Биология 8 класс

I . Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, авторской программы
курса «Биология. Человек.» для 8-го класса И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова,
Н.М. Чернова на 20121/2022 уч. год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева
И.Н. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф.
И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2019.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2
часа в неделю (68 часов). Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на
уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе
изменением социальной ситуации развития — ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных
взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают
определённые особенности развития современных подростков). Наиболее
продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является
социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом,
поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или
общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами
изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем
содержания курса биологии для основной школы, который должен быть
представлен в любой рабочей или авторской программе.
Информация о количестве учебных часов
Программа рассчитана на 68 часа в год, 2 час в неделю (по учебному плану).
1 четверть – 16 часов
2 четверть – 16 часов
3 четверть – 20 часов
4 четверть –16 часов

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной
литературе,
биологических
словарях и
справочниках),
анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать
и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Метопредметные результаты:
 устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и
выполняемой им функцией;
 проводить биологические исследования и делать выводы на основе
полученных результатов;
 находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов
,рефератов, презинтаций;
 находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
 проводить исследовательскую и проектную работу;
 выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей
среды на его здоровье;
 аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм
Предметные результаты:
Ученик научится:
 выделять

существенные

признаки

биологических

и

процессов

жизнедеятельности, характерных для организма человека;
 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, родства человека с животными;
 аргументировать,

приводить

доказательства

отличий

человека

от

животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;

 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у
человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей
человеку;
 различать

по

внешнему

виду,

схемам

и

описаниям

реальные

биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы
органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,
выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:
 объяснять необходимость применения тех или иных приемов при
оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в
научно-популярной

литературе,

биологических

словарях,

справочниках,

Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;

 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и
докладов;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
 создавать собственные письменные и устные сообщения об организме
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

III. Содержание учебного предмета
(68 часов; 2 часа в неделю)
Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)
Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе.
Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа
человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарноэпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции
тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в
строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян.
Специфические особенности человека как биологического вида
Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Части
клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке:
обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость.
Ткани организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные,
нервная ткани.
Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция
работы внутренних органов. Система покровных органов. Опорно-двигательная,
пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная,
мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма.
Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга.
Лабораторные работы:

1. Действие каталазы на пероксид водорода.
2. Клетки и ткани под микроскопом.
Практическая работа
1. Изучение мигательного рефлекса и его торможения.
Тема 2. Опорно-двигательная система (10)
Строение, состав и типы соединения костей. Скелет конечностей. Скелет
головы: отделы черепа, кости, образующие череп. Скелет туловища: отделы
позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки.
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Виды
травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые
переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах.
Строение, основные типы и группы мышц. Гладкая и скелетная
мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц.
Работа мышц. Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и
статическая работа мышц. Мышечное утомление.
Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение
двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка.
Статические и динамические физические упражнения.
Нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Причины и последствия
неправильной
осанки.
Предупреждение
искривления
позвоночника,
плоскостопия.
Лабораторные работы:
3. Строение костной ткани и состав костей.
Практические работы:
2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья.
3. Изучение расположения мышц головы.
4. Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия.
5. Оценка гибкости позвоночника.
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч)
Значение крови и её состав. Жидкости, образующие внутреннюю среду
организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в
организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты,
тромбоциты, лейкоциты).
Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов.
Большой и малый круги кровообращения. Лимфатические сосуды.
Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме.
Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее
артериальное давление. Заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с
давлением крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в
работающих органах.
Регуляция работы органов кровеносной системы. Отделы нервной системы,
управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм
сердца.
Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения
иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины

несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания
крови.
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.
Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения
и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений
(капиллярное, венозное, артериальное).
Лабораторная работа
4. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы:
6. Определение ЧСС, скорости кровотока.
7. Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в
работу
8. Изучение явления кислородного голодания.
9. Доказательство вреда табакокурения.
10. Функциональная сердечно-сосудистая проба.
Тема 4. Дыхательная система (7 ч )
Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Связь дыхательной и
кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их
функции. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Роль эритроцитов и
гемоглобина в переносе кислорода.
Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в
дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.
Регуляция дыхания. Контроль дыхания центральной нервной
системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы
кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция
дыхания.
Заболевания дыхательной системы. Болезни органов дыхания,
передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение
флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических
упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для
здоровья человека.
Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Первая помощь
при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении,
удушении, заваливании землёй, электротравмах. Искусственное дыхание.
Непрямой массаж сердца
Лабораторные работы:
5. Дыхательные движения.
6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Практические работы:
11. Определение запылённости воздуха.
12. Измерение обхвата грудной клетки.
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)
Строение пищеварительной системы. Значение пищеварения. Органы
пищеварительной системы. Пищеварительные железы.
Зубы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба.
Значение зубов. Уход за зубами

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Механическая и химическая
обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок
желудка. Пищеварение в кишечнике. Химическая обработка пищи в тонком
кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая
кишка, аппендикс и их функции.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав.
Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области
изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения.
Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные
вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению
(части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка
пищевых продуктов)
Заболевания
органов
пищеварения.
Инфекционные
заболевания
желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и
симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Лабораторные работы:
7. Действие ферментов слюны на крахмал.
8. Действие ферментов желудочного сока на белки.
Практическая работа:
13. Определение местоположения слюнных желёз.
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обменные процессы в организме. Стадии обмена веществ. Пластический и
энергетический обмен
Нормы питания. Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и
общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.
Витамины. Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз.
Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов.
Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.
Практическая работа:
14. Определение тренированности организма по функциональной пробе с
максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)
Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона.
Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.
Заболевания органов мочевыделения. Причины заболеваний почек.
Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья.
Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде.
Очистка воды. ПДК
Тема 8. Кожа (3 ч)
Значение кожи и её строение.
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных
покровов. Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при
ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка).
Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и
солнечном ударе

Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в
росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной
железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме;
сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.
Значение, строение и функция нервной системы. Общая характеристика
роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и
периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые
и обратные связи.
Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.
Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной
системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное
действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования
нервной и гуморальной систем.
Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга
(соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга.
Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного
мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий
Практические работы:
15. Изучение действия прямых и обратных связей.
16. Штриховое раздражение кожи.
17. Изучение функций отделов головного мозга
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (7 ч)
Принцип работы органов чувств и анализаторов. Пять чувств человека.
Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость
органов чувств и тренировка. Иллюзия.
Орган зрения и зрительный анализатор. Значение зрения. Строение глаза.
Слёзные железы. Оболочки глаза. Заболевания и повреждения органов зрения.
Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз.
Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Значение слуха. Строение и
функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно
влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа
равновесия.
Органы осязания, обоняния и вкуса. Значение, расположение и устройство
органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности
работы органа вкуса.
Практические работы:
18. Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы
хрусталика, обнаружение слепого пятна.
19. Оценка состояния вестибулярного аппарата.
20. Исследование тактильных рецепторов.
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч)
Врождённые формы поведения. Положительные и отрицательные
(побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы.
Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы и торможение
рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип.

Закономерности работы головного мозга. Центральное торможение.
Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление
доминанты. Закон взаимной индукции.
Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Наука о
высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и
индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные
процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности
запоминания. Воображение. Мышление.
Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер
личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и
склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности
Регуляция поведения. Волевые качества личности и волевые
действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и
негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и
эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические
эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность
внимания.
Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Стадии
работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение).
Значение и состав правильного режима дня, активного отдыха. Сон как
составляющая суточных биоритмов. Медленный и быстрый сон. Природа
сновидений. Значение сна для человека. Гигиена сна.
Вред наркогенных веществ. Примеры наркогенных веществ. Причины
обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к
курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и
токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.
Практические работы:
21. Перестройка динамического стереотипа.
22. Изучение внимания.
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (2 ч)
Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые,
передающиеся половым путём. Факторы, определяющие пол. Строение женской
и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие
процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины
наследственных
заболеваний.
Врождённые
заболевания.
Заболевания,
передаваемые половым путём. СПИД.
Развитие организма человека. Созревание зародыша. Закономерности роста
и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст.
Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» (1ч)

IV. Тематическое планирование.
№
п/п

Название темы

Всего Задачи воспитания, решаемые через
использование

воспитательных

возможностей
содержания
учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания

1

Тема 2.1 Общий обзор
организма человека

5


побуждение
школьников
соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками),
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации;

2

Тема
2.
Опорнодвигательная система

10

привлечение
внимания
школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений,

3

Тема
3.
Кровеносная
система. Внутренняя среда
организма

8

организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения

4

Тема
4.
система

7

использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета

Дыхательная





- через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности

5

Тема 5. Пищеварительная
система

7

- через подбор соответствующих

6

Тема 6. Обмен веществ и
энергии

3

текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся:
- интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;

7

Тема 7. Мочевыделительная
система

2

- дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
- групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной

работе и взаимодействию с другими
детьми;

8

Тема 8. Кожа

9

Тема 9. Эндокринная
нервная системы

3

включение в урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
детей
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;

и

5

включение в урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
детей
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;

10

Тема 10. Органы чувств.
Анализаторы

7


организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
учащихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной помощи;

11

Тема
11.
Поведение
человека и высшая нервная
деятельность

8

инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.

12

Тема 12. Половая система.
Индивидуальное развитие
организма

2

включение в урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
детей
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных межличностных отношений









в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;

13

Итоговый контроль знаний
по разделу «Человек и его
здоровье»

1

дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
- групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими
детьми;

14

ИТОГО
68

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

№ урока

№ п/п /

ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тема программы (кол-во часов) и темы
уроков

План.
сроки

Введение 1 час
1/1

Биологическая и социальная природа человека. 02.09 – 06.09
Глава1. Организм человека. Общий обзор. 5 часов.

2/1

Науки об организме человека. Входной
контроль.

02.09 – 06.09

3/2

Структура тела. Место человека в живой

09.09 – 13.09

Скоррект.
сроки

природе.
4/3

Клетка: строение, химический состав и
жизнедеятельность.

09.09 – 13.09

5/4

Ткани.

16.09 – 20.09

Лабораторная работа №1. «Клетки и ткани
под микроскопом»
6/5

Системы органов в организме. Нервная и
гуморальная регуляции.

16.09 – 20.09

Глава 2. Опорно-двигательная система (ОДС). 8 часов
7/1

Скелет. Строение, состав и соединение костей. 23.09 – 27.09

8/2

Скелет головы и туловища.

23.09 – 27.09

9/3

Скелет конечностей.

30.09 – 04.10

10/4

Первая помощь при травмах ОДС. Перевязки.

30.09 – 04.10

11/5

Мышцы. Работа мышц.

07.10 – 11.10

12/6

Нарушение осанки и плоскостопие.
Лабораторная работа №2. «Проверка
правильности осанки», « Есть ли у вас
плоскостопие?»

07.10 – 11.10

13/7

Развитие опорно-двигательной системы.

14.10 – 18.10

14/8

Контрольная работа № 1 «Опорнодвигательная система».
(Устный зачёт по строению скелета и
мыщц)

14.10 – 18.10

Глава 3. Кровь. Кровообращение. 9 часов.

15/1

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
Лабораторная работа №3. «Сравнение крови
человека с кровью лягушки»

16/2

Иммунитет.

17/3

Тканевая совместимость и переливание крови.

18/4

Строение и работа сердца. Круги
кровообращения.

19/5

Движение лимфы.

20/6

Движение крови по сосудам. Лабораторная

21.10 – 25.10

работа №4. «Кислородное голодание»
21/7

Регуляция работы сердца и кровеносных
сосудов. Предупреждение заболеваний.

22/8

Первая помощь при кровотечениях.

23/9

Контрольная работа №2 «Кровь.
Кровообращение».
Глава 4. Дыхательная система. 6 часов

24/1

Значение дыхания. Органы дыхания.

25/2

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

26/3

Дыхательные движения.

27/4

Регуляция дыхания. Лабораторная работа
№5. «Дыхательные движения»

28/5

Болезни органов дыхания и их
предупреждение. Гигиена дыхания. Первая
помощь при поражении органов дыхания.

29/6

Контрольная работа №3 «Дыхательная
система»
Глава 5. Пищеварительная система. 6 часов.

30/1

Значение пищи и её состав.

31/2

Органы пищеварения. Зубы.

32/3

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

33/4

Пищеварение в кишечнике. Всасывание
питательных веществ.

34/5

Регуляция пищеварения.

35/6

Заболевания органов пищеварения.

36/1

Обменные процессы в организме.

37/2

Нормы питания. Витамины.

38/3

Контрольная работа №4 по темам
«Пищеварительная система», «Обмен
веществ и энергии».
Глава 7. Мочевыделительная система. 2 часа.

39/1

Строение и функции почек.

40/2

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой
режим.
Глава 8. Кожа. 3 часа

41/1

Значение кожи и её строение.

42/2

Нарушение кожных покровов и повреждение
кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Закаливание. Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударах.

43/3

Контрольная работа №5.
«Мочевыделительная система», «Кожа»
Глава 9. Эндокринная система. 1 часа

44/1

Железы внешней, внутренней и смешанной
секреции. Роль гормонов в обмене веществ,
росте и развитии организма.
Глава 10.Нервная система. 6 часов

45/1

Значение, строение и функционирование
нервной системы.

46/2

Автономный отдел нервной системы.

47/3

Нейрогормональная регуляция.

48/4

Спинной мозг.

49/5

Головной мозг: строение и функции.
Лабораторная работа №6. «Функции
продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

50/6

Контрольная работа № 6 «Эндокринная
система», «Нервная система»

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. 6 часов

52/1

Как действуют органы чувств и анализаторы.

53/2

Орган зрения и зрительный анализатор.
Лабораторная работа №7. «Сужение и

расширение зрачка», «Принцип работы
хрусталика», «Обнаружение слепого пятна»
54/3

Заболевания и повреждения глаз.

55/4

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

56/5

Органы осязания, обоняния, вкуса.

57/6

Контрольная работа № 7 «Системы
органов»
Глава 12. Поведение и психика. 6 часов

58/1

Врождённые формы поведения.

59/2

Приобретённые формы поведения.

60/3

Закономерности работы головного мозга.

61/4

Биологические ритмы. Сон и его значение.

62/5

Особенности ВНД человека. Познавательные
процессы.

63/6

Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность.
Режим дня.
Глава 13. Индивидуальное развитие организма 5 часов.

64/1

Половая система человека.

65/2

Наследственные и врождённые заболевания.
ЗППП.

66/3

Внутриутробное развитие организма. Развитие
после рождения.

67/4

Психологические особенности личности.

68

Итоговая контрольная работа за курс 8-го
класса

Итого:

68 часов, из них Э – 1,
Л.Р. - 7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».