1.Пояснительная записка. Рабочая программа по физической культуре на 2021/22 учебный год для обучающихся 4-го класса разработана и реализуется на основе УМК «Школа России» под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: При изучении физической культуры реализуются следующие цели: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты – формирование чувства гордости за свою Родину, родной край (региональный компонент); формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, родного края (региональный компонент); – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные результаты – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; -Формирование представлений о местах для занятия физической культуры в своем селе (региональный компонент); – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Планируемые результаты По окончании начальной школы учащиеся должны уметь: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – излагать факты истории развития физической культуры, в том числе и об истории физической культуры в родном селе характеризовать ее роль и значение в жизни человека; – использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; -знать подвижные игры родного края (региональный компонент); – соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой; – организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; – выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; – выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях. 3.Содержание учебного предмета Основы знаний о физической культуре История развития физической культуры в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п. Способы самостоятельной деятельности Ведение дневника по физической культуре. Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Легкая атлетика(26ч) Прыжки: в высоту с разбега способом «перешагивание» Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование. Подвижные и спортивные игры с элементами баскетбола (37ч) На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела); На материале легкой атлетики: “Пятнашки в парах (тройках)”, “Подвижная цель”, “Не давай мяча водящему”. На материале спортивных игр: Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по упрощенным правилам. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой, эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам. Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств Гимнастика с основами акробатики(23ч) Акробатические упражнения: акробатические комбинации типа: “мост” из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, с опорой на руки прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Прикладно-гимнастические упражнения: опорный прыжок через гимнастического “козла” - с небольшого разбега толчком о , авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях; переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис согнувшись сзади, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом “вперед ноги” Легкая атлетика (16ч) Кроссовая подготовка Гладкий бег Развитие скоростной выносливости Развитие скоростных способностей Стартовый разгон Развитие координационных способностей Развитие скоростно-силовых способностей Метание мяча в цель Метание мяча на дальность Прыжок в длину с разбега. П/игра «Прыгающие воробышки». Повторение 4. Тематическое планирование к рабочей программе по физической культуре для 4 класса (102 часа) Разделы 1 2 3 Лёгкая атлетика Подвижные игры с элементами баскетбола Количество часов Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания 26 Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; 37 4 Гимнастика 23 5 Лёгкая атлетика 16 6 Всего 102 Проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; Календарно- тематическое планирование под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич (102ч) № 1 2 Тема урока Легкая атлетика (26ч) Основы знаний Вводный инстр -ж. Первичный и-ж по Т/б. Основы знаний. Режим школьника. Лёгкая атлетика Форма- игра. Виды ходьбы.СУ 3 Форма- игра. Бег с изменением напрвления и скорости. СУ 4-5 Форма- игра. Специальные беговые упражнения . 6-7 Развитие координационных способностей 8 9 Развитие скоростных способностей Развитие скоростных способностей 10 Развитие скоростной выносливости 11 12 Метание Броски и ловля набивных мячей Развитие скоростно-силовых способностей. Метание мяча на дальность П/игра «Лисы и куры» 13 14-15 Урок- игра. Развитие силовых способностей и прыгучести .. Прыжки на скакалке 16 17 18-19 Прыжок в длину с разбега . Развитие выносливости. П/игра. План сроки Скоррек. сроки 20 Преодоление препятствий 21-22 Переменный бег 23 24 25-26 27 28 29-31 . Развитие силовой выносливости Гладкий бег Кроссовая подготовка Подвижные игры с элементами баскетбола.(37ч) Основы знаний. Инструктаж . Т/Б . Стойки и передвижения, повороты, остановки. Ловля и передача мяча. 32-33 34-35 36 37 38 39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61 62 63 Ведение мяча на месте, в движении. П/игра «Мяч водящему» Бросок мяча в кольцо Развитие ловкости.Ведение мяча. Развитие координационных способностей Игровые задания, эстафеты с мячом. Развитие кондиционных и координационных способностей Передача двумя руками от груди. Передача мяча сверху из-за головы Ловля и передача мяча Ловля и передача мяча Ведение мяча. Ведение мяча. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Броски мяча в кольцо одной рукой Броски мяча в кольцо одной рукой Мини-баскетбол. Мини-баскетбол. Мини-баскетбол. Бег по пересеченной местности Бег по пересеченной местности Гимнастика(23ч) Основы знаний 64 65 66 67-68 69 70 71-72 73-74 75 76-77 78-79 80-81 82-83 84-85 86 87-88 89-90 91-92 93-94 95-96 97 98-99 100 101 102 Инструктаж по Т/Б ОРУ с предметами и без. Акробатические упражнения Ходьба по бревну Ходьба по бревну.Кувырок вперед. Ходьба по бревну Кувырок вперед. Ходьба по бревну Висы и упоры. Строевые упражнения. Висы и упоры. Строевые упражнения. Висы и упоры (оценка техники). Висы и упоры. Подтягивание в висе (на результат). Прыжки через скакалку Прыжки через скакалку Прыжки через скакалку Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. Развитие выносливости Легкая атлетика(16ч) Кроссовая подготовка Гладкий бег Развитие скоростной выносливости Развитие скоростных способностей Стартовый разгон Высокий старт. Финальное усилие Развитие координационных способностей Развитие скоростно-силовых способностей Метание мяча в цель Метание мяча на дальность Прыжок в длину с разбега. П/игра «Прыгающие воробышки». Повторение