1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре на 2021/22 учебный год для обучающихся 4-го класса разработана и реализуется на
основе УМК «Школа России» под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич. Для реализации программы используются пособия из УМК для
педагога и обучающихся.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
При изучении физической культуры реализуются следующие цели:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного
дня, активного отдыха и досуга;
воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в
учебной и игровой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
– формирование чувства гордости за свою Родину, родной край (региональный компонент); формирование ценностей
многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, родного края (региональный
компонент);
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Предметные результаты
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека
(физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
-Формирование представлений о местах для занятия физической культуры в своем селе (региональный компонент);
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика
признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении
своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, в том числе и об истории физической культуры в родном селе
характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности
человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических
качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять
доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное
судейство;
-знать подвижные игры родного края (региональный компонент);
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические
упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
3.Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре
История развития физической культуры в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая
подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов
регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины внешнего
отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор
одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т.п.
Способы самостоятельной деятельности
Ведение дневника по физической культуре. Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.
Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по
упрощенным правилам. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Легкая атлетика(26ч)
Прыжки: в высоту с разбега способом «перешагивание»
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Подвижные и спортивные игры с элементами баскетбола (37ч)
На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное
движение“ (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела);
На материале легкой атлетики: “Пятнашки в парах (тройках)”, “Подвижная цель”, “Не давай мяча водящему”.
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру «гонка мяча по кругу», «Свободное место», игра в футбол по
упрощенным правилам.
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; «Борьба за мяч», защита стойкой,
эстафеты с ведением мяча и броска в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств
Гимнастика с основами акробатики(23ч)
Акробатические упражнения: акробатические комбинации типа: “мост” из положения лежа на спине, опуститься в исходное
положение, переворот в положение лежа на животе, с опорой на руки прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок
назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки,
прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Прикладно-гимнастические упражнения: опорный прыжок через гимнастического “козла” - с небольшого разбега толчком о ,
авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях; переход в упор присев и соскок вперед; из виса
стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис согнувшись сзади, опускание назад в вис стоя и обратное движение через
вис сзади согнувшись со сходом “вперед ноги”
Легкая атлетика (16ч)
Кроссовая подготовка
Гладкий бег
Развитие скоростной выносливости
Развитие скоростных способностей Стартовый разгон
Развитие координационных способностей
Развитие скоростно-силовых способностей
Метание мяча в цель
Метание мяча на дальность
Прыжок в длину с разбега. П/игра «Прыгающие воробышки». Повторение
4. Тематическое планирование
к рабочей программе по физической культуре для 4 класса (102 часа)
Разделы
1
2
3
Лёгкая атлетика
Подвижные игры с элементами баскетбола
Количество
часов
Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета с учетом рабочей
программы воспитания
26
Уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу. Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
Быть вежливым и опрятным, скромным и
приветливым; соблюдать правила личной гигиены,
режим дня, вести здоровый образ жизни;
37
4
Гимнастика
23
5
Лёгкая атлетика
16
6
Всего
102
Проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к
силе;
Календарно- тематическое планирование
под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич (102ч)
№
1
2
Тема урока
Легкая атлетика (26ч)
Основы знаний
Вводный инстр -ж. Первичный и-ж по Т/б. Основы знаний. Режим школьника.
Лёгкая атлетика
Форма- игра. Виды ходьбы.СУ
3
Форма- игра.
Бег с изменением напрвления и скорости. СУ
4-5
Форма- игра. Специальные беговые упражнения .
6-7
Развитие координационных способностей
8
9
Развитие скоростных способностей
Развитие скоростных способностей
10
Развитие скоростной выносливости
11
12
Метание
Броски и ловля набивных мячей
Развитие скоростно-силовых способностей.
Метание мяча на дальность П/игра «Лисы и куры»
13
14-15
Урок- игра. Развитие силовых способностей и прыгучести
.. Прыжки на скакалке
16
17
18-19
Прыжок в длину с разбега .
Развитие выносливости. П/игра.
План
сроки
Скоррек.
сроки
20
Преодоление препятствий
21-22
Переменный бег
23
24
25-26
27
28
29-31
. Развитие силовой выносливости
Гладкий бег
Кроссовая подготовка
Подвижные игры с элементами баскетбола.(37ч) Основы знаний. Инструктаж . Т/Б .
Стойки и передвижения, повороты, остановки.
Ловля и передача мяча.
32-33
34-35
36
37
38
39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61
62
63
Ведение мяча на месте, в движении. П/игра «Мяч водящему»
Бросок мяча в кольцо
Развитие ловкости.Ведение мяча.
Развитие координационных способностей
Игровые задания, эстафеты с мячом.
Развитие кондиционных и координационных способностей
Передача двумя руками от груди.
Передача мяча сверху из-за головы
Ловля и передача мяча
Ловля и передача мяча
Ведение мяча.
Ведение мяча.
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
Броски мяча в кольцо одной рукой
Броски мяча в кольцо одной рукой
Мини-баскетбол.
Мини-баскетбол.
Мини-баскетбол.
Бег по пересеченной местности
Бег по пересеченной местности
Гимнастика(23ч)
Основы знаний
64
65
66
67-68
69
70
71-72
73-74
75
76-77
78-79
80-81
82-83
84-85
86
87-88
89-90
91-92
93-94
95-96
97
98-99
100
101
102
Инструктаж по Т/Б
ОРУ с предметами и без. Акробатические упражнения
Ходьба по бревну
Ходьба по бревну.Кувырок вперед.
Ходьба по бревну Кувырок вперед.
Ходьба по бревну
Висы и упоры. Строевые упражнения.
Висы и упоры. Строевые упражнения.
Висы и упоры (оценка техники).
Висы и упоры. Подтягивание в висе (на результат).
Прыжки через скакалку
Прыжки через скакалку
Прыжки через скакалку
Лазанье и перелезание по гимнастической стенке.
Развитие выносливости
Легкая атлетика(16ч)
Кроссовая подготовка
Гладкий бег
Развитие скоростной выносливости
Развитие скоростных способностей Стартовый разгон
Высокий старт. Финальное усилие
Развитие координационных способностей
Развитие скоростно-силовых способностей
Метание мяча в цель
Метание мяча на дальность
Прыжок в длину с разбега. П/игра «Прыгающие воробышки». Повторение