Биология 6 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для
обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе УМК под
редакцией авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой
(сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Вентана-Граф,
2017.) по биологии. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А.
Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. Под редакцией профессора И.Н.
Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли
биологической науки в практической деятельности людей; методах
познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения
особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и
использовать информацию для выполнения заданий различных типов,
работать
с
биологическими
приборами,
инструментами,
справочниками;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей
при
проведении
наблюдений,
биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой
природе, культуры поведения в природе;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения
практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем
здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к живой природе,
собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил
поведения в окружающей среде.

В 2021-2022учебном году на курс «Биология» в 6 классе в учебном
плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Биология» в 6 классе.
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
• применять методы биологической науки для изучения растений:
проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические

эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты
и процессы;
• использовать
составляющие
исследовательской
и
проектной
деятельности по изучению растительных организмов (приводить
доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о растительных организмах, получаемую из разных
источников; практическую значимость растений в природе и в жизни
человека; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и
размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства растительных организмов и
растительных сообществ;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в
природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни
во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и
переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе;
• составлять план исследования, пользоваться увеличительными
приборами, готовить микропрепараты;
• различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды
клетки, типы растительных тканей, органы цветковых растений,
называть их функции;
• выделять существенные признаки биологических процессов,
протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
• обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
• участвовать в групповой работе;
• составлять план работы и план ответа;
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
• оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:

 признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и
организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы,
растений и грибов;
 сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения
энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста,
развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в
экосистемах;
 особенности организмов растений, грибов, лишайников;
 значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни
человека;
 влияние деятельности человека на изменение среды обитания
организмов;
 строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как
единицы растительных организмов;
 особенности строения и процессов жизнедеятельности растений,
бактерий, грибов и лишайников;
 отличительные
особенности
естественных
и
искусственных
биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений;
 основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
 правила и нормы поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
 -объяснять: роль биологии в формировании современной естественной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль
различных организмов в жизни человека и его деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического
разнообразия в сохранении биосферы;
 -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать
за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе;
рассматривать
на
готовых
микропрепаратах
и
описывать
биологические объекты;
 -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения
разных отделов; наиболее распространённые растения, культурные
растения, съедобные и ядовитые грибы;
 -выявлять приспособления организмов в среде обитания;
 -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы,
представители отдельных систематических групп) и делать выводы на
основе сравнения;
 -определять принадлежности биологических объектов к определённой
систематической группе;
 -проводить самостоятельный поиск биологической информации: с
использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с

использованием информационных технологий;
 пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой).
Метапредметные результаты обучения
 овладение
составляющими
исследовательской
и
проектной
деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои
идеи);
 умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках),
анализировать
и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта
интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты обучения:
 формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
 формирование навыков поведения в природе, осознания ценности
живых объектов;
 осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о ценности природы,

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
 формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям и образу жизни других народов;
толерантности и миролюбия;
 формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
 развитие эстетического сознания через признание красоты
окружающего мира.
3. Содержание курса «Биология» в 6 классе.
Биология: 6 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
(34 ч, из них 2 ч – резервное время)
Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений.
Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и
споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы
растений. Связь жизненных форм со средой обитания.
Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки.
Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
 формирование ответственного отношения к обучению;
 формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
 формирование навыков поведения в природе, осознания ценности
живых объектов;
 осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 систематизировать и обобщать разумные виды информации;
 составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
 основные признаки живой природы;
 основные признаки царства Растения;
 основные органоиды клетки;
 особенности растительных тканей;
 жизненные формы растений.

Учащиеся должны уметь:
 объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
 характеризовать методы биологических исследований;
 работать с лупой и световым микроскопом;
 узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды
растительной клетки;
 узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
 соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами
в кабинете биологии.
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и
Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян.
Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм.
Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная
система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек.
Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение
листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее
строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как
видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия,
их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и
разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».
Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня,
луковицы».
Демонстрация
 Стадии прорастания семени фасоли.
 Геотропизм корней.
 Развитие побега из почки.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
 формирование ответственного отношения к обучению;
 формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение природы;
 формирование основ экологической культуры;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 систематизировать и обобщать разные виды информации;

 составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с
поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
 организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в
ходе осуществления групповой и парной деятельности;
 использовать речевые средства для изложения своей точки зрения,
аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
 работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
 особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
 особенности строения цветка как генеративного органа;
 строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и
распространения;
 видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
 использование человеком знаний о строении и развитии растений в
хозяйственной деятельности;
Учащиеся должны уметь:
 объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
 характеризовать функции органов растений;
 описывать стадии развития органов растений и всего растения;
 называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса
Однодольные;
 различать и определять типы корневых систем;
 определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
 сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
 устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных
в период опыления;
 изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в
виде схем, рисунков, таблиц;
 объяснять особенности роста органов растения;
 устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
 систематизировать знания по теме;
 оценивать свои результаты и достижения.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие
почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в
жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия.
Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни.
Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения.
Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина.
Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и
использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость
процессов роста и развития растений от условий окружающей среды.

Суточные и сезонные ритмы.
Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».
Демонстрация
 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
 формирование ответственного отношения к обучению;
 формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение природы;
 формирование основ экологической культуры;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 систематизировать и обобщать разные виды информации;
 составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с
поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
 организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в
ходе осуществления групповой и парной деятельности;
 использовать речевые средства для изложения своей точки зрения,
аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
 работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
 особенности минерального и воздушного питания растений;
 отличие дыхания от фотосинтеза;
 роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
 особенности разных типов размножения;
 особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
 роль биологических знаний в практической деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
 объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых
волосков;
 сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
 характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений,
объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
 обосновывать космическую роль зелёных растений;
 устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с
окружающей средой;
 характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
 объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;

 сравнивать разные виды размножения;
 сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного
размножения;
 применять знания о способах вегетативного размножения в практических
целях;
 проводить черенкование комнатных растений;
 характеризовать этапы индивидуального развития растения;
 соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)
Систематика
растений,
происхождение
названия
растений.
Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая
характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком.
Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе
и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений.
Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика
отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих
растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных
растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство
более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми.
Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни
человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных
растений, их более высокий уровень развития по сравнению с
голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям
окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс
Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов.
Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и
Однодольные. Значение в природе, использование человеком.
Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного
мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни.
Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком.
История происхождения культурных растений, значение искусственного
отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение.
Центры происхождения культурных растений, история их расселения по
земному шару.
Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных
растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
 формирование ответственного отношения к обучению;
 формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение природы;
 формирование основ экологической культуры;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 систематизировать и обобщать разные виды информации;
 составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с
поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
 осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая
умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, делать выводы;
 организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в
ходе осуществления групповой и парной деятельности;
 использовать речевые средства для изложения своей точки зрения,
аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
 работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
 значение систематики в изучении растений;
 классификацию растений;
 общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
 особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в
природе и жизни человека;
 характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные,
Хвощевидные;
 общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их
приспособленность к среде обитания;
 значение образования семени;
 отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и
семейств, относящихся к этим классам;
 историю развития растительного мира, происхождение и расселение
культурных растений;
 заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
 систематизировать растения по группам, характеризовать единицу
систематики - вид;
 осваивать приёмы работы с определителями растений;
 выделять и описывать существенные признаки водорослей;
 сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие
признаки;
 сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
 распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов
растений;

 характеризовать признаки принадлежности растений к определённым
отделам, классам, семействам;
 устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения
растений и условиями окружающей среды;
 проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
 прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для
жизни растений;
 применять приёмы работы с определителями растений;
 выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
 объяснять сущность понятия эволюции растений;
 называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
 характеризовать значение растений в жизни человека;
 соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 5. Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н.
Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии
живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное
строение природного сообщества, условия обитания растений в
биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние
и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их
особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране
природных сообществ.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
 формирование ответственного отношения к обучению;
 формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение природы;
 формирование основ экологической культуры;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 систематизировать и обобщать разные виды информации;
 составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с
поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
 организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в
ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
 использовать речевые средства для изложения своей точки зрения,
аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
 работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:
Учащиеся должны знать:
 характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
 о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии
существования природного сообщества;
 о роли зелёных растений в природных сообществах;
 о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого
явления;
 о смене природных сообществ и её причинах;
 особенности культурных и природных сообществ;
Учащиеся должны уметь:
 объяснять сущность понятия природное сообщество;
 устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
 характеризовать влияние абиотических факторов на формирование
природного сообщества;
 наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения,
делать выводы;
 систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
 называть черты приспособления растения к существованию в условиях
яруса;
 объяснять целесообразность ярусности;
 называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе
эволюции;
 приводить примеры смены природных сообществ;
 объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
 аргументировать необходимость бережного отношения к природным
сообществам.
4. Тематическое планирование к рабочей программе.
по биологии для 6 класса к учебнику Пономаревой И.Н.
№ п/п

Разделы/Темы

1.

Наука
растения
ботаника

Количество
часов

о 4
–

Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета с
учетом
рабочей
программы
воспитания

побуждение
школьников
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками (школьниками),

принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
2.

Органы
растений

8

привлечение
внимания
школьников
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
- дискуссий, которые дают
учащимся
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога;

3.

Основные
процессы
жизнедеятельн
ости растений

6

организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

4.

Многообразие
11
и
развитие
растительного
мира

привлечение
внимания
школьников
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,

5.

Природные
сообщества

через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения,
проблемных
ситуаций
для
обсуждения в классе;

3

применение
на
уроке
интерактивных форм работы
учащихся:
Контроль
1
знаний
/промежуточны
й, итоговый/
Резерв
1
Итого:
34 ч

Лабораторные работы:
1. «Строение семени фасоли».
2. «Строение корня проростка».
3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
5. «Черенкование комнатных растений».
6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
побиологии для 6класса к учебнику И.Н.Пономаревой(34 часа)
№
Тема урока
План.
Скоррект.сроки
урока
сроки
Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа)
1

2
3
4

Царство Растения. Внешнее
строение
и
общая 02.09 – 06.09
характеристика растений
Многообразие жизненных форм 09.09 – 13.09
растений
Клеточное строение растений. 16.09 – 20.09
Свойства растительной клетки
Ткани растений

23.09 – 27.09

Раздел 2. Органы растений (8 часов).
5

Семя, его строение и значение.
Лабораторная работа № 1 30.09 – 04.10
«Строение семени фасоли»

6

Условия прорастания семян

07.10 – 11.10

7

8

9

10

11
12

Корень,
его
строение
и
значение.
Лабораторная 14.10 – 18.10
работа № 2 «Строение корня
проростка»
Побег, его строение и развитие. 21.10 – 25.10
Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и
генеративных почек»
04.11 – 08.11
Лист, его строение и значение
Стебель, его строение и
11.11 – 15.11
значение. Лабораторная
работа № 4 «Внешнее
строение корневища,
клубня, луковицы»
18.11 – 22.11
Цветок, его строение и значение
Плод. Разнообразие и значение 25.11 – 29.11
плодов

Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов.
13
14
15
16

17

18

Минеральное питание растений
и значение воды
Воздушное питание растений –
фотосинтез
Дыхание и обмен веществ у
растений
Размножение и оплодотворение
у растений
Вегетативное размножение
растений и его использование
человеком. Лабораторная
работа № 5 «Черенкование
комнатных растений»
Рост и развитие растений

02.12 – 06.12
09.12 – 13.12
16.12 – 20.12
23.12 – 27.12

13.01 – 17.01

20.01 – 24.01

Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов).
19
20

21

22

Систематика растений, её
значение для ботаники

27.01 – 31.01

Водоросли, их разнообразие в
природе
Отдел Моховидные. Общая
характеристика и значение.
Лабораторная работа № 6
«Изучение внешнего строения
моховидных растений»

03.02 – 07.02

Плауны. Хвощи. Папоротники.
Их общая характеристика

17.02 – 21.02

10.02 – 14.02

23
24
25
26

Отдел Голосеменные. Общая
характеристика и значение
Отдел Покрытосеменные.
Общая характеристика и
значение
Семейства класса Двудольные

24.02 – 28.02
02.03 – 06.03
09.03 – 13.03
16.03 – 20.03

Семейства класса Однодольные

27

Историческое развитие
растительного мира

28

Многообразие и происхождение 06.04 – 10.04
культурных растений

29

13.04 – 17.04

Дары Нового и Старого Света

30.03 – 03.04

Раздел 5. Природные сообщества (3 часа).
30

Понятие о природном
сообществе – биогеоценозе и
экосистеме

31

Совместная жизнь организмов в
природном сообществе

27.04 – 01.05

32

Смена природных сообществ и
её причины

04.05 – 08.05

33

Итоговый контроль знаний по
курсу биологии 6 класса

11.05 – 15.05

20.04 – 24.04

18.05 – 22.05
34

Резерв


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».