1. Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 6-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2017.) по биологии. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде. В 2021-2022учебном году на курс «Биология» в 6 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Биология» в 6 классе. Ученик научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы; • применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений; • выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ; • осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты; • различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных тканей, органы цветковых растений, называть их функции; • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой; • участвовать в групповой работе; • составлять план работы и план ответа; • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов; сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организмов растений, грибов, лишайников; значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека; влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов; строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов; особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников; отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений; основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид); правила и нормы поведения в природе. Учащиеся должны уметь: -объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространённые растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы; -выявлять приспособления организмов в среде обитания; -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; -определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе; -проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий; пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой). Метапредметные результаты обучения овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи); умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные результаты обучения: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира. 3. Содержание курса «Биология» в 6 классе. Биология: 6 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко (34 ч, из них 2 ч – резервное время) Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч) Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания. Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры. Метапредметные: Учащиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разумные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. Предметные: Учащиеся должны знать: основные признаки живой природы; основные признаки царства Растения; основные органоиды клетки; особенности растительных тканей; жизненные формы растений. Учащиеся должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать методы биологических исследований; работать с лупой и световым микроскопом; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Тема 2. Органы растений (8 ч) Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов. Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли». Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка». Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек». Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». Демонстрация Стадии прорастания семени фасоли. Геотропизм корней. Развитие побега из почки. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; формирование основ экологической культуры; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; Метапредметные: Учащиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. Предметные: Учащиеся должны знать: особенности строения вегетативных органов цветкового растения; особенности строения цветка как генеративного органа; строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения; видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений; использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности; Учащиеся должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать функции органов растений; описывать стадии развития органов растений и всего растения; называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные; различать и определять типы корневых систем; определять типы почек на рисунках и натуральных объектах; сравнивать побеги разных растений и находить их отличия; устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления; изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц; объяснять особенности роста органов растения; устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями; систематизировать знания по теме; оценивать свои результаты и достижения. Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч) Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы. Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений». Демонстрация Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; формирование основ экологической культуры; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; Метапредметные: Учащиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. Предметные: Учащиеся должны знать: особенности минерального и воздушного питания растений; отличие дыхания от фотосинтеза; роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений; особенности разных типов размножения; особенности двойного оплодотворения у цветковых растений; роль биологических знаний в практической деятельности человека. Учащиеся должны уметь: объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков; сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений; характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе; обосновывать космическую роль зелёных растений; устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой; характеризовать обмен веществ как важный признак жизни; объяснять биологическую роль размножения в жизни растений; сравнивать разные виды размножения; сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения; применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях; проводить черенкование комнатных растений; характеризовать этапы индивидуального развития растения; соблюдать правила работы в кабинете биологии. Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч) Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком. Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару. Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений». Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; формирование основ экологической культуры; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; Метапредметные: Учащиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. Предметные: Учащиеся должны знать: значение систематики в изучении растений; классификацию растений; общую характеристику водорослей как низших споровых растений; особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека; характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные; общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания; значение образования семени; отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам; историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений; заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений. Учащиеся должны уметь: систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид; осваивать приёмы работы с определителями растений; выделять и описывать существенные признаки водорослей; сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки; сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы; распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений; характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды; проводить простейшие исследования и фиксировать результаты; прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений; применять приёмы работы с определителями растений; выделять и сравнивать существенные признаки групп растений; объяснять сущность понятия эволюции растений; называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих; характеризовать значение растений в жизни человека; соблюдать правила работы в кабинете биологии. Тема 5. Природные сообщества (3 ч) Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ. Планируемые результаты обучения Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; формирование основ экологической культуры; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; Метапредметные: Учащиеся должны уметь: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. Предметные: Учащиеся должны знать: характерные признаки биогеоценоза, экосистемы; о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества; о роли зелёных растений в природных сообществах; о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления; о смене природных сообществ и её причинах; особенности культурных и природных сообществ; Учащиеся должны уметь: объяснять сущность понятия природное сообщество; устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества; характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества; наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы; систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира; называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса; объяснять целесообразность ярусности; называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции; приводить примеры смены природных сообществ; объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов; аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. 4. Тематическое планирование к рабочей программе. по биологии для 6 класса к учебнику Пономаревой И.Н. № п/п Разделы/Темы 1. Наука растения ботаника Количество часов о 4 – Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 2. Органы растений 8 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; 3. Основные процессы жизнедеятельн ости растений 6 организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 4. Многообразие 11 и развитие растительного мира привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, 5. Природные сообщества через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; 3 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: Контроль 1 знаний /промежуточны й, итоговый/ Резерв 1 Итого: 34 ч Лабораторные работы: 1. «Строение семени фасоли». 2. «Строение корня проростка». 3. «Строение вегетативных и генеративных почек». 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». 5. «Черенкование комнатных растений». 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений». 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе побиологии для 6класса к учебнику И.Н.Пономаревой(34 часа) № Тема урока План. Скоррект.сроки урока сроки Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) 1 2 3 4 Царство Растения. Внешнее строение и общая 02.09 – 06.09 характеристика растений Многообразие жизненных форм 09.09 – 13.09 растений Клеточное строение растений. 16.09 – 20.09 Свойства растительной клетки Ткани растений 23.09 – 27.09 Раздел 2. Органы растений (8 часов). 5 Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 30.09 – 04.10 «Строение семени фасоли» 6 Условия прорастания семян 07.10 – 11.10 7 8 9 10 11 12 Корень, его строение и значение. Лабораторная 14.10 – 18.10 работа № 2 «Строение корня проростка» Побег, его строение и развитие. 21.10 – 25.10 Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» 04.11 – 08.11 Лист, его строение и значение Стебель, его строение и 11.11 – 15.11 значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» 18.11 – 22.11 Цветок, его строение и значение Плод. Разнообразие и значение 25.11 – 29.11 плодов Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов. 13 14 15 16 17 18 Минеральное питание растений и значение воды Воздушное питание растений – фотосинтез Дыхание и обмен веществ у растений Размножение и оплодотворение у растений Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» Рост и развитие растений 02.12 – 06.12 09.12 – 13.12 16.12 – 20.12 23.12 – 27.12 13.01 – 17.01 20.01 – 24.01 Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов). 19 20 21 22 Систематика растений, её значение для ботаники 27.01 – 31.01 Водоросли, их разнообразие в природе Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» 03.02 – 07.02 Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика 17.02 – 21.02 10.02 – 14.02 23 24 25 26 Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Семейства класса Двудольные 24.02 – 28.02 02.03 – 06.03 09.03 – 13.03 16.03 – 20.03 Семейства класса Однодольные 27 Историческое развитие растительного мира 28 Многообразие и происхождение 06.04 – 10.04 культурных растений 29 13.04 – 17.04 Дары Нового и Старого Света 30.03 – 03.04 Раздел 5. Природные сообщества (3 часа). 30 Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме 31 Совместная жизнь организмов в природном сообществе 27.04 – 01.05 32 Смена природных сообществ и её причины 04.05 – 08.05 33 Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса 11.05 – 15.05 20.04 – 24.04 18.05 – 22.05 34 Резерв