируемый уровень подготовки учащихся Ученик на базовом уровне научится: • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; • понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками; • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; • проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки; • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; • обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов; • распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям; • описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов; • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; • объяснять причины наследственных заболеваний; • выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников; • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека; • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на зародышевое развитие человека. Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК; 3 • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются: • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью. Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. Предметными результатами обучения биологии в школе являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки; • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ); • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов • умение пользоваться биологической терминологией и символикой; 4 • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); • описание особей видов по морфологическому критерию; • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания; • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); 3.В сфере трудовой деятельности: • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов; 4. В сфере физической деятельности: • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде. III. Содержание учебного предмета 10 класс 1 час в неделю Введение (1 ч) Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. . Раздел I. Клетка — единица живого(18 ч) Тема 1. Химический состав клетки (5 ч) Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК. Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч) Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты. Лабораторные работы: № 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза» № 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Динамические пособия «Строение клетки». 5 Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч) Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (6 ч) Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код. Динамические пособия «Биосинтез белка». Раздел II . Размножение и развитие организмов (7 ч) Тема 5. Размножение организмов (4 ч) Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума). Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч) Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Раздел III. Основы генетики и селекции (8 ч) Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 ч) Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач» Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом. Динамическое пособие «Перекрест 6 хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Тема 8. Закономерности изменчивости (2 ч) Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений); модификационную изменчивость. Тема 9. Генетика и селекция (1 ч) Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Лабораторные работы: 1. Составление простейших схем скрещивания. 2. Решение генетических задач. 3. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах). IV. № п/п Тематическое планирование. Наименование Всего Лабораторные работы тем. часов Введение. 1ч Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания привлечение внимания ценностному аспекту уроках явлений, школьников к изучаемых на применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; 7 I. Клетка — единица живого. 18 ч 2 организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; II Размножение и развитие организмов. 7ч. 1 привлечение внимания ценностному аспекту уроках явлений, школьников к изучаемых на III. Основы генетики и селекции. 8ч. 2 привлечение внимания ценностному аспекту уроках явлений, школьников к изучаемых на применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; V. № Календарно-тематическое планирование. Тема урока Дата проведения урока По плану СКОРРЕКТИР. Введение (1 ч) 1 Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого и уровни организации жизни 02.09 – 06.09 Раздел I. Клетка — единица живого(18 ч) 2 3 4 5 6 Неорганические соединения клетки Органические соединения клетки: углеводы, липиды Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты: состав, строение, функции АТФ и другие органические соединения клетки 09.09 – 13.09 16.09 – 20.09 23.09 – 27.09 30.09 – 04.10 07.10 – 11.10 8 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Клетка – элементарная единица живого Цитоплазма Мембранные органоиды клетки Ядро. Прокариоты и эукариоты Обмен веществ Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей Биологическое окисление и обеспечение клеток энергией Генетическая информация. Удвоение ДНК Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код Биосинтез белков Регуляция работы генов Вирусы — неклеточные формы жизни Генная и клеточная инженерия 14.10 – 18.10 21.10 – 25.10 04.11 – 08.11 11.11 – 15.11 18.11 – 22.11 25.11 – 29.11 02.12 – 06.12 09.12 – 13.12 16.12 – 20.12 23.12 – 27.12 13.01 – 17.01 20.01 – 24.01 27.01 – 31.01 Раздел II . Размножение и развитие организмов (7 ч) 20 21 22 23 24 25 26 Бесполое и половое размножение Деление клетки. Митоз Мейоз Образование половых клеток. Оплодотворение Зародышевое развитие организмов Дифференцировка клеток. Постэмбриональное развитие Развитие взрослого организма Раздел III. Основы генетики и селекции (8 ч) 27 28 29 30 31 32 33 34 Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя Генотип и фенотип. Взаимодействие генов. Анализирующее скрещиванием Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя Сцепленное наследование генов Отношения ген — признак. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость Наследственная изменчивость человека Генетика и селекция 03.02 – 07.02 10.02 – 14.02 17.02 – 21.02 24.02 – 28.02 02.03 – 06.03 09.03 – 13.03 16.03 – 20.03 30.03 – 03.04 06.04 – 10.04 13.04 – 17.04 20.04 – 24.04 27.04 – 01.05 04.05 – 08.05 11.05 – 15.05 18.05 – 22.05 9 10