1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре на 2021/22 учебный год для обучающихся 1-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Лях В.И. Зданевич А.А.,
по физической культуре для 1-4 классов. Для реализации программы используются пособия
из УМК для педагога и обучающихся.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является
двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические
качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются
мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре
является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с
учетом со стояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся
начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с
решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов
спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальнотехнической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом
учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего
распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и
предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в
логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и
умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного
материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической
культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых
явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях
физическими упражнениями.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Предметные результаты:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в
соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и в местах рекреации),
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их
динамикой;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного
веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
формировать первоначальные представлений о значении физической культуры, для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и
социализации;
Метапредметные результаты:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание учебного предмета
1 класс (99 часов – 3 часа в неделю)
В предложенной программе выделяются три раздела: «Основы знаний о физической
культуре». «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».
Раздел «Основы знаний о физической культуре» включает материал, посвященный
истории физической культуры и спорта, строению человека, личной гигиене, физическим
способностям человека.
Раздел «Способы физкультурной деятельности» знакомит учеников с возможными
движениями человека, а также содержит учебный материал, направленный на освоение
основных жизненно важных умений и навыков.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» направлено на гармоничное
физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья.
Раздел 1. Основы знаний о физической культуре (в процессе уроков)
История возникновения физической культуры. Связь физической культуры с жизненно
важными умениями и навыками. Понятия «физическая культура» и «физические
упражнения». Значение физических упражнений для здоровья человека. Укрепление
здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Основные способы передвижений человека. Правила поведения на уроках физической
культуры. Сведения о режиме дня и личной гигиене, правильной осанке. Характеристика
основных физических качеств. Подвижные и спортивные игры.
Раздел 2. Физическое совершенствование (99 часов).
Организующие команды и приёмы: строевые упражнения. Построение в шеренгу,
колонну, перестроение в круг; основная стойка, повороты налево, направо, кругом; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Выполнение команд: «Смирно!»,
«Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!».
Лёгкая атлетика ( 31 ч)
Ходьба: свободным широким шагом, имитационная ходьба, ходьба на носках, с
различным положением рук, на внутренней и внешней стороне стопы.
Бег: медленный равномерный, бег с ускорением, челночный бег 3x10 м, эстафетный бег,
бег из различных исходных положений, с изменением направления движения, бег на 30 м с
высокого старта.
Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину и высоту с
места, прыжки на двух ногах с поворотом на 90°, спрыгивание и запрыгивание на горку
матов, с 3-4 шагов разбега прыжки через длинную неподвижную и качающуюся скакалку
(высота 30-40 см).
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3 м, метание
на дальность и заданное расстояние.
Броски: набивного мяча (0,5 кг) от груди, броски и ловля резинового мяча.
Гимнастика с основами акробатики (24 ч.)
Акробатические упражнения: группировка (в приседе, сидя, лёжа на спине), перекаты в
группировке, упоры, седы.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по гимнастической стенке
и наклонной скамейке, одноимённым и разноимённым способами, перелезание через
гимнастическую скамейку и горку матов, упражнения на низкой перекладине, ходьба по
гимнастической скамейке, по наклонной скамейке, танцевальные шаги (приставной,
галоп), преодоление полосы препятствий.
Подвижные игры ( 34 ч.)
На материале лёгкой атлетики: «Вызов номеров», «Два мороза», «Волк во рву»,
«Совушка», «Воробьи, вороны», «Планеты», «Третий лишний», «Пятнашки».
На материале гимнастики с основами акробатики: «Запрещённое движение», «Гномы,
великаны», «Передай мяч », « Охотники и утки ».
На материале спортивных игр: выполнение заданий с элементами спортивных игр.
Национальные игры: русская народная игра «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»
Кроссовая подготовка (10 ч.)
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости: кросс по слабопересеченной
местности; упражнений на выносливость; кроссовый бег до 500м девочки, до 600м
мальчики. Равномерный бег до 2 мин. Медленный бег до 3 мин. Бег с преодолением
препятствий.
Способы физкультурной деятельности (в течение года) Самостоятельные занятия.
Разработка режима дня. Составление и выполнение комплексов упражнений утренней
гимнастики, физкультминуток. Выполнение простейших закаливающих процедур.
Организация и проведение подвижных игр во время прогулок и каникул.
4. Тематическое планирование
к рабочей программе по физической культуре для 1 класса
к учебнику под редакцией Лях В.И. Зданевич А.А.
(99 часов)
Темы
Количество
часов
Тема I. Основы знаний о
физической культуре
В процессе
урока
Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
воспитывать стремление узнавать чтото новое, проявлять
любознательность, ценить знания
побуждать школьников
соблюдать общепринятые нормы
Тема II. Легкая атлетика
и л/а упражнения
31
Тема III. Гимнастика с
элементами акробатики
24
Тема IV. Подвижные
игры
34
Тема V. Кроссовая
подготовка
10
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
освоение знаний о ценностях
физической культуры, создание
целостного представления о влиянии
занятий физической культурой на
развитие человека, его физическое,
духовное и нравственное здоровье,
формирование здорового образа
жизни.
уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу;
для достижения успехов в
выполнении физических
упражнений проявлять
целенаправленность и волю,
дисциплинированность;
уметь мобилизировать в нужный
момент свои физические и духовные
силы.
обучение жизненно-важным
двигательным навыкам и умениям,
формам коллективного
взаимодействия и сотрудничества,
организации самостоятельных
занятий физической культурой в
условиях активного отдыха и досуга;
воспитывать уверенность в себе,
открытость и общительность
воспитывать школьников командной
работе и взаимодействию с другими
детьми;
приучать выявлять чувство дружбы,
приобретать навыки культуры
поведения, коллективизма
воспитание позитивных моральноволевых качеств;
воспитание решительности,
настойчивости.
5. Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета физическая
культура для 1 класса
№
Тема урока
сроки
урока
1
Вводный инструктаж по техники безопасности на
уроках по физической культуре. Понятия «физическая
культура» и «физические упражнения». Влияние
физической культуры на здоровье и физическое развитие человека. Правила поведения на уроках.
Строевая подготовка, повороты на месте. Комплекс
О.Р.У.
2
Строевая подготовка. Ходьба с различными
положениями рук.
Игра: «Воробьи и вороны»
3
Строевая подготовка.
Бег 30 м, бег 60м.
Игра: «Караси и щука»
4
Строевая подготовка.
Бег 30 м.
Игра: «Мяч капитану»
5
Строевая подготовка.
Комплекс ОРУ с мячами
Игра: «Море волнуется».
6
Бег с изменением направления.
Подвижная игра: «Вышибалы»
7
План.сроки Скоррект.
Челночный бег 4*9 м., 3*10м.
Прыжки в длину с места.
Игра: «День и ночь»
8
Комплекс ОРУ. Челночный бег 3*10м.
Прыжки в длину с места.
Эстафеты
9
Бег с изменением направления.
Прыжки в длину с места.
Подвижная игра: «Салки»
10
Строевая подготовка.
Техника метания малого теннисного мяча на
дальность.
Игра: «Передал- садись».
11
Техника метания малого теннисного мяча на
дальность. Подвижная игра: «Шишки, желуди, орехи»
12
Техника метания малого теннисного мяча в цель.
Эстафеты с мячами.
13
Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с
ускорением.
Игра: «День и ночь»
14
Бег в чередовании с ходьбой.
Игра: «Гуси-лебеди»
15
Строевая подготовка. Бег с ускорением.
Игра: «Медведь и медвежата»
16
«Бег с преодолением препятствий».
Игра: «С кочки на кочку».
17
Режим дня и личная гигиена. Совершенствование
навыков бега.
Игра: «Кто быстрее встанет в круг?»
18
Развитие скоростно-силовых качеств. Эстафеты с
мячами.
19
ОРУ. Медленный бег до 3 мин». Развитие прыжковых
качеств.
Игра: «Кто дальше?»
20
ОРУ с мячами. Спец. бег. упр. л/та. Подвижная игра
«Кот и мыши».
21
Развитие силовых качеств. Сгибание-разгибание рук в
упоре лежа.
Игра «Вышибалы».
22
О.Р.У. Развитие прыгучести.
Эстафеты с обручами.
23
Совершенствование навыков бега. Подвижная игра:
«Воробьи и вороны»
24
Челночный бег 3*5м, 3*10м. Развитие скоростносиловых качеств Подвижная игра: «Два мороза»
25
Техника безопасности при занятиях гимнастикой.
Строевые команды. Построения и перестроения. Игра
«Класс, смирно!».
26
Стойка на носках, на одной ноге (на полу и
гимнастической скамейке), ходьба по гимнастической
скамейке, повороты на 90º. Игра « Пройди бесшумно».
27
Передвижения по гимнастической стенке. Игра:
«Третий лишний»
28
«Лазание по гимнастической скамейке. Подтягивание
лежа на животе по горизонтальной скамейке».
Подвижная игра «Отгадай, чей голос».
29
«Преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья и перелезания». Подвижная игра «Рыбак и
рыбки».
30
ОРУ с гимнастической палкой.
Основная стойка. Построение в шеренгу и колону по
одному. Группировка. Перекаты в группировке.
31
Группировка. Перекаты в группировке. Игра «У
медведя во бору».
32
Упражнения на развитие равновесия. Кувырок вперед в
упор присев. Игра: «Гуси-лебеди»
33
Кувырок вперед в упор присев.
34
Кувырок вперед в упор присев. Гимнастический мост
из положения лежа на спине. Игра: «Воробьи и
вороны»
35
ОРУ на развитие гибкости. Гимнастический мост из
положения лежа на спине. Эстафеты.
36
Гимнастический мост из положения лежа на спине.
Стойка на лопатках. Игра: «Шишки, желуди, орехи»
37
Стойка на лопатках. Сгибание- разгибание туловища
из положения лежа. Игра: «Стоп кадр»
38
ОРУ. Сгибание- разгибание туловища из положения
лежа. Прыжки на скакалке. Игра: «Лиса и зайцы»
39
Прыжки на скакалке. Эстафеты с использованием
гимнастического инвентаря.
40
ОРУ на развитие гибкости.
Гимнастическая комбинация из освоенных элементов.
Прыжки на скакалке.
Игра: «Вышибалы»
41
Гимнастическая комбинация из освоенных элементов.
Развитие силовых способностей.
Игра: «Запрещенное движение»
42
Гимнастическая комбинация из освоенных элементов.
Развитие силовых способностей. Игра: «Волк во рву»
43
Гимнастика с основами акробатики.
Игры: «У медведя во бору», «Бой петухов».
44
ОРУ в движении. Лазание по гимнастической стенке.
Эстафеты.
45
Упражнения на развития равновесия. «Преодоление
полосы препятствий с элементами лазанья и
перелезания».
Игра: «Совушка».
46
Эстафета «Веселые старты». Веревочка под ногами»,
«Эстафета с обручами». Подвижная игра «Догонялки».
47
ОРУ с гимнастической палкой. Прыжки на скакалке.
Подвижная игра «Охотники и утки».
48
ОРУ на развитие правильной осанки. Прыжки на
скакалке. Игры: «Лиса и зайцы», «Медведь и
медвежата».
49
Правила безопасности на занятиях по подвижным
играм. Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай» .
Развитие координации
50
ОРУ. Игра «Третий лишний». Развитие выносливости.
51
Эстафеты. ОРУ. Игра «Пятнашки».
Развитие прыжковых качеств.
52
Игра «Воробьи и вороны». Эстафеты.
Развитие скоростно-силовых качеств.
53
ОРУ. Игра «Третий лишний». Развитие выносливости.
54
Игра «Пятнашки»
Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств.
55
ОРУ. Игра «Воробьи и вороны». Развитие
выносливости.
56
ОРУ в движении.
Игра: «Лисы и куры». Эстафеты. Развитие скоростносиловых качеств.
57
Эстафеты. Развитие координации.
58
Обучение ловле большого мяча.
Игра: «Охотник и утки»
59
Совершенствование навыков ловли большого мяча.
Игра «Лиса и заяц», «День и ночь»
60
Развитие координации в общеразвивающих
упражнениях с малыми мячами. Обучение броскам и
ловле малого мяча
.Игра: «Передал- садись»
61
Закрепление упражнений с малым мячом.
Совершенствование навыков ловли малого мяча.
Игра «Вышибалы»
62
Совершенствование ОРУ с малым мячом. Обучение
броскам и ловле одной рукой. .Игра: «Мяч капитану»
63
Обучение броскам и ловле мяча в паре. Разучивание
игры.
Игра: «Сбей ноги»
64
Совершенствование навыков бросков и ловли мяча в
парах разными способами.
Эстафеты с мячами.
65
Обучение ведению мяча на месте.
Игра: «Белочки-собачки»
66
Совершенствование ведение мяча на месте.
Разучивание ведение мяча в движении.
Игра «Мяч из круга»
67
Развитие скоростных качеств, ловкости, внимания в
баскетбольных упражнениях с мячом в парах.
Разучивание игры «Гонки мячей в колонне»
68
Развитие скоростно- силовых качеств. Игра «Зайцы в
огороде».
69
Ведение баскетбольного мяча быстрым шагом.
Игра «Предал – садись».
70
Ведение баскетбольного мяча на месте и в движении,
со сменой направления.
Игра: «Воробьи и вороны»
71
Прыжки через скакалку.
Игра «Лисы и куры».
72
Передачи мяча в парах.
Игра «Салки - выручалки».
73
Передачи мяча в тройках, во кругу. Игра: «Мяч
капитану»
74
ОРУ с мячами. Эстафета с баскетбольными мячами.
75
Обучение броскам мяча в кольцо способами «снизу» и
«сверху».
Игра: « Караси и щука»
76
Совершенствование бросков в кольцо разными
способами. Игра «Мяч капитану»
77
Развитие скоростно- силовых качеств. Игры: « Волк во
рву», «У медведя во бору»
78
Упражнения с мячом.
Эстафеты с обручами.
79
ОРУ с мячами. Игра «Гуси - лебеди», «Салкивыручалки»
80
Прыжки через скакалку.
Игра: «Хитрая лиса»
81
Развитие скоростно- силовых качеств. Игра «Два
мороза», «Медведь и медвежата»
82
Подвижные игры с баскетбольным мячом.
83
Комплексы упражнений на развитие выносливости. Бег
в чередовании с ходьбой до 3 мин. Игра: «Белые
медведи»
84
Эстафета с преодолением полосы препятствий.
Игра: «Класс - смирно», «Запрещенное движение»
85
ОРУ в движении. Бег 30м, 60 м.
Игра: «Пятнашки»
86
ОРУ. Эстафеты с преодолением полосы препятствий.
87
Спец. беговые упражнения легкоатлета. Низкий старт
Игра: «Вышибалы»
88
Бег в чередовании с ходьбой до 4 мин. Высокий старт.
Игра: «Стоп кадр»
89
Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. Высокий старт.
Игра: «Передал-садись»
90
Спец. беговые упражнения легкоатлета.
Эстафеты.
91
Кросс по пересеченной местности 500м.
Игра: «Мяч капитану»
92
ОРУ. Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. Игра:
«Кошки- мышки»
93
Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок
в длину с места.
Развитие прыгучести в эстафете «Кто дальше прыгнет»
94
ОРУ в движении. Челночный бег 3*10м, 4*9 м.
Игра: «Лиса и зайцы»
95
Развитие прыгучести. Прыжки на скакалке. Челночный
бег 3*10м, 4*9 м. Игра: «Медведь и медвежата»
96
ОРУ с мячами.
Круговая эстафета.
Игра: «Запрещенное движение»
97
Бег 30 метров
Игры на развитие выносливости.
98
Тестирование физических качеств. Подвижные игры.
99
Тестирование физических качеств. Подвижные игры.