Технология мальчики, 5 класс

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии на 2021/22 учебный год для обучающихся 5-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко
по технологии для 5-х классов. Для реализации программы используются пособия из
УМК для педагога и обучающихся.
Изучение технологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• Обеспечение всем обучающимся оптимального, с учетом их возможностей,
интеллектуального развития;
• Формирование у обучающихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся
навыков и умений;
• Знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе
и культуре;
• Формирование представлений о составляющих техносферы, о современном
производстве и о распространенных в нем технологиях;
• Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и
созидательной деятельности;
• Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, проектирования и создания продуктов
труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих
жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
• Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
• Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
В учебном плане МОУ «Турунтаевская СОШ №1» на 2021-2022 учебный год на изучение
предмета «Технология» в 5 классе выделено 2 часа в неделю, из часов для
обязательного изучения, всего 68 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В ходе реализации рабочей программы по технологии в 5 классе у учащихся будут
сформированы следующие планируемые результаты: личностные, метапредметные,
предметные.
Личностные:
•
принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «любовь к России к
своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать
друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
•
уважение к своему народу, развитие толерантности;
•
освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного
маршрута;
•
оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных
и этических ценностей гражданина России;
•
выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание
прав учащихся и умение ими пользоваться.

Метапредметные:
Регулятивные УУД:
•
определять учебную задачу на усвоение готовых знаний и действий;
•
использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
•
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
Познавательные УУД:
•
самостоятельно выделять и формулировать цель;
•
ориентироваться в учебных источниках;
•
отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;
•
анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
•
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
•
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
•
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
•
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
•
участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
на события, поступки;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
•
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы;
•
отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого
этикета;
•
критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций,
понимать точку зрения другого;
•
предвидеть последствия коллективных решений.
Предметные:
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического
технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно
формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в
школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли
техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей
действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для
этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности
технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека,
общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к
технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта
познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей
и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки
выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда;

навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы
«Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов
труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также
соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в
процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и
аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов
и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов
труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и
технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной
задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических
процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации
на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы
или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального
обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация
работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и
возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в
процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований
действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами
и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом
технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
3. Содержание учебного предмета "Технология"
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч)
Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и
области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных
материалов, свойства, области применения. Понятия «изделие» и «деталь». Графическое
изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз,
чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три

плоскости (виды чертежа). Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и
приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Последовательность
изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных
инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины. Основные
технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление,
зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки
древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными
инструментами. Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов,
саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием. Правила
безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч)
Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные
технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла.
Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения
искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных
материалов. Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его
назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной
обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение
ПК для разработки графической документации. Технологии изготовления изделий из
металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка,
разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные
сведения обимеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания,
гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального
оборудования. Основные технологические операции обработки искусственных
материалов ручными инструментами. Точность обработки и качество поверхности
деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении
деталей из металлов и искусственных материалов. Сборка изделий из тонколистового
металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение
тонколистового металла фальцевым швом. Способы отделки поверхностей изделий из
металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой
металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
(2ч)
Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и
сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на
сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке.
Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке. Изготовление деталей из
тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6ч)
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов
при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и

художественного оформления изделия. Технологии художественно-прикладной обработки
материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для
выпиливания. Организация Рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила
безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и
приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения
работ. Правила безопасного труда.
Тема 5. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (3ч)
Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и
сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение,
оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство. Способы ухода за
различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий
ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели. Технология ухода за кухней. Средства
для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью. Экологические аспекты
применения современных химическиx средств и препаратов в быту. Технологии ухода за
одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью. Профессии в
сфере обслуживания и сервиса.
Тема 6. Эстетика и экология жилища (3ч)
Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для
поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль
освещения в интерьере. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой
техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Тема 7. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (12ч)
Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов
на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к
выбранному изделию. Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в
книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый,
технологический, заключительный). Технические и технологические задачи при
проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной
конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов
для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Портфолио
(журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год. Способы
проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации
проекта.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по технологии для 5 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко (68 часов)
Разделы / темы

Тема 1. Технологии ручной
обработки древесины и
древесных материалов

Количество
часов

20

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
труду как основному способу достижения

жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне.
Тема 2. Технологии ручной
обработки металлов и
искусственных материалов

22

Тема 3. Технологии
машинной обработки
металлов и искусственных
материалов

2ч

Тема 4. Технологии
художественно-прикладной
обработки материалов

6ч

Тема 5. Технологии
ремонта деталей
интерьера, одежды и обуви
и ухода за ними

3ч

Тема 6. Эстетика и
экология жилища

3ч

Тема 7. Технологии
исследовательской и
опытнической
деятельности

12ч

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
труду
как
основному
способу
достижения жизненного благополучия
человека, а также к самим себе как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим
за
свое
собственное
будущее.
Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные
и
взаимоподдерживающие отношения.
Организация
работы
учащихся
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Организация
работы
учащихся
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Организация
работы
учащихся
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений к
труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, к
культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни,

которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое
самовыражение.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по технологии для 5 класса к учебнику А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко (68 часов)
№

Тема урока

План.сроки

Скоррект.сроки

урока
Исследовательская и созидательная деятельность
1

Вводный инструктаж по технике
безопасности.

2

Творческий проект. Этапы выполнения
творческого проекта

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
3, 4

Древесина. Пиломатериалы и древесные
материалы

5, 6

Графическое изображение деталей и
изделий

7, 8

Рабочее место и инструменты для
ручной обработки древесины

9,10

Последовательность изготовления
деталей из древесины

11,12

Разметка заготовок из древесины

13,14

Пиление заготовок из древесины

15, 16

Строгание заготовок из древесины

17, 18

Сверление отверстий в деталях из
древесины
Соединение деталей из древесины
гвоздями, шурупами и саморезами
Соединение деталей из древесины клеем

19, 20
21,22

Технологии художественно - прикладной обработки материалов
23,24

Отделка изделий из древесины

25, 26

Выпиливание лобзиком

27, 28

Выжигание по дереву

Исследовательская и созидательная деятельность
Творческий проект «Стульчик для
отдыха на природе»
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
29 - 32

33, 34

Понятие о механизме и машине

Тонколистовой металл и проволока.
Искусственные материалы
37, 38
Рабочее место для ручной обработки
металлов
39, 40
Графическое изображение деталей из
металла и искусственных материалов
41, 42
Технология изготовления изделий из
металла и искусственных материалов
43, 44
Правка и разметка заготовок из
тонколистового металла, проволоки,
пластмассы
45, 46
Резание и зачистка заготовок из
тонколистового металла, проволоки и
искусственных материалов
47, 48
Гибка заготовок из тонколистового
металла и проволоки
49, 50
Получение отверстий в заготовках из
металлов и искусственных материалов
51, 52
Устройство настольного сверлильного
станка
53, 54
Сборка изделий из тонколистового
металла, проволоки, искусственных
материалов
55, 56
Отделка изделий из тонколистового
металла, проволоки, пластмассы
Исследовательская и созидательная деятельность
35, 36

Творческий проект
рисования»
Технологии домашнего хозяйства
57 - 60

«Подставка

61, 62

Интерьер жилого помещения

63, 64

Эстетика и экология жилища

для

Технологии
ухода
за
жилым
помещением, одеждой и обувью
Исследовательская и созидательная деятельность
65, 66

67,68

Защита проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».