1. Пояснительная записка Рабочая программа по технологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко по технологии для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. . Изучение технологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания; развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности; приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. В учебном плане МОУ «Турунтаевская СОШ №1» на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Технология» в 7 классе выделен 1 час в неделю, из часов для обязательного изучения, всего 34 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В ходе реализации рабочей программы по технологии в 7 классе у учащихся будут сформированы следующие планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные. Личностные: • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов. Метапредметные: Регулятивные УУД: • навыки целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • умение планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент); • адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи. Познавательные УУД • умение ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; • умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; • умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); • умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные УУД: • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; • готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, убеждений. • • • • • • • • Предметные: в познавательной сфере: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов; овладение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; в мотивационной сфере: оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере: овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; • • • • • • • • • • • • • • • • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; в коммуникативной сфере: практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями; сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований; сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности. 3. Содержание учебного предмета Тема 1. Технологии создания изделий из древесины. Элементы машиноведения (11 ч) Конструкторская и технологическая документация. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Точность измерений и допуски при обработке. Отклонения и допуски на размеры детали. Столярные шиповые соединения. Технология шипового соединения деталей. Выдалбливание проушин и гнёзд. Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Рациональные приёмы работы ручными инструментами зри подготовке деталей и сборке изделий. Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами. Конструкторская и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков. Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Тема 2. Технологии создания изделий из металла. Элементы машиноведения. (8 ч) Металлы и их сплавы, область применения. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Резьбовые соединения. Резьба. Технология нарезания в металлах и искусственных материалах наружной и внутренней резьбы вручную. Режущие инструменты (метчик, плашка), приспособления и оборудование для нарезания резьбы. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе; приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов. Правила безопасной работы на токарном станке. Фрезерный станок: устройство, назначение, приёмы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения. Правила безопасной работы на фрезерном станке. Графическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Технологическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Операционная карта. Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов. Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков. Тема 3. Декоративно-прикладное творчество (6 ч) Технологии художественно-прикладной обработки материалов Художественная обработка древесины. История мозаики. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). Технология изготовления мозаичных наборов. Материалы, рабочее место и инструменты. Подготовка рисунка, выполнение набора, отделка. Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань); подбор материалов, применяемые инструменты, технология выполнения. Художественное ручное тиснение по фольге: материалы заготовок, инструменты для тиснения. Особенности технологии ручного тиснения. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Материалы, инструменты, приспособления. Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Инструменты для просечки или выпиливания. Чеканка, история её возникновения, виды. Материалы изделий и инструменты. Технология чеканки: разработка эскиза, подготовка металлической пластины, перенос изображения на пластину, выполнение чеканки, зачистка и отделка. Правила безопасного труда при выполнении художественноприкладных работ с древесиной и металлом. Профессии, связанные с художественной обработкой металла. Тема 4. Технологии ведения дома. Технологии ремонтно-отделочных работ (2) Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Основы технологии малярных работ. Инструменты и приспособления для малярных работ. Виды красок и эмалей. Особенности окраски поверхностей помещений, применение трафаретов. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Технология крепления плитки к стенам и полам. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Соблюдение правил безопасного труда при выполнении ремонтно-отделочных работ. . Тема 5. Проектирование и изготовление изделий. Исследовательская и созидательная деятельность (7 ч) Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание). 4. Тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 7 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко (34 часа) Разделы / темы Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Тема 1. Технологии создания изделий из древесины. Элементы машиноведения 11 Тема 2. Технологии создания изделий из металла. Элементы машиноведения. 8 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Тема 3. Декоративноприкладное творчество 6 Тема 4. Технологии ведения дома. Технологии ремонтноотделочных работ 2 Тема 5. Проектирование и изготовление изделий. Исследовательская и созидательная деятельность 7 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, а также к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по технологии для 7 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко (34 часа) № урока Тема урока План.срок и Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. 2-3 Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей. 4 Заточка и настройка дереворежущих инструментов. 5 Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей. 6 Отклонение и допуски на размеры деталей. 7 Шиповые столярные соединение. Разметка и изготовление шипов и проушин. 8 Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель. 9 Точение конических и фасонных деталей. 10 Точение декоративных изделий из древесины. Профессии и специальности рабочих, занятых в дерево -обрабатывающей промышленности. 11 Мозаика на изделиях из древесины. Технология изготовления мозаичных наборов. Технология создания изделий из металлов. Элементы машиностроения. 12 Классификация сталей. Термическая обработка стали. 13-14 Чертёж деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. 15 Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. 16-17 Технология токарных работ по металлу. 18 Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. 19 Нарезание наружной и внутренней резьбы. Декоративно-прикладное творчество. 20 Художественная обработка металла (тиснение на фольге) 21 Художественная обработка металла (ажурная скульптура). 22 Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром). 23 Художественная обработка металла (басма). 24 Художественная обработка металла (пропиленный металл). 25 Художественная обработка металла( чеканка на резиновой подкладке) Технология ведения дома. Ремонтно-отделочные работы. 26 Основы технологии оклейки помещения обоями. 27 Основные технологии малярных работ. Основы технологии плиточных работ. Проектирование и изготовление изделий. 28-34 Творческий проект. Скоррект. сроки .