физика 9 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике на 2021/22 учебный год для обучающихся 9 -го класса
разработана и реализуется на основе Авторской программой основного общего образования по физике
для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. ,Филонович, Е.М.Гутник, М., «Дрофа», 2018 г.);
Рабочая программа реализуется в учебниках Перышкин А. В., Е.М.Гутник. Физика. 9 класс. М.,
«Дрофа»,. 2018г
Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена Решением
Коллегии Министерства Просвещения Российской Федерации, протокол от 03 декабря 2019 г. №ПК4вн).
Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
а основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи
между ними;
для построения представления о физической картине мира;
лений природы, о закономерностях
процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений
науки в дальнейшем развитии цивилизации;
методов его изучения;
расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
В 2021-2022учебном году на курс «Физика» в 9 классе в учебном плане школы отводится 3 час
в неделю, что составляет 102 часа в год.

.

2.Планируемые результаты освоения курса «Физика» в 9 классе.

Реализация программы по физике в 9-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп
результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями
на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в

соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста,
находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости
между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной
культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать
доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей
физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.

3. Содержание курса « Физика» в 9 классе.
Тема 1 .Законы движения и взаимодействия тел (37 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного
движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном
движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй
и третий законы Ньютона.Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения.
Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Искусственные спутники Земли.Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон
сохранения полной механической энергии.
Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. (16часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Нитяной маятник. Свободные колебания.Колебательная
система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.Превращения энергии при колебательном движении.
Резонанс. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины
волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука.
Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Тема 3. Электромагнитное поле (29 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление
линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой
руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный
ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические
проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Конденсатор.
Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света.
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатыхспектров.
Тема 4. Строение атома и атомного ядра (15 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протоннонейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Физический смысл зарядового и массового числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных
реакциях.Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деления ядер урана. Цепная
ядерная реакция. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Методы наблюдения и регистрации частиц в
ядерной физике.
Тема 5 .Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Состав строение и происхождение Солнечной системы. Планеты земной группы. Большие планеты
Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция звезд. Строение и эволюция Вселенной.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по физике для 9 класса к учебнику Перышкин А. В., Е.М.Гутник. (102 часа)
Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы
воспитания

Тема 1. Законы движения и
взаимодействия тел

37

Тема2.Механические
колебания и волны. Звук.

16

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям.

Разделы / темы

Тема3.Электромагнитное поле

29

Тема4.Строение
атомного ядра

и

14

Тема 5. Строение и эволюция
Вселенной

6

атома

применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся:
дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога.
Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу,выработки своего к ней
отношения
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по физике для 9 класса к учебнику Перышкин А. В., Е.М.Гутник. (102 часа)
№

Тема урока

урока
Глава 1. Законы движения и взаимодействия тел
1

Материальная точка. Система отсчета

2

Траектория. Путь. Перемещение.

3

Векторы, их модули и проекции на выбранную
координатную ось
Определение координаты движущегося тела

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Скорость и перемещение при прямолинейном
равномерном движении
Графики зависимости кинематических величин
от времени при прямолинейном равномерном
движении
Прямолинейное равноускоренное движение.
Ускорение
Скорость прямолинейного равноускоренного
движения. График скорости
Решение графических задач
Перемещение
при
прямолинейном
равноускоренном движении
Решение задач «Перемещение тела при
прямолинейном равноускоренном движении .»
Лабораторная работа № 1 «Исследование
равноускоренного движения без начальной
скорости»
Решение расчетных задач на прямолинейное
равноускоренное движение
Решение расчетных задач на прямолинейное
равноускоренное движение
Решение графических задач на прямолинейное
равноускоренное движение
Контрольная работа № 1 «Кинематика
равномерного
и
равноускоренного
прямолинейного движения»

План. сроки

Скоррект.сроки

17

Относительность механического движения.

18

Повторение курса 7 класса. Силы в природе

19
20

Инерциальные системы отсчета. Первый закон
Ньютона
Второй закон Ньютона.

21

Третий закон Ньютона.

22

Решение задач на законы Ньютона

23

Свободное падение тел

24

Движение тела, брошенного вертикально вверх.
Невесомость
Лабораторная работа № 2 «Измерение
ускорения свободного падения»
Закон всемирного тяготения

25
26
27
28
29

Ускорение свободного падения на Земле и
других небесных телах
Прямолинейное и криволинейное движения.
Движение тела по окружности с постоянной по
модулю скоростью.
Решение задач. Искусственные спутники Земли

32

Решение задач. Законы Ньютона. Закон
Всемирного тяготения.
Решение задач. Кратковременная проверочная
работа по теме «Законы Ньютона» Движение
тела под действием нескольких сил.
Импульс тела. Закон сохранения импульса.

33

Реактивное движение. Ракеты.

34

Закон сохранения полной механической энергии

35

Решение задач «Закон всемирного тяготения

36

Решение задач. « Движение тела под действием
нескольких сил»

30
31

37

Контрольная работа №2 по теме «Законы
взаимодействия и движения тел. Законы
сохранения
Глава 2. Механические колебания и волны. Звук

42

Механические
колебания.
Колебательные
системы: математический маятник, пружинный
маятник. Свободные колебания
Величины, характеризующие колебательное
движение. Периоды колебаний различных
маятников.
Лабораторная работа № 3 «Исследование
зависимости периода и частоты свободных
колебаний математического маятника от его
длины»
Гармонические колебания. Затухающие
колебания. Вынужденные колебания
Решение задач на колебательное движение.

43

Механические волны. Виды волн.

44

Длина волны. Решение задач на определение
длины волны.
Звуковые волны.

38
39
40

41

45

46

Высота и тембр звука. Громкость звука.

47

Распространение звука. Скорость звука.

48

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

49

Решение задач по теме «Механические
колебания и волны».
Решение задач «Период, частота»

50
51
52
53

Решение задач «Величины, характеризующие
колебательное движение»
Повторение и обобщение материала по теме
«Механические колебания и волны»
Контрольная работа № 3 по теме
«Механические колебания и волны»

Глава 3.Электромагнитное поле

57

Магнитное поле. Однородное и неоднородное
магнитное поле.
Обнаружение магнитного поля по его действию
на электрический ток. Правило левой руки.
Решение задач «Действие магнитного поля на
проводник с током»
Индукция магнитного поля.

58

Магнитный поток

59

Решение задач.«Индукция магнитного поля.
Магнитный поток»
Лабораторная работа №4 «Изучение явления
электромагнитной индукции»
Явление электромагнитной индукции

54
55
56

60
61
62
63
64
65
66

Направление индукционного тока. Правило
Ленца
Явление самоиндукции
Получение и передача переменного
электрического тока. Трансформатор.
Решение задач на тему «Явление
электромагнитной индукции» Самостоятельная
работа
Электромагнитное поле

69

Электромагнитные волны. Шкала
электромагнитных волн
Колебательный контур. Получение
электромагнитных колебаний.
Принципы радиосвязи и телевидения

70

Решение задач «Электромагнитные волны»

71

Повторение материала курса физики 8 класса по
теме «Световые явления»
Корпускулярно-волновая природа света

67
68

72
73
74
75
76
77

Преломление света. Физический смысл
показателя преломления
Дисперсия света. Цвета тел.
Корпускулярные свойства света. Поглощение и
испускание света атомами.
Типы оптических спектров. Происхождение
линейчатых спектров
Лабораторная работа №5«Наблюдение
сплошного и линейчатого спектров испускания»

79

Решение задач «Шкала электромагнитных
явлений»
Решение задач «Виды спектров»

80

Решение задач «Законы преломления»

81

Повторение и обобщение материала по теме
«Электромагнитное поле. Электромагнитные
колебания и волны
Контрольная
работа № 4
по
теме
«Электромагнитное поле. Электромагнитные
колебания и волны»

78

82

Глава 4.Строение атома и атомного ядра
83

Радиоактивность. Модели атомов

84

Радиоактивные превращения атомных ядер

85
86

Экспериментальные методы исследования
частиц. Лабораторная работа № 6 «Измерение
естественного радиационного фона»
Открытие протона и нейтрона

87

Состав атомного ядра. Ядерные силы

88

Энергия связи. Дефект массы

89
90

Деление ядер урана. Цепная реакция.
Лабораторная работа № 7 «Изучение деления
ядра урана по фотографиям треков»
Решение задач «Энергия связи»

91

Решение задач «Дефект массы»

92

Ядерный реактор. Преобразование внутренней
энергии атомных ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика
Биологическое действие радиации. Закон
радиоактивного распада
Термоядерная реакция

93
94
95
96

Решение задач Лабораторная работа № 8
«Изучение треков заряженных частиц по
готовым фотографиям»
Контрольная работа № 5 «Строение атома и
атомного ядра»

Глава5.Строение и эволюция Вселенной

98

Состав, строение и происхождение Солнечной
системы
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

99

Строение и эволюция Вселенной

100

Повторение

101

Повторение

102

Итоговая контрольная работа №6

97


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».