литература, 11 класс

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 11-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией В.П. Журавлёва, Ю.В.
Лебедева по литературе для 10-11классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
В 2021-2022учебном году на курс «Литература» в 11 классе в учебном плане школы
отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 11
классе
Реализация программы по литературе в 11-х классах нацелена на достижение учащимися
трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:







осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма,
уважения к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного
наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
2











готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
основы экологической культуры, соответствующее современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивацию
и расширять интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование
и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции);
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные:
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
 понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и излагать его устно и письменно
с учётом возможностей различных жанров высказывания — аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать своё досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение различными видами анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественность воспроизведения современной автору действительности в
литературном произведении, воспринимать прочитанное не только на
эмоциональном уровне, но и на уровне интеллектуального осмысления.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
 демонстрировать знание ключевых произведений русской, родной и мировой
литературы, приводя примеры двух (или более) текстов, затрагивающих общие темы
или проблемы;
 в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(скрытые в нём смыслы и подтексты);
 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
 анализировать жанрово-родовой выбор автора: раскрывать особенности
композиции, развития сюжета и связи различных элементов в художественном
4

мире произведения: места и времени действия, способов изображения действия и
его развития, приёмов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития
их характеров;
 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
 анализировать авторский выбор определённых композиционных решений,
раскрывая, как расположение и взаимосвязь определённых частей текста
способствуют формированию всей структуры произведения и обусловливают
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/ или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно
подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
 осуществлять следующую продуктивную деятельность:
 давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
 выполнять проектные работы по литературе и искусству, предлагать собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
 давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и
с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
 анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
 анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
 анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинопостановку или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению),
оценивая то, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник получит возможность узнать:
 о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
 о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
 о важнейших литературных ресурсах, в том числе в Интернете;
 об историко-культурном подходе в литературоведении;
 об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
 о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений
(реализм, романтизм, символизм и т. п.);
 имена ведущих писателей, особенно значимые факты их творческой биографии,
названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или
именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре, например: Ф.
М. Достоевский, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, Ф. Кафка, Э.-М. Ремарк; Дон
Кихот, Гамлет, Манилов, Обломов, «человек в футляре» и т. п.;
5



о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой
(например, футуризм и эпоха технического прогресса в начале ХХ века и т. п.).
3. Содержание курса «Литература» в 11 классе

Введение. Изучение языка художественной литературы (1 час)
Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка. Теория.
Художественный текст. Поэтический язык.
Раздел I. Из мировой литературы (1 час)
Содержание понятия «мировая литература» Характерные черты. . Т.-С.Элиот, Э.-М.
Ремарк. Жизнь и творчество, судьба и творчество.
Раздел II. Русская литература начала XX века (46 часов)
Литературные искания и направленияфилософской мысли. Золотой и серебряный век
русской литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века.Реализм и
модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Иван Алексеевич Бунин (5 часов)
Традиции русской классики в поэзии. Лирическая проза писателя. Философская
направленность творчества. Тема России и тема любви. Эстетическое кредо
писателя.Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка,
колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли.
Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие
лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских
гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к
широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из СанФранциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».
Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и
тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Александр Иванович Куприн (9 часов)
Жизнь и творчество, личность писателя. Повести «Поединок», «Олеся», рассказ
«Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение
природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная
жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема
самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая
позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как
высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви
Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание
детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской
психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Куприн-мастер рассказа.
«Юнкера», «Жанета»
Контроль: контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна..
Леонид Николаевич Андреев (1 час)
Жизнь и судьба. На перепутьях реализма и модернизма. Андреев и символизм.
Писатель-экспрессионист. Рассказ «Большой шлем». Трагический смысл финала рассказа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1 час)
Трагедия писателя. Начало творческого пути. Повесть «Солнце мертвых». Творческая
индивидуальность. Язык произведений Шмелева.
Борис Константинович Зайцев (1 час)
Память о России. Особенности религиозного сознания. Художественный мир
писателя. «Преподобный Сергий Радонежский». Беллетризованные биографии.
Аркадий Тимофеевич Аверченко (1 час)
6

Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Рассказы
«Дюжина ножей в спину революции».Рассказы. Развитие представлений об иронии и
пародии.
Тэффи (1 час)
Художественный мир. Юмористические образы рассказов Тэффи. Мысли о России.
Оценка таланта писательницы современниками. различие юмора и сатиры А.Т.Аверченко
и Тэффи.
Владимир Владимирович Набоков (1 час)
Память о России. Начало творчества. Классические традиции в романах писателя.
Язык и стилистическая индивидуальность. Роман «Машенька». Феномен языка Набокова.
Раздел III. Особенности поэзии начала XX века (8 часов)
Художественные открытия поэзии начала 20 века. Своеобразие поэтического почерка.
Темы творчества. Образ Родины. Лирический герой. Творческие искания.
Русский символизм.
Разнообразие
творческих
индивидуальностей
в
поэзии
серебряного
века.Эстетические программы модернистских объединений.
Валерий Яковлевич Брюсов.
Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному
поэту», «Антоний», «Сумерки», «Я».. Брюсов как основоположник символизма в русской
поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы
научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт.
Слово о поэте. Стихотворения. «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю
мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени», «Лунный луч», «Фантазия». Шумный успех
ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия
как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к
древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской
лирике Бальмонта.
Иннокентий Анненский, Федор Сологуб, Андрей Белый
Основные этапы жизни.Стихотворения А.Белого «На горах», «Отчаянье»,
И.Ф.Аненского «Мучительный сонет», «Смычок и струны»,Ф.Сологуба «В тихий вечер на
распутье двух дорог». Основные темы и мотивы лирики поэтов.
Русский акмеизм.
Истоки. Литературные манифесты акмеистов.Эстетика акмеизма, основные
принципы, отличительные черты.Влияние акмеизма нга последующее развитие русской
литературы 20 века.
Николай Степанович Гумилев.
Слово о поэте. Стихотворения: «Канцона вторая», «Дон Жуан», «Мои читатели»,
«Шестое чувство», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
(или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики
Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции
героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после
революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Русский футуризм.
Футуризм как литературное течение модернизма. Характерные черты эстетики
футуристов.Лирика И. Северянина, Стихотворения: «Я, неий Игорь Северянин…»,
«Ананасы в шампанском». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность
поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония
поэта.Владислав Фелицианович Ходасевич. Жизнь в России. Причина
эмиграции.Ранняя лирика. «Акробат», «Воспоминанье».
Контроль: Контрольное сочинение по произведениям поэтов серебряного века.
Максим Горький (6 часов)
7

Биография. Ранние рассказы. «Макар Чудра» Романтический пафос и реализм
рассказа. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М.
Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в
рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции
рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия
произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального
преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения
души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького
драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей» Горького.
Контроль: контрольное сочинение по творчеству М.Горького.
Александр Блок (6 часов)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для Акмеизм.
Футуризм (начальные представления). изучения).«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика»,
«Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета,
Полонского, философии Вл. Соловьева.
Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир
раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм.
Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема
Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».
Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие
современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы.
Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и
музыкальной стихиях 6 произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская
позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика
вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.Статья А.Блока «Интеллигенция
и революция»
Контроль: контрольное сочинение по творчеству А.Блока.
Новокрестьянская поэзия (1 час)
Николай Алексеевич Клюев.
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Изба – святилище земли», «Голос народа»,
«Рождество избы». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский
фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др.
Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и
Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и
идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин (5 часов)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Мой край
задумчивый и нежный…», «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «Запели тесаные
дроги…»,»Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры,
ветры, о снежные ветры…», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит
ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...»,
«Русь советская», «Сорокоуст». «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты
мой опавший, клен заледенелый...». Всепроникающий лиризм — специфика поэзии
Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи»
природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его
поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике
Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям. Есенин и
8

имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы
есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада
русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы
быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Поэма «Анна Снегина». лирическое и эпическое в поэме. Образы лирических героев.
Смысл финала поэмы.
Владимир Владимирович Маяковский (6 часов)
Биография. Футуризм. Поэтика Маяковского. Рифма и ритм его стихов. Неологизмы.
Поэмы Маяковского. Новаторство поэта.Стихотворения Поэма «Облако в
штанах».Маяковский и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы «Клоп», «Баня». Сатира
Маяковского. Лирика Любви.
Раздел IV. Литературный процесс 1920-х годов (35 часов)
Народ и революция- поэтические обобщения. Литературные группировки.
Творчество А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С. Серафимовича.
Александр Александровия Фадеев (1 час)
Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Разгром». Проблема гуманизма и
нравственного выбора героя. Путь становления героев. Смысл названия произведения.
Исаак Бабель (1 час)
Жизнь и творчество писателя (обзор). «Конармия»-цикл новелл. Тема революции и
Гражданской войны. Реалистическое изображение человека в потоке революционных
событий.
Евгений Замятин (1 час)
Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Мы». Жанр утопии и
антиутопии. актуальность романа. Различные интерпретации произведения.
Михаил Зощенко (1 час)
Жизнь и творчество писателя (обзор). Сатирические рассказы.
Индивидуальный стиль писатея. Юмор и сатира.
Контроль: зачетная работа за 1 полугодие.
Общая характеристика литературы 1930-х годов (1 час)
Исторические предпосылки возникновения. Жизнь и творчество Н.А.Островского
(обзор) Сложность творческих поисков и писательских судеб.
Андрей Платонович Платонов.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный человек». «Котлован» Высокий
пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и
правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей.
Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская
многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с
традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Михаил Афанасьевич Булгаков (6 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции.
Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в
бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта
изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание
образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и
Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость,
разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического)
до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита»
— апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции
европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
(И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
9

Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор).
Контроль: контрольное сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Марина Ивановна Цветаева (2 часа)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи
к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...»,
«Тоска по родине! Давно...». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».
Уникальность
поэтического
голоса
Цветаевой.
Искренность
лирического
монологаисповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве
Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира
Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война,
вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого
контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет».
Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.
Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца» (обзор)
Осип Эмильевич Мандельштам (1 час)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium»,
«Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других
стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в
поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в
стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии
Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное
многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI
века.
Алексей Толстой (2 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Детство Никиты», роман «Хождение по
мукам» (обзор) автобиографическая повесть. Тема русской истории в литературе 30-х
годов. А.Н. Толстой. «Петр I»: проблематика и художественное своеобразие
романа.
Михаил Пришвин (1 час)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Путевые очерки. «Черный араб». Пришвин и
модернизм. Философия природы. «Жень-шень». Сказки о Правде. «Кладовая солнца».
Дневник как дело жизни.
Борис Леонидович Пастернак (2 часа)
и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»
(указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым
некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в
творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.
Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с
анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и
композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал.
Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго.
Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь
с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в
творчестве Пастернака.
Анна Андреевна Ахматова (4 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала
руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал
утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я
10

научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других
стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики.
Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой.
Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность
интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в
исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества.
Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы
в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое
звучание «Реквиема». «Поэма без героя». Тема суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции поэмы.
Николай Алексеевич Заболоцкий (1 час)
Биография. Первые поэтические публикации. «Завещание», «Я не ищу гармонии в
природе…» «Гроза идет».
Трагедия поэта. Философский характер произведений
Заболоцкого. Кредо поэта.
Михаил Александрович Шолохов (7 часов)
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Донские рассказы», «Лазоревая степь»,
«Родинка», «Чужая кровь» «Шибалково семя».
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания
шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов
романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система
нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и
судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция
пейзажа в произведении.
Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких
нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова.
Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и
художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX
века.
Контроль: контрольное сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Раздел V. Из мировой литературы 30-х годов (4 часа)
О.Хаксли (1 час)
«О дивный новый мир»: антиутопия. Специфика жанра и композиции произведения.
Проблема дегуманизации общества в процессе технического прогресса.
Раздел VI. Литература периода Великой отечественной войны (7 часов).
Писатели на фронтах ВОВ. Первые публикации во фронтовой печати. Проза Великой
отечественной войны.Поэзия. Драматургия.
Александр Трифонович Твардовский (4 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Своеобразие поэмы «Трава
Муравия». Журналистская работа во фронтовой печати. «Книга про бойца» «Василий
Теркин». Поэмы «Дом у дороги» и «За далью-даль». Исповедальная лирика. Поэма «По
праву памяти».
Александр Исаевич Солженицын (3 часа)
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича»
(только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия
«лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и
устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в
контексте трагической эпохи.
Рассказ «Матренин двор»Сюжет , композиция, пролог.
«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). автобиографизм творчества А.И.Солженицына.
Раздел VII. Из мировой литературы (1 час)
Э.Хемингуэй Повесть «Старик и море».
11

Раздел VIII. Полвека русской поэзии (4 часа)
Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков. Поэзия
шестидесятников. Сохранение классических традиций в 70-е годы. Поэтическая
философия. Авторская песня. Постмодернизм.
Иосиф Александрович Бродский
Жизнь. Творчество. (Обзор.). Творческая самостоятельность. Бродский - «поэт
культуры», усложненный «культурный багаж» его поэзии. Русская и западная ориентация
творчества. Широта тематического диапазона «Я входил вместо дикого зверя в клетку»,
«Пилигримы», «Рождественский романс». Поэтика Бродского, определяемая как «странная
архитектура». Эксперименты Бродского с поэтическими жанрами.
Ф.Саган. Г.-Г. Маркес. У.Эко
Раздел IX. Русская проза В 1950-2000 годы (6 часов)
Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм.
Валентин Григорьевич Распутин
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Прощание с Матерой» изображение
патриархальной русской деревни, мало затронутой пагубным влиянием цивилизации.
Экология души — экология природы.
Василий Макарович Шукшин
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Тематическое новаторство прозы Шукшина.
Соседство комических элементов с трагическими в изображении повседневной жизни
совре- менной деревни. Нравственные искания героев. Своеобразие «чудаковатых»
персонажей. «Неравнодушный реализм» Шукшина: «Чудик», «Алеша Бесконвойный»,
«Обида».
Александр Валентинович Вампилов
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор). Пьеса «Утиная охота». Традиции и
новаторство в драматургии писателя.
Федор Абрамов.
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор ). Повести «Деревянные кони», «Пелагея»,
«Алька». Новаторство «деревенской прозы» Абрамова.
Обзор повестей К.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Кондратьева «Сашка»,
Е.Носова
«Усвятские шлемоносцы». Автобиографичность и документальность произведений.
Своеобразие развития военной темы.
«Городская проза» в русской литературе 1960-1980 гг. Концепция личности в
«городской прозе».
Обзор повести Ю.Трифонова «Обмен». Нравственная проблематика произведения.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 11 класса к учебнику Ю.В. Лебедева (102 часа)
Разделы / темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
Введение. Изучение языка художественной литературы
Тема 1. Анализ
1
Организация групповой работы или
художественного текста.
работы в парах, которые учат
Понятие поэтического языка.
подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Раздел I. Из мировой литературы
12

Тема 2. Мировая литература
рубежа XIX-XX веков. Т.С.Элиот, Э.-М. Ремарк,
Ф.Кафка.

Создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых
дел (опыт изучения, защиты и
восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания
собственных произведений культуры).
Раздел II. Русская литература начала XX века (46 ч.)
Тема 3. Русская литература
1
Создание благоприятных условий для
начала XX века.
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда).
И.А.Бунин (5 ч.)
Тема 4.Творчество И.А.Бунина.
1
Использование воспитательных
Изображение России в повести
возможностей содержания учебного
И.А.Бунина «Деревня»
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
Тема 5. Образ греха в рассказе
1
гражданского поведения, проявления
И.А.Бунина «Господин из Санчеловеколюбия и добросердечности.
Франциско»
Тема 6. Кризис цивилизации в
1
рассказе И.А.Бунина «Господин
из Сан-Франциско»
Тема 7. Тема любви в рассказах
1
И.А.Бунина «Солнечный удар»,
«Темные аллеи», «Чистый
понедельник»
Тема 8. Новаторство романа
1
И.А.Бунина
«Жизнь Арсеньева»
А.И.Куприн (9 ч.)
Тема 9. А.И.Куприн. Мир
1
Создание благоприятных условий для
духовный и мир
приобретения школьниками опыта ос
цивилизованный в повести
уществления социально значимых дел
А.И.Куприна «Олеся»
(опыт самостоятельного приобретения
новых знаний, опыт проектной
Тема 10. А.И.Куприн.
1
деятельности).
«Поединок»:
автобиографический и
Организация шефства
гуманистический характер
мотивированных и эрудированных
повести
учащихся над их неуспевающими
Тема 11. Талант любви и тема
1
одноклассниками, дающего
социального неравенства в
школьникам социально значимый
повести А.И.Куприна
опыт сотрудничества и взаимной
«Гранатовый браслет»
помощи.
Тема 12. Контрольное
1
сочинение по творчеству
И.А.Бунина и А.И.Куприна
Тема 13. Творчество
1
Применение на уроках
Л.Н.Андреева
интеллектуальных игр,
1

13

Тема 14. Творчество
1
стимулирующих познавательную
И.С.Шмелева
мотивацию школьников.
Тема 15. Творчество
1
Б.К.Зайцева
Тема 16. Творчество
1
А.Т.Аверченко, Тэффи
Тема 17. Творчество
1
В.В.Набокова
Раздел III. Особенности поэзии начала XX века ( 8 ч.)
Тема 18. Серебряный век как
1
Создание благоприятных условий для
литературно-эстетическая
приобретения школьниками опыта
категория. Модернизм поэзии
осуществления социально значимых
Серебряного века
дел (опыт изучения, защиты и
восстановления культурного наследия
Тема 19. Символизм как
1
человечества, опыт создания
литературное течение.
собственных произведений культуры).
В.Я.Брюсов как
основоположник русского
Включение в урок игровых процедур,
символизма
которые помогают поддержать
Тема 20. Своеобразие
1
мотивацию детей к получению
художественного творчества
знаний, налаживанию позитивных
К.Д.Бальмонта
межличностных отношений в классе,
Тема 21. Основные темы и
1
помогают установлению
мотивы лирики
доброжелательной атмосферы во
И.Ф.Анненского, Ф.Сологуба,
время урока.
А.Белого
Тема 22. Русский акмеизм и его
1
истоки
Тема 23. Проблематика и
1
поэтика лирики Н.С.Гумилева
Тема 24. Футуризм как
1
литературное течение
модернизма. Лирика
И.Северянина, В.Ф.Ходасевича
Тема 25. Контрольное
1
сочинение по произведениям
поэтов Серебряного века
М. Горький (6 ч.)
Тема 26. М.Горький: жизнь,
1
Использование воспитательных
творчество, личность. Ранние
возможностей содержания учебного
романтические рассказы
предмета через демонстрацию детям
М.Горького
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
Тема 27. Рассказ М.Горького
1
человеколюбия и добросердечности.
«Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности
композиции произведения
Тема 28. Пьеса М.Горького «На
1
Использование воспитательных
дне» как социальновозможностей содержания учебного
философская драма. Система
предмета через демонстрацию детям
образов произведения
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
Тема 29. Спор о назначении
1
человеколюбия и добросердечности.
человека в пьесе М.Горького
14

«На дне»: «три правды» и их
трагическое столкновение
Тема 30. Своеобразие
публицистики и мемуарных
очерков М.Горького
Тема 31. Контрольное
сочинение по творчеству
М.Горького

1

1

А.А. Блок (6 ч.)
Тема 32. Жизнь, творчество,
1
Создание благоприятных условий для
личность А.А.Блока. Темы и
приобретения школьниками опыта
образы ранней лирики. «Стихи о
осуществления социально значимых
Прекрасной Даме»
дел (опыт дел, направленных на
пользу своему родному городу или
Тема 33. Тема «страшного
1
селу, стране в целом).
мира» в лирике А.А.Блока
Тема 34. Тема Родины и
1
исторического пути России в
лирике А.А.Блока
Использование воспитательных
Тема 35. Поэма А.А.Блока
1
возможностей содержания учебного
«Двенадцать»: жанр, стиль,
предмета через подбор
композиция и проблематика
соответствующих текстов для чтения,
произведения
проблемных ситуаций для
Тема 36. Контрольное
1
обсуждения в классе.
сочинение по творчеству
А.А.Блока
Тема 37. Новокрестьянская
1
поэзия. Н.А.Клюев: истоки и
художественный мир поэзии
Н.А.Клюева
С.А. Есенин (5 ч.)
Тема 38. С.А.Есенина. Жизнь,
1
Создание благоприятных условий для
творчество, ранняя лирика поэта
приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых
Тема 39. Тема Родины и
1
дел (опыт самопознания и
природы в поэзии С.А.Есенина
самоанализа, опыт социально
Тема 40. Тема любви в лирике
1
приемлемого самовыражения и
С.А.Есенина
самореализации).
Тема 41. Поэма С.А.Есенина
1
«Анна Снегина»: анализ лироэпического произведения
Тема 42. Тема быстротечности
1
человеческого бытия в лирике
С.А.Есенина
В.В. Маяковский (6 ч.)
Тема 43. Жизнь и творчество
1
Организация работы учащихся с
В.В.Маяковского. Ранняя
получаемой на уроке социально
лирика поэта. Маяковский и
значимой информацией –
футуризм
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
Тема 44. Тема любви и поэзии
1
В.В.Маяковского

15

Тема 45. Поэма
1
мнения по ее поводу, выработки
В.В.Маяковского «Облако в
своего к ней отношения.
штанах»
Тема 46. Тема революции в
1
творчестве В.В.Маяковского
Тема 47. Сатира
1
В.В.Маяковского. Пьесы
«Клоп», «Баня»
Тема 48. Контрольное
1
сочинение по творчеству
С.А.Есенина, В.В.Маяковского
Раздел IV. Литературный процесс 1920-х годов (35 ч.)
Тема 49. Характеристика
1
Применение на уроке интерактивных
литературного процесса 1920-х
форм работы учащихся: дискуссий,
годов. Обзор творчества
которые дают учащимся возможность
А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова,
приобрести опыт ведения
А.С.Серафимовича
конструктивного диалога.
Тема 50. Творчество
1
А.А.Фадеева. Проблематика и
идейная сущность романа
А.А.Фадеева «Разгром»
Тема 51. Тема революции и
1
Гражданской войны в прозе
И.Э.Бабеля
Тема 52. Творчество
1
Организация работы учащихся с
Е.И.Замятина. Обзор романаполучаемой на уроке социально
антиутопии «Мы»
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
Тема 53. Творчество
1
высказывания учащимися своего
М.М.Зощенко
мнения по ее поводу, выработки
Тема 54. Зачетная работа за I-е
1
своего к ней отношения.
полугодие
Тема 55. Общая характеристика
1
литературы 1930-х годов
А.П. Платонов (2 ч.)
Тема 56. Жизнь, творчество,
1
Использование воспитательных
личность А.П.Платонова. Обзор
возможностей содержания учебного
повести «Сокровенный человек»
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
Тема 57. Герои и проблематика
1
гражданского поведения, проявления
повести А.П.Платонова
человеколюбия и добросердечности.
«Котлован»
М.А. Булгаков (6 ч.)
Тема 58. Жизнь, творчество,
1
Создание благоприятных условий для
личность М.А.Булгакова. Обзор
приобретения школьниками опыта
романа «Белая гвардия», пьесы
осуществления социально значимых
«Дни Турбиных»
дел (опыт дел, направленных на
заботу о своей семье, родных и
Тема 59. Сатира М.А.Булгакова
1
близких; опыт самопознания и
«Роковые яйца», «Собачье
самоанализа, опыт социально
сердце» (обзор произведений)
приемлемого самовыражения и
Тема 60. История создания,
1
самореализации;
проблематика, жанр и
опыт оказания помощи окружающим).
композиция романа
16

М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита». Москва и
москвичи. Воланд и его свита
Тема 61. Три мира в романе
М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита». Система образов
романа
Тема 62. Тема любви,
творчества и вечности в романе
М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Тема 63. Контрольное
сочинение по роману
М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Тема 64. М.И.Цветаева. Жизнь,
творчество, личность. Основные
темы творчества
Тема 65. Поэмы М.И.Цветаевой
(урок-обзор)
Тема 66. О.Э.Мандельштам.
Жизнь, творчество, судьба
поэта. Основные темы
творчества
Тема 67. А.Н.Толстой. Жизнь и
художественное наследие
писателя. Обзор
автобиографической повести
«Детство Никиты», романаэпопеи «Хождение по мукам»
Тема 68. Тема русской истории
в романе А.Н.Толстого «Петр I»
Тема 69. М.М.Пришвин. Жизнь,
творчество, личность
М.М.Пришвина. Обзор
художественного наследия
писателя
Тема 70. Жизнь и творчество
Б.Л.Пастернака. Основные
мотивы его поэзии
Тема 71.Роман Б.Л.Пастернака
«Доктор Живаго». Человек,
история и природа в
произведении
Тема 72. Биография
А.А.Ахматовой, основные вехи

1

1

1

М.И. Цветаева (2 ч.)
1
Применение на уроках
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
1
1

А.Н. Толстой (2 ч.)
1
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета:
- через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
1
- через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения,
1
проблемных ситуаций для обсуждения
в классе.
Б.Л. Пастернак (2 ч.)
1
Создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых
дел (опыт деятельного выражения
1
собственной гражданской позиции;
опыт
разрешения
возникающих
конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице).
А.А. Ахматова
1
17

жизненного и творческого пути.
Основные темы лирики
Тема 73. Поэзия женской души.
1
Тема любви в лирике
А.А.Ахматовой
Тема 74. Тема Родины в лирике
1
Создание благоприятных условий для
А.А.Ахматовой
приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых
Тема 75. Поэмы
1
дел (опыт деятельного выражения
А.А.Ахматовой (анализ поэм
собственной гражданской позиции;
«Реквием», «Поэма без героя»)
опыт дел, направленных на заботу о
Тема 76. Жизнь, творчество,
1
своей семье, родных и близких).
личность Н.А.Заболоцкого.
Основная тематика лирических
произведений
М.А. Шолохов
Тема 77. Жизнь, творчество,
1
Создание благоприятных условий для
судьба М.А.Шолохова.
приобретения школьниками опыта
«Донские рассказы» и
осуществления социально значимых
«Лазоревая степь» как
дел (опыт деятельного выражения
новеллистическая предыстория
собственной гражданской позиции;
эпопеи «Тихий Дон»
опыт дел, направленных на заботу о
своей семье, родных и близких; опыт
Тема 78. М.А.Шолохов. «Тихий
1
дел, направленных на пользу своему
Дон» как роман-эпопея о
родному городу или селу, стране в
всенародной трагедии на стыке
целом).
эпох. История создания
произведения, специфика жанра
Тема 79. Первая мировая война
1
в изображении М.А.Шолохова
Тема 80. Изображение
1
Гражданской войны на
страницах романа
М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Тема 81. Женские судьбы в
1
романе М.А.Шолохова «Тихий
Дон»
Тема 82. Трагедия Григория
1
Мелехова в романе
М.А.Шолохова «Тихий Дон»
(путь поиска правды героем)
Тема 83. Контрольное
1
сочинение по роману-эпопее
М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Раздел V. Из мировой литературы 1930-х годов (4 ч.)
Тема 84. О.Хаксли «О дивный
1
Привлечение внимания школьников к
новый мир». О.Хаксли и
ценностному аспекту изучаемых на
Е.Замятин
уроках явлений.
Раздел VI. Литература периода Великой Отечественной войны (7 ч.)
А.Т. Твардовский (4 ч.)
Тема 85. Биографические
1
Использование воспитательных
истоки творчества
возможностей содержания учебного
18

А.Т.Твардовского. Поэма
«Страна Муравия»
Тема 86. Поэма
А.Т.Твардовского «Василий
Теркин»
Тема 87. Лирика
А.Т.Твардовского
Тема 88. Проза, поэзия,
драматургия периода ВОВ

1

предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.

1

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений.
А.И. Солженицын (3 ч.)
Тема 89. А.И.Солженицын.
1
Создание благоприятных условий для
Жизнь и судьба писателя.
приобретения школьниками опыта
Своеобразие раскрытия
осуществления социально значимых
лагерной темы в повести «Один
дел (опыт деятельного выражения
день Ивана Денисовича»
собственной гражданской позиции;
опыт дел, направленных на пользу
Тема 90. Малая проза
1
своему родному городу или селу,
А.И.Солженицына. Тема
стране в целом).
праведничества в рассказе
«Матренин двор»
Тема 91. А.И.Солженицын.
1
«Архипелаг ГУЛАГ» - летопись
страданий
Раздел VII. Из мировой литературы
Тема 92. Символический смысл
1
Использование воспитательных
повести Э.Хемингуэя «Старик и
возможностей содержания учебного
море»
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
1

Раздел VIII. Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода) (4 ч.)
Тема 93. «Поэтическая весна».
1
Создание благоприятных условий для
Лирика поэтов – участников
приобретения школьниками опыта
ВОВ. (Обзор поэзии
осуществления социально значимых
Л.Н.Мартынова, С.П.Гудзенко,
дел (опыт дел, направленных на пользу
А.П.Межирова, Ю.В.Друниной,
своему родному городу или селу,
Е.М.Винокурова)
стране в целом; опыт изучения,
защиты и восстановления культурного
Тема 94. Русская советская
1
наследия человечества, опыт создания
поэзия 1960-1970-х годов: время
собственных произведений культуры).
«поэтического бума», период
после «поэтического бума»
(урок-обзор)
Тема 95. Общая характеристика
1
Привлечение внимания школьников к
русской поэзии 1980-1990-х
ценностному аспекту изучаемых на
годов. Лирика И.А.Бродского
уроках явлений.
Тема 96. Современность и
1
«постсовременность» в мировой
литературе
Раздел IX. Русская проза 1950-2000 годов (6 ч.)
19

Тема 97. «Лейтенантская
проза». В.П.Некрасов. «В
окопах Сталинграда»
Тема 98. «Деревенская проза».
Обзор повестей Б.А.Можаева
«Живой», В.И.Белова
«Привычное дело»
Тема 99. В.Г.Распутин: жизнь,
творчество, личность.
Проблематика повести
«Прощание с Матёрой»
Тема 100. В.М.Шукшин: жизнь,
творчество, личность. Обзор
литературного творчества
Тема 101. Творчество
А.В.Вампилова. Анализ пьесы
«Утиная охота» Творчество
Ф.А.Абрамова. Проблематика
повестей «Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька»
Тема 102. Анализ повестей
К.Д.Воробьева «Убиты под
Москвой», В.Кондратьева
«Сашка», Е.И.Носова
«Усвятские шлемоносцы»
«Городская» проза
Ю.В.Трифонова, А.Г.Битова,
Вл.С.Маканина. Анализ повести
Ю.В.Трифонова «Обмен»

1

1

1

1

1

1

Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой информацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 11 класса к учебнику Ю.В. Лебедева (102 часа)
№

Тема урока

урока

План.
сроки

Скоррект.
сроки

Введение. Изучение языка художественной литературы
1.

Анализ художественного текста. Понятие
поэтического языка.
Раздел I. Из мировой литературы

2.

Мировая литература рубежа XIX-XX веков.
Т.-С.Элиот, Э.-М. Ремарк, Ф.Кафка.
Раздел II. Русская литература начала XX века (46 ч.)

3.

Русская литература начала XX века.
И.А.Бунин (5 ч.)
20

4.
5.
6.
7.
8.

Творчество И.А.Бунина. Изображение России в
повести И.А.Бунина «Деревня»
Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из
Сан-Франциско»
Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный
удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»
Новаторство романа И.А.Бунина
«Жизнь Арсеньева»
А.И.Куприн (9 ч.)

13.

А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный
в повести А.И.Куприна «Олеся»
А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и
гуманистический характер повести
Талант любви и тема социального неравенства в
повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина и
А.И.Куприна
Творчество Л.Н.Андреева

14.

Творчество И.С.Шмелева

15.

Творчество Б.К.Зайцева

16.

Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи

17.

Творчество В.В.Набокова

9.
10.
11.
12.

Раздел III. Особенности поэзии начала XX века (8 ч.)

22.

Серебряный век как литературно-эстетическая
категория. Модернизм поэзии Серебряного века
Символизм как литературное течение. В.Я.Брюсов
как основоположник русского символизма
Своеобразие художественного творчества
К.Д.Бальмонта
Основные темы и мотивы лирики И.Ф.Анненского,
Ф.Сологуба, А.Белого
Русский акмеизм и его истоки

23.

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева

24.

Футуризм как литературное течение модернизма.
Лирика И.Северянина, В.Ф.Ходасевича
Контрольное сочинение по произведениям поэтов
Серебряного века
М.Горький (6 ч.)

18.
19.
20.
21.

25.

26.
27.

М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние
романтические рассказы М.Горького
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности композиции
произведения
21

28.
29.
30.
31.

Пьеса М.Горького «На дне» как социальнофилософская драма. Система образов произведения
Спор о назначении человека в пьесе М.Горького «На
дне»: «три правды» и их трагическое столкновение
Своеобразие публицистики и мемуарных очерков
М.Горького
Контрольное сочинение по творчеству М.Горького
А.А.Блок (6 ч.)

32.
33.
34.
35.
36.

Жизнь, творчество, личность А.А.Блока. Темы и
образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока
Тема Родины и исторического пути России в лирике
А.А.Блока
Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: жанр, стиль,
композиция и проблематика произведения
Контрольное сочинение по творчеству А.А.Блока

37.

Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев: истоки и
художественный мир поэзии Н.А.Клюева
С.А.Есенин (5 ч.)

38.
39.

С.А.Есенина. Жизнь, творчество, ранняя лирика
поэта
Тема Родины и природы в поэзии С.А.Есенина

40.

Тема любви в лирике С.А.Есенина

41.

Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»: анализ лироэпического произведения
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике
С.А.Есенина
В.В.Маяковский (6 ч.)

42.

44.

Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Ранняя
лирика поэта. Маяковский и футуризм
Тема любви и поэзии В.В.Маяковского

45.

Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»

46.

Тема революции в творчестве В.В.Маяковского

47.

Сатира В.В.Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня»

48.

Контрольное сочинение по творчеству С.А.Есенина,
В.В.Маяковского
Раздел IV. Литературный процесс 1920-х годов (35 ч.)

49.

Характеристика литературного процесса 1920-х
годов. Обзор творчества А.М.Ремизова,
Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича
Творчество А.А.Фадеева. Проблематика и идейная
сущность романа А.А.Фадеева «Разгром»
Тема революции и Гражданской войны в прозе
И.Э.Бабеля

43.

50.
51.

22

53.

Творчество Е.И.Замятина. Обзор романаантиутопии «Мы»
Творчество М.М.Зощенко

54.

Зачетная работа за I-е полугодие

55.

Общая характеристика литературы 1930-х годов

52.

А.П.Платонов (2 ч.)
56.
57.

58.
59.

60.
61.
62.
63.

64.
65.

Жизнь, творчество, личность А.П.Платонова. Обзор
повести «Сокровенный человек»
Герои и проблематика повести А.П.Платонова
«Котлован»
М.А.Булгаков (6 ч.)
Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. Обзор
романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных»
Сатира М.А.Булгакова «Роковые яйца», «Собачье
сердце» (обзор произведений)
История создания, проблематика, жанр и
композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита
Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита». Система образов романа
Тема любви, творчества и вечности в романе
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Контрольное сочинение по роману М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
М.И.Цветаева (2 ч.)
М.И.Цветаева. Жизнь, творчество, личность.
Основные темы творчества
Поэмы М.И.Цветаевой (урок-обзор)

66.

О.Э.Мандельштам. Жизнь, творчество, судьба поэта.
Основные темы творчества
А.Н.Толстой (2 ч.)

67.

А.Н.Толстой. Жизнь и художественное наследие
писателя. Обзор автобиографической повести
«Детство Никиты», романа-эпопеи «Хождение по
мукам»
Тема русской истории в романе А.Н.Толстого «Петр
I»
М.М.Пришвин. Жизнь, творчество, личность
М.М.Пришвина. Обзор художественного наследия
писателя
Б.Л.Пастернак (2 ч.)

68.
69.

70.
71.

Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. Основные
мотивы его поэзии
Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Человек,
история и природа в произведении
23

А.А.Ахматова (4 ч.)
72.

73.
74.
75.
76.

77.

78.

79.
80.
81.
82.

83.

84.

Биография А.А.Ахматовой, основные вехи
жизненного и творческого пути. Основные темы
лирики
Поэзия женской души. Тема любви в лирике
А.А.Ахматовой
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой
Поэмы А.А.Ахматовой (анализ поэм «Реквием»,
«Поэма без героя»)
Жизнь, творчество, личность Н.А.Заболоцкого.
Основная тематика лирических произведений
М.А.Шолохов (7 ч.)
Жизнь, творчество, судьба М.А.Шолохова.
«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как
новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»
М.А.Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о
всенародной трагедии на стыке эпох. История
создания произведения, специфика жанра
Первая мировая война в изображении
М.А.Шолохова
Изображение Гражданской войны на страницах
романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий
Дон»
Трагедия Григория Мелехова в романе
М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды
героем)
Контрольное сочинение по роману-эпопее
М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Раздел V. Из мировой литературы 1930-х годов (4 ч.)
О.Хаксли «О дивный новый мир». О.Хаксли и
Е.Замятин
Раздел VI. Литература периода Великой Отечественной войны (7 ч.)
А.Т.Твардовский (4 ч.)

86.

Биографические
истоки
творчества
А.Т.Твардовского. Поэма «Страна Муравия»
Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

87.

Лирика А.Т.Твардовского

88.

Проза, поэзия, драматургия периода ВОВ

85.

А.И.Солженицын (3 ч.)
89.

90.

А.И.Солженицын. Жизнь и судьба писателя.
Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести
«Один день Ивана Денисовича»
Малая проза А.И.Солженицына. Тема
праведничества в рассказе «Матренин двор»
24

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись
страданий
Раздел VII. Из мировой литературы

91.

92.

Символический смысл повести Э.Хемингуэя
«Старик и море»
Раздел VIII. Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода) (4 ч.)

93.

94.

95.
96.

97.
98.
99.
100.
101.

102.

«Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников
ВОВ. (Обзор поэзии Л.Н.Мартынова, С.П.Гудзенко,
А.П.Межирова, Ю.В.Друниной, Е.М.Винокурова)
Русская советская поэзия 1960-1970-х годов: время
«поэтического бума», период после «поэтического
бума» (урок-обзор)
Общая характеристика русской поэзии 1980-1990-х
годов. Лирика И.А.Бродского
Современность и «постсовременность» в мировой
литературе
Раздел IX. Русская проза 1950-2000 годов (6 ч.)
«Лейтенантская проза». В.П.Некрасов. «В окопах
Сталинграда»
«Деревенская проза». Обзор повестей Б.А.Можаева
«Живой», В.И.Белова «Привычное дело»
В.Г.Распутин: жизнь, творчество, личность.
Проблематика повести «Прощание с Матёрой»
В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор
литературного творчества
Творчество А.В.Вампилова. Анализ пьесы «Утиная
охота» Творчество Ф.А.Абрамова. Проблематика
повестей «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька»
Анализ повестей К.Д.Воробьева «Убиты под
Москвой», В.Кондратьева «Сашка», Е.И.Носова
«Усвятские шлемоносцы» «Городская» проза
Ю.В.Трифонова, А.Г.Битова, Вл.С.Маканина.
Анализ повести Ю.В.Трифонова «Обмен»

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».