1.Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2021/22 учебный год для обучающихся 7 -го класса разработана и реализуется на основе Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М.Гутник, М., «Дрофа», 2018 г.); Рабочая программа реализуется в учебниках А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. «Дрофа», М., 2017. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения Российской Федерации, протокол от 03 декабря 2019 г. №ПК-4вн). Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей: законов физики, взаимосвязи между ними; для построения представления о физической картине мира; тях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; научных методов его изучения; я экологического мышления и ценностного отношения к природе; к расширению и углублению физических знаний . В 2021-2022учебном году на курс «Физика» в 7 классе в учебном плане школы отводится 2 час в неделю, что составляет 68 часов в год. 2.Планируемые результаты освоения курса «Физика» в 7 классе. Реализация программы по физике в 7 -х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. . Личностные результаты: • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные результаты: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты: • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 3. Содержание курса « Физика» в 7 классе. Тема 1. Физика и физические методы изучения природы. (4 ч) -Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире. Тема 2.Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч) -Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Тема 3. Взаимодействие тел. (21 ч) -Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения . Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела. Тема 4.-Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч) -Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярнокинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. -Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. -Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание. Тема 5.-Работа и мощность. Энергия. (17 ч) -Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условие равновесия тел. Коэффициент полезного действия. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии. 4. Тематическое планирование к рабочей программе по физике для 7 класса к учебнику А.В. Перышкин (68 часов) Разделы / темы Коли чество часов 4 Тема1.Физика и физические методы изучения природы. Тема2. Первоначальные сведения вещества. о строении Тема3.Взаимодействие тел. 5 21 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета - групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Тема 4.Давление твердых тел, газов, жидкостей. 21 Тема 5.Работа и мощность. Энергия. 17 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений .Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета - групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по физике для 7 класса к учебнику А.В.Перышкин (68 часов) № Тема урока урока Глава 1. Физика и физические методы изучения природы Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. 2 Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона. 3 Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц. 4 Л/р №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» Глава2. Первоначальные сведения о строении вещества 1 5 Строение вещества. Молекулы Л/р №2 «Измерение размеров малых тел» 7 Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул и температура тела. 8 Взаимное притяжение и отталкивание молекул. 9 Агрегатные состояния вещества Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. Глава3. Взаимодействие тел. 6 15 Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения. Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. Расчёт скорости, пути и времени движения Расчёт скорости, пути и времени движения (Графически) Расчёт скорости, пути и времени движения Инерция. 16 Взаимодействие тел. 17 Масса тела. Единица массы. 18 Л/р №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах» Плотность вещества 10 11 12 13 14 19 20 Лабораторная работа №4 «Измерение объёма твёрдого тела». План. сроки Скоррект.сроки 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела» Расчёт массы и объёма вещества по его плотности Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие тел.» Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела Сила упругости Единицы силы. Связь м/у силой и массой тела Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Графическое изображение силы Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике Глава4.Давление твердых тел, газов, жидкостей. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Контрольная работа №2 по теме «Силы» Давление в твердых телах. Способы уменьшения и увеличения давления Решение задач «Давление в твердых телах.» Давление газа. Закон Паскаля. Решениезадач Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли 39 Измерение атмосферного давления. 40 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Гидравлический пресс 41 42 Действие жидкости и погружённое в них тело. газа на 43 Архимедова сила. Решение задач 44 45 Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» Плавание тел. 46 Плавание судов 47 Воздухоплавание. Решение задач :расчет «Сила Архимеда» , «Плавание тел» 49 Решение задач расчет «Давление твердых тел жидкостей и газов» 50 Зачет по теме «Архимедова сила, плавание тел», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», 51 Контрольная работа №3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Сила Архимеда» Глава 5.Работа и мощность. Энергия. 48 52 Механическая работа. 53 Мощность. 54 Решение задач «Мощность и работа» 55 Простые механизмы Рычаги. Равновесие сил на рычаге Момент силы. Рычаги в технике ,природе и быту.Решение задач Лабораторная работа №8 «Выяснение условий равновесия рычага» Блоки. Золотое правило механики. Решение задач Центр тяжести тела Условия равновесия тел Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач Лабораторная работа №9 «Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости» Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач «Работа и мощность. Энергия» Решение задач « КПД, блоки» 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 67 Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия», «КПД» Повторительно-обобщающий урок 68 Итоговое тестирование 66