физика 7 класс

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физике на 2021/22 учебный год для обучающихся 7 -го класса
разработана и реализуется на основе Авторской программой основного общего образования по
физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М.Гутник, М., «Дрофа», 2018 г.);
Рабочая программа реализуется в учебниках А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. «Дрофа», М., 2017.
Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена
Решением Коллегии Министерства Просвещения Российской Федерации, протокол от 03 декабря
2019 г. №ПК-4вн).
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
законов физики, взаимосвязи
между ними;
для построения представления о физической картине мира;
тях
процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования
достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
научных методов его изучения;
я экологического мышления и ценностного отношения к природе;
к расширению и углублению физических знаний .
В 2021-2022учебном году на курс «Физика» в 7 классе в учебном плане школы отводится 2
час в неделю, что составляет 68 часов в год.
2.Планируемые результаты освоения курса «Физика» в 7 классе.
Реализация программы по физике в 7 -х классах нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
.
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов
своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание
смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы,
в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов
и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу
и другие источники информации.
3. Содержание курса « Физика» в 7 классе.
Тема 1. Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
-Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы.
Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.
Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)
-Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов,
жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тема 3. Взаимодействие тел. (21 ч)
-Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь.
Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.
Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило
сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы.
Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения . Сила тяжести. Связь между
силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Центр тяжести тела.
Тема 4.-Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

-Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярнокинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.
Шлюзы. Гидравлический пресс.
-Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
-Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Тема 5.-Работа и мощность. Энергия. (17 ч)
-Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы.
Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды
равновесия тел. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условие равновесия тел.
Коэффициент полезного действия. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия
тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы,
мощности и энергии.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по физике для 7 класса к учебнику А.В. Перышкин (68 часов)
Разделы / темы

Коли
чество
часов

4
Тема1.Физика
и
физические
методы
изучения природы.

Тема2. Первоначальные
сведения
вещества.

о

строении

Тема3.Взаимодействие
тел.

5

21

Задачи
воспитания,
решаемые через
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета с
учетом
рабочей
программы
воспитания
Побуждение
школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации.
Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Создание
благоприятных
условий для развития у подростков
социально значимых
ценностных
отношений - к самим себе как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое собственное
будущее.
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета - групповой работы или
работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
Создание
благоприятных
условий для развития у подростков
социально значимых
ценностных

отношений
к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но
увлекательного
учебного
труда.
Инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
Тема 4.Давление твердых
тел, газов, жидкостей.

21

Тема 5.Работа и мощность.
Энергия.

17

Создание
благоприятных
условий для развития у подростков
социально значимых
ценностных
отношений к труду как основному
способу
достижения
жизненного
благополучия человека, залогу его
успешного
профессионального
самоопределения
и
ощущения
уверенности в завтрашнем дне.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках
явлений
.Использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
Создание
благоприятных
условий для развития у подростков
социально значимых
ценностных
отношений - к самим себе как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое собственное
будущее.
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета - групповой работы или
работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по физике для 7 класса к
учебнику А.В.Перышкин (68 часов)
№

Тема урока

урока
Глава 1. Физика и физические методы изучения природы
Техника безопасности (ТБ) в кабинете
физики. Что изучает физика. Физика –
наука о природе.
2
Понятие физического тела, вещества,
материи, явления, закона.
3
Физические величины. Измерение
физических величин. Система единиц.
4
Л/р №1 «Определение цены деления
шкалы измерительного прибора»
Глава2. Первоначальные сведения о строении вещества
1

5

Строение вещества. Молекулы

Л/р №2 «Измерение размеров малых
тел»
7
Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах. Скорость движения
молекул и температура тела.
8
Взаимное притяжение и отталкивание
молекул.
9
Агрегатные состояния вещества
Различие в молекулярном строении
твёрдых тел, жидкостей и газов.
Глава3. Взаимодействие тел.
6

15

Механическое движение. Понятие
материальной точки. Чем отличается
путь от перемещения.
Скорость тела. Равномерное и
неравномерное движение.
Расчёт скорости, пути и времени
движения
Расчёт скорости, пути и времени
движения (Графически)
Расчёт скорости, пути и времени
движения
Инерция.

16

Взаимодействие тел.

17

Масса тела. Единица массы.

18

Л/р №3 «Измерение массы вещества
на рычажных весах»
Плотность вещества

10

11
12
13
14

19
20

Лабораторная
работа
№4
«Измерение объёма твёрдого тела».

План. сроки

Скоррект.сроки

21

22
23
24
25
26
27
28

29

Лабораторная
работа
№5
«Определение плотности твёрдого
тела»
Расчёт массы и объёма вещества по
его плотности
Контрольная работа №1 по теме
«Взаимодействие тел.»
Сила.
Явление тяготения. Сила тяжести.
Вес тела
Сила упругости
Единицы силы. Связь м/у силой и
массой тела
Лабораторная
работа
№6
«Динамометр.
Градуирование
пружины
и
измерение
сил
динамометром»
Графическое изображение силы

Сила трения. Трение покоя. Роль
трения в технике
Глава4.Давление твердых тел, газов, жидкостей.
30

31
32
33
34

35
36

37

38

Контрольная работа №2 по теме
«Силы»
Давление в твердых телах.
Способы уменьшения и увеличения
давления
Решение задач «Давление в твердых
телах.»
Давление газа. Закон Паскаля.
Решениезадач
Давление в жидкости и газе. Расчёт
давления жидкости на дно и стенки
сосуда. Решение задач
Сообщающиеся сосуды. Применение.
Устройство шлюзов, водомерного
стекла.
Вес воздуха. Атмосферное давление.
Почему
существует
воздушная
оболочка Земли

39

Измерение атмосферного давления.

40

Барометр-анероид.
Атмосферное
давление на различных высотах.
Манометры. Гидравлический пресс

41
42

Действие жидкости и
погружённое в них тело.

газа

на

43

Архимедова сила. Решение задач

44

45

Лабораторная
работа
№7
«Определение выталкивающей силы,
действующей на погружённое в
жидкость тело»
Плавание тел.

46

Плавание судов

47

Воздухоплавание.

Решение
задач
:расчет
«Сила
Архимеда» , «Плавание тел»
49
Решение задач расчет «Давление
твердых тел жидкостей и газов»
50
Зачет по теме «Архимедова сила,
плавание тел», «Давление твёрдых
тел, жидкостей и газов»,
51
Контрольная работа №3 «Давление
твёрдых тел, жидкостей и газов»,
«Сила Архимеда»
Глава 5.Работа и мощность. Энергия.
48

52

Механическая работа.

53

Мощность.

54

Решение задач «Мощность и работа»

55

Простые
механизмы
Рычаги.
Равновесие сил на рычаге
Момент силы. Рычаги в технике
,природе и быту.Решение задач
Лабораторная
работа
№8
«Выяснение
условий
равновесия
рычага»
Блоки. Золотое правило механики.
Решение задач
Центр тяжести тела
Условия равновесия тел
Коэффициент полезного действия
механизма. Решение задач
Лабораторная
работа
№9
«Определение КПД при подъёме
тележки по наклонной плоскости»
Энергия.
Потенциальная
и
кинетическая
энергия.
Закон
сохранения энергии.
Превращение
одного
вида
механической энергии в другой.
Решение задач «Работа и мощность.
Энергия»
Решение задач « КПД, блоки»

56
57

58
59
60
61

62

63
64
65

67

Контрольная работа №4 «Работа и
мощность. Энергия», «КПД»
Повторительно-обобщающий урок

68

Итоговое тестирование

66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».