1.Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре на 2021/22 учебный год для обучающихся 1-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Лях В.И. Зданевич А.А., по физической культуре для 1-4 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом со стояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; - формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Программа обучения физической культуре направлена на: - реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальнотехнической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы); - реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; - соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; - расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; - усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Планируемые результаты. Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Предметные результаты: отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и в местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой; выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приёмы; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма); выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. формировать первоначальные представлений о значении физической культуры, для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; Метапредметные результаты: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Содержание учебного предмета 1 класс (99 часов – 3 часа в неделю) В предложенной программе выделяются три раздела: «Основы знаний о физической культуре». «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование». Раздел «Основы знаний о физической культуре» включает материал, посвященный истории физической культуры и спорта, строению человека, личной гигиене, физическим способностям человека. Раздел «Способы физкультурной деятельности» знакомит учеников с возможными движениями человека, а также содержит учебный материал, направленный на освоение основных жизненно важных умений и навыков. Содержание раздела «Физическое совершенствование» направлено на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Раздел 1. Основы знаний о физической культуре (в процессе уроков) История возникновения физической культуры. Связь физической культуры с жизненно важными умениями и навыками. Понятия «физическая культура» и «физические упражнения». Значение физических упражнений для здоровья человека. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. Основные способы передвижений человека. Правила поведения на уроках физической культуры. Сведения о режиме дня и личной гигиене, правильной осанке. Характеристика основных физических качеств. Подвижные и спортивные игры. Раздел 2. Физическое совершенствование (99 часов). Организующие команды и приёмы: строевые упражнения. Построение в шеренгу, колонну, перестроение в круг; основная стойка, повороты налево, направо, кругом; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. Выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!». Лёгкая атлетика ( 31 ч) Ходьба: свободным широким шагом, имитационная ходьба, ходьба на носках, с различным положением рук, на внутренней и внешней стороне стопы. Бег: медленный равномерный, бег с ускорением, челночный бег 3x10 м, эстафетный бег, бег из различных исходных положений, с изменением направления движения, бег на 30 м с высокого старта. Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину и высоту с места, прыжки на двух ногах с поворотом на 90°, спрыгивание и запрыгивание на горку матов, с 3-4 шагов разбега прыжки через длинную неподвижную и качающуюся скакалку (высота 30-40 см). Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3 м, метание на дальность и заданное расстояние. Броски: набивного мяча (0,5 кг) от груди, броски и ловля резинового мяча. Гимнастика с основами акробатики (24 ч.) Акробатические упражнения: группировка (в приседе, сидя, лёжа на спине), перекаты в группировке, упоры, седы. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по гимнастической стенке и наклонной скамейке, одноимённым и разноимённым способами, перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов, упражнения на низкой перекладине, ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной скамейке, танцевальные шаги (приставной, галоп), преодоление полосы препятствий. Подвижные игры ( 34 ч.) На материале лёгкой атлетики: «Вызов номеров», «Два мороза», «Волк во рву», «Совушка», «Воробьи, вороны», «Планеты», «Третий лишний», «Пятнашки». На материале гимнастики с основами акробатики: «Запрещённое движение», «Гномы, великаны», «Передай мяч », « Охотники и утки ». На материале спортивных игр: выполнение заданий с элементами спортивных игр. Национальные игры: русская народная игра «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» Кроссовая подготовка (10 ч.) Совершенствование навыков бега и развитие выносливости: кросс по слабопересеченной местности; упражнений на выносливость; кроссовый бег до 500м девочки, до 600м мальчики. Равномерный бег до 2 мин. Медленный бег до 3 мин. Бег с преодолением препятствий. Способы физкультурной деятельности (в течение года) Самостоятельные занятия. Разработка режима дня. Составление и выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики, физкультминуток. Выполнение простейших закаливающих процедур. Организация и проведение подвижных игр во время прогулок и каникул. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по физической культуре для 1 класса к учебнику под редакцией Лях В.И. Зданевич А.А. (99 часов) Темы Количество часов Тема I. Основы знаний о физической культуре В процессе урока Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания воспитывать стремление узнавать чтото новое, проявлять любознательность, ценить знания побуждать школьников соблюдать общепринятые нормы Тема II. Легкая атлетика и л/а упражнения 31 Тема III. Гимнастика с элементами акробатики 24 Тема IV. Подвижные игры 34 Тема V. Кроссовая подготовка 10 поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; освоение знаний о ценностях физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни. уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу; для достижения успехов в выполнении физических упражнений проявлять целенаправленность и волю, дисциплинированность; уметь мобилизировать в нужный момент свои физические и духовные силы. обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям, формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга; воспитывать уверенность в себе, открытость и общительность воспитывать школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; приучать выявлять чувство дружбы, приобретать навыки культуры поведения, коллективизма воспитание позитивных моральноволевых качеств; воспитание решительности, настойчивости. 5. Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета физическая культура для 1 класса № Тема урока сроки урока 1 Вводный инструктаж по техники безопасности на уроках по физической культуре. Понятия «физическая культура» и «физические упражнения». Влияние физической культуры на здоровье и физическое развитие человека. Правила поведения на уроках. Строевая подготовка, повороты на месте. Комплекс О.Р.У. 2 Строевая подготовка. Ходьба с различными положениями рук. Игра: «Воробьи и вороны» 3 Строевая подготовка. Бег 30 м, бег 60м. Игра: «Караси и щука» 4 Строевая подготовка. Бег 30 м. Игра: «Мяч капитану» 5 Строевая подготовка. Комплекс ОРУ с мячами Игра: «Море волнуется». 6 Бег с изменением направления. Подвижная игра: «Вышибалы» 7 План.сроки Скоррект. Челночный бег 4*9 м., 3*10м. Прыжки в длину с места. Игра: «День и ночь» 8 Комплекс ОРУ. Челночный бег 3*10м. Прыжки в длину с места. Эстафеты 9 Бег с изменением направления. Прыжки в длину с места. Подвижная игра: «Салки» 10 Строевая подготовка. Техника метания малого теннисного мяча на дальность. Игра: «Передал- садись». 11 Техника метания малого теннисного мяча на дальность. Подвижная игра: «Шишки, желуди, орехи» 12 Техника метания малого теннисного мяча в цель. Эстафеты с мячами. 13 Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с ускорением. Игра: «День и ночь» 14 Бег в чередовании с ходьбой. Игра: «Гуси-лебеди» 15 Строевая подготовка. Бег с ускорением. Игра: «Медведь и медвежата» 16 «Бег с преодолением препятствий». Игра: «С кочки на кочку». 17 Режим дня и личная гигиена. Совершенствование навыков бега. Игра: «Кто быстрее встанет в круг?» 18 Развитие скоростно-силовых качеств. Эстафеты с мячами. 19 ОРУ. Медленный бег до 3 мин». Развитие прыжковых качеств. Игра: «Кто дальше?» 20 ОРУ с мячами. Спец. бег. упр. л/та. Подвижная игра «Кот и мыши». 21 Развитие силовых качеств. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Игра «Вышибалы». 22 О.Р.У. Развитие прыгучести. Эстафеты с обручами. 23 Совершенствование навыков бега. Подвижная игра: «Воробьи и вороны» 24 Челночный бег 3*5м, 3*10м. Развитие скоростносиловых качеств Подвижная игра: «Два мороза» 25 Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Строевые команды. Построения и перестроения. Игра «Класс, смирно!». 26 Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке), ходьба по гимнастической скамейке, повороты на 90º. Игра « Пройди бесшумно». 27 Передвижения по гимнастической стенке. Игра: «Третий лишний» 28 «Лазание по гимнастической скамейке. Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке». Подвижная игра «Отгадай, чей голос». 29 «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания». Подвижная игра «Рыбак и рыбки». 30 ОРУ с гимнастической палкой. Основная стойка. Построение в шеренгу и колону по одному. Группировка. Перекаты в группировке. 31 Группировка. Перекаты в группировке. Игра «У медведя во бору». 32 Упражнения на развитие равновесия. Кувырок вперед в упор присев. Игра: «Гуси-лебеди» 33 Кувырок вперед в упор присев. 34 Кувырок вперед в упор присев. Гимнастический мост из положения лежа на спине. Игра: «Воробьи и вороны» 35 ОРУ на развитие гибкости. Гимнастический мост из положения лежа на спине. Эстафеты. 36 Гимнастический мост из положения лежа на спине. Стойка на лопатках. Игра: «Шишки, желуди, орехи» 37 Стойка на лопатках. Сгибание- разгибание туловища из положения лежа. Игра: «Стоп кадр» 38 ОРУ. Сгибание- разгибание туловища из положения лежа. Прыжки на скакалке. Игра: «Лиса и зайцы» 39 Прыжки на скакалке. Эстафеты с использованием гимнастического инвентаря. 40 ОРУ на развитие гибкости. Гимнастическая комбинация из освоенных элементов. Прыжки на скакалке. Игра: «Вышибалы» 41 Гимнастическая комбинация из освоенных элементов. Развитие силовых способностей. Игра: «Запрещенное движение» 42 Гимнастическая комбинация из освоенных элементов. Развитие силовых способностей. Игра: «Волк во рву» 43 Гимнастика с основами акробатики. Игры: «У медведя во бору», «Бой петухов». 44 ОРУ в движении. Лазание по гимнастической стенке. Эстафеты. 45 Упражнения на развития равновесия. «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания». Игра: «Совушка». 46 Эстафета «Веселые старты». Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами». Подвижная игра «Догонялки». 47 ОРУ с гимнастической палкой. Прыжки на скакалке. Подвижная игра «Охотники и утки». 48 ОРУ на развитие правильной осанки. Прыжки на скакалке. Игры: «Лиса и зайцы», «Медведь и медвежата». 49 Правила безопасности на занятиях по подвижным играм. Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай» . Развитие координации 50 ОРУ. Игра «Третий лишний». Развитие выносливости. 51 Эстафеты. ОРУ. Игра «Пятнашки». Развитие прыжковых качеств. 52 Игра «Воробьи и вороны». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. 53 ОРУ. Игра «Третий лишний». Развитие выносливости. 54 Игра «Пятнашки» Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. 55 ОРУ. Игра «Воробьи и вороны». Развитие выносливости. 56 ОРУ в движении. Игра: «Лисы и куры». Эстафеты. Развитие скоростносиловых качеств. 57 Эстафеты. Развитие координации. 58 Обучение ловле большого мяча. Игра: «Охотник и утки» 59 Совершенствование навыков ловли большого мяча. Игра «Лиса и заяц», «День и ночь» 60 Развитие координации в общеразвивающих упражнениях с малыми мячами. Обучение броскам и ловле малого мяча .Игра: «Передал- садись» 61 Закрепление упражнений с малым мячом. Совершенствование навыков ловли малого мяча. Игра «Вышибалы» 62 Совершенствование ОРУ с малым мячом. Обучение броскам и ловле одной рукой. .Игра: «Мяч капитану» 63 Обучение броскам и ловле мяча в паре. Разучивание игры. Игра: «Сбей ноги» 64 Совершенствование навыков бросков и ловли мяча в парах разными способами. Эстафеты с мячами. 65 Обучение ведению мяча на месте. Игра: «Белочки-собачки» 66 Совершенствование ведение мяча на месте. Разучивание ведение мяча в движении. Игра «Мяч из круга» 67 Развитие скоростных качеств, ловкости, внимания в баскетбольных упражнениях с мячом в парах. Разучивание игры «Гонки мячей в колонне» 68 Развитие скоростно- силовых качеств. Игра «Зайцы в огороде». 69 Ведение баскетбольного мяча быстрым шагом. Игра «Предал – садись». 70 Ведение баскетбольного мяча на месте и в движении, со сменой направления. Игра: «Воробьи и вороны» 71 Прыжки через скакалку. Игра «Лисы и куры». 72 Передачи мяча в парах. Игра «Салки - выручалки». 73 Передачи мяча в тройках, во кругу. Игра: «Мяч капитану» 74 ОРУ с мячами. Эстафета с баскетбольными мячами. 75 Обучение броскам мяча в кольцо способами «снизу» и «сверху». Игра: « Караси и щука» 76 Совершенствование бросков в кольцо разными способами. Игра «Мяч капитану» 77 Развитие скоростно- силовых качеств. Игры: « Волк во рву», «У медведя во бору» 78 Упражнения с мячом. Эстафеты с обручами. 79 ОРУ с мячами. Игра «Гуси - лебеди», «Салкивыручалки» 80 Прыжки через скакалку. Игра: «Хитрая лиса» 81 Развитие скоростно- силовых качеств. Игра «Два мороза», «Медведь и медвежата» 82 Подвижные игры с баскетбольным мячом. 83 Комплексы упражнений на развитие выносливости. Бег в чередовании с ходьбой до 3 мин. Игра: «Белые медведи» 84 Эстафета с преодолением полосы препятствий. Игра: «Класс - смирно», «Запрещенное движение» 85 ОРУ в движении. Бег 30м, 60 м. Игра: «Пятнашки» 86 ОРУ. Эстафеты с преодолением полосы препятствий. 87 Спец. беговые упражнения легкоатлета. Низкий старт Игра: «Вышибалы» 88 Бег в чередовании с ходьбой до 4 мин. Высокий старт. Игра: «Стоп кадр» 89 Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. Высокий старт. Игра: «Передал-садись» 90 Спец. беговые упражнения легкоатлета. Эстафеты. 91 Кросс по пересеченной местности 500м. Игра: «Мяч капитану» 92 ОРУ. Бег в чередовании с ходьбой до 5 мин. Игра: «Кошки- мышки» 93 Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с места. Развитие прыгучести в эстафете «Кто дальше прыгнет» 94 ОРУ в движении. Челночный бег 3*10м, 4*9 м. Игра: «Лиса и зайцы» 95 Развитие прыгучести. Прыжки на скакалке. Челночный бег 3*10м, 4*9 м. Игра: «Медведь и медвежата» 96 ОРУ с мячами. Круговая эстафета. Игра: «Запрещенное движение» 97 Бег 30 метров Игры на развитие выносливости. 98 Тестирование физических качеств. Подвижные игры. 99 Тестирование физических качеств. Подвижные игры.