Биология 10 класс

1

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 класса
среднего общего образования
Пояснительная записка.
Рабочая программа адресована учащимся 10-11 классов общеобразовательного
учреждения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса
Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С.
Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. корнилова и
др.]- М.: Вентана-Граф, 2016. – 400 с.
Рабочая программа соответствует ФГОС СОО (2012г.)
Целью базового курса является:
 Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся
комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные
специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного
здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
 Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики,
ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению
«биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных
библиотеках.
 Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит
осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки
мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую
биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 34 часа-1 час в неделю.
Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с
примерной и авторской программой.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена без внесения изменений.
Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в
соответствии с примерной и авторской программой.
Авторской программой (а так же рабочей программой) учебные экскурсии не
предусмотрены.
2

II.

Планируемый уровень подготовки учащихся

Ученик на базовом уровне научится:
• раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
• понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;
• понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
• проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
• формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
• сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
• обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и
окружающей среды на основе биологических теорий;
• распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию,
устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;
• устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
• обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в
клетках живых организмов;
• распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;
• описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;
• объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
• объяснять причины наследственных заболеваний;
• выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
• выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
• приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
• оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников;
• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы
и делать выводы на основании представленных данных;
• оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека;
• объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на
зародышевое развитие человека.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
• давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
• характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
• сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
• решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;

3

• решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
• решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
• устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных
биологических объектов и целых природных сообществ.
Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются:
• реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
• признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
• сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми
проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической
безопасностью.
Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находит
биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметными результатами обучения биологии в школе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория
Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя,
закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической
науки;
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и
животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных
и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и
энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного
отбора, образование видов, круговорот веществ);
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины
мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов
на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
4

• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описание особей видов по морфологическому критерию;
• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания;
• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека,
глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной
деятельности в окружающей среде;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение);
3.В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и
объяснение их результатов;
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде.

III.

Содержание учебного предмета

10 класс 1 час в неделю
Введение (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические
системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
.
Раздел I. Клетка — единица живого(18 ч)
Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные)
соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции.
Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК.
Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая
мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии,
пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Лабораторные работы:
№ 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение
плазмолиза и деплазмолиза»
№ 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Динамические пособия
«Строение клетки».
5

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез.
Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток
энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое
окисление при участии кислорода.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (6 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование
информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы.
Профилактика СПИДа.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие:
строение хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код.
Динамические пособия «Биосинтез белка».
Раздел II . Размножение и развитие организмов (7 ч)
Тема 5. Размножение организмов (4 ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование
половых клеток и оплодотворение.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление
клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и
женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное
развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое
пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника
(нефролеписа или адиантума).
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя,
никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое
целое.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие:
индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша.
Раздел III. Основы генетики и селекции (8 ч)
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 ч)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип.
Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с
полом.
Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»
Демонстрации:
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие:
моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное
доминирование; наследование, сцепленное с полом. Динамическое пособие «Перекрест
6

хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые,
зеленые).
Тема 8. Закономерности изменчивости (2 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости
Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение
некоторых наследственных болезней человека.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: мутации
(различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных
растений); модификационную изменчивость.
Тема 9. Генетика и селекция (1 ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах
происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции.
Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации:
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: центры
многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор;
гибридизацию; исследования в области биотехнологии.
Лабораторные работы:
1. Составление простейших схем скрещивания.
2. Решение генетических задач.
3. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на
гербарных образцах).

IV.
№
п/п

Тематическое планирование.

Наименование Всего Лабораторные
работы
тем.
часов

Введение.

1ч

Задачи воспитания, решаемые через
использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
привлечение внимания
ценностному аспекту
уроках явлений,

школьников к
изучаемых на

применение на уроке интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
- дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;

7

I.

Клетка —
единица
живого.

18 ч

2

организация
работы
учащихся
с
получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

II

Размножение
и развитие
организмов.

7ч.

1

привлечение внимания
ценностному аспекту
уроках явлений,

школьников к
изучаемых на

III.

Основы
генетики и
селекции.

8ч.

2

привлечение внимания
ценностному аспекту
уроках явлений,

школьников к
изучаемых на

применение на уроке интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
- дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;

V.

№

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Дата проведения урока
По плану
СКОРРЕКТИР.

Введение (1 ч)
1

Биология – наука о живой природе. Основные
признаки живого и уровни организации жизни

02.09 – 06.09

Раздел I. Клетка — единица живого(18 ч)
2
3
4
5
6

Неорганические соединения клетки
Органические соединения клетки: углеводы,
липиды
Белки, их строение и функции
Нуклеиновые кислоты: состав, строение,
функции
АТФ и другие органические соединения клетки

09.09 – 13.09
16.09 – 20.09
23.09 – 27.09
30.09 – 04.10
07.10 – 11.10
8

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Клетка – элементарная единица живого
Цитоплазма
Мембранные органоиды клетки
Ядро. Прокариоты и эукариоты
Обмен веществ
Фотосинтез. Преобразование энергии света в
энергию химических связей
Биологическое окисление и обеспечение клеток
энергией
Генетическая информация. Удвоение ДНК
Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический
код
Биосинтез белков
Регуляция работы генов
Вирусы — неклеточные формы жизни
Генная и клеточная инженерия

14.10 – 18.10
21.10 – 25.10
04.11 – 08.11
11.11 – 15.11
18.11 – 22.11
25.11 – 29.11
02.12 – 06.12
09.12 – 13.12
16.12 – 20.12
23.12 – 27.12
13.01 – 17.01
20.01 – 24.01
27.01 – 31.01

Раздел II . Размножение и развитие
организмов (7 ч)
20
21
22
23
24
25
26

Бесполое и половое размножение
Деление клетки. Митоз
Мейоз
Образование половых клеток. Оплодотворение
Зародышевое развитие организмов
Дифференцировка клеток. Постэмбриональное
развитие
Развитие взрослого организма
Раздел III. Основы генетики и селекции (8 ч)

27
28
29
30
31

32
33
34

Моногибридное скрещивание. Первый и
второй законы Менделя
Генотип и фенотип. Взаимодействие генов.
Анализирующее скрещиванием
Дигибридное скрещивание. Третий закон
Менделя
Сцепленное наследование генов
Отношения ген — признак. Внеядерная
наследственность. Взаимодействие генотипа и
среды при формировании признака.
Генетические основы поведения
Модификационная, комбинативная и
мутационная изменчивость
Наследственная изменчивость человека
Генетика и селекция

03.02 – 07.02
10.02 – 14.02
17.02 – 21.02
24.02 – 28.02
02.03 – 06.03
09.03 – 13.03
16.03 – 20.03
30.03 – 03.04

06.04 – 10.04
13.04 – 17.04
20.04 – 24.04
27.04 – 01.05
04.05 – 08.05
11.05 – 15.05
18.05 – 22.05

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».