литература, 10 класс

1

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Ю.В.Лебедева по литературе
для 10-11-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога
и обучающихся.
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской
позиции;
-формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных
и письменных высказываний.
В 2021-2022 учебном году на учебный предмет «Литература» в 10 классе в учебном плане
школы отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
в 10 классе.
Реализация программы по литературе в 10-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
2

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
3

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;

в

условиях

реального,

виртуального

и

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
4

Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой
или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
5

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов
и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать


образную природу словесного искусства;



содержание изученных литературных произведений;



основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;



основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;



основные теоретико-литературные понятия;

уметь


воспроизводить содержание литературного произведения;
6



анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;



соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;



определять род и жанр произведения;



сопоставлять литературные произведения;



выявлять авторскую позицию;



выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;



аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;



писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
3. Содержание курса «Литература» в 10 классе
Русская литература XIX века.
Вторая половина
Раздел I. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века
(3 часа)

Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Реализм как литературное
направление и метод в искусстве. Своеобразие становления реализма в русской литературе.
Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.
Раздел II. Русская литературная критика второй половины XIX века (3 часа)
Расстановка общественных сил в 1860 годы. Направления в русской критике второй
половины XIX века.
Раздел III. Иван Сергеевич Тургенев (9 часов)
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Преходящее и вечное в художественном
мире И.С.Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый
двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа
«Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения
Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой.
Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и
причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика
писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов»
и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и
его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции.
«Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:
7

художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее
выражения. «Отцы и дети» в русской критике. Полемика вокруг романа.
Р/р Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Тест по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Раздел IV. Николай Гаврилович Чернышевский (3 часа)
Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?».
Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и
революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный
человек». Четыре сна Веры Павловны. Анализ эпизодов романа.
Раздел V. Иван Александрович Гончаров (9 часов)
Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества.
Роман «Обыкновенная история». Роман «Обломов». История создания. Особенности
композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов».
Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных
персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в
развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы
выражения авторской позиции в романе. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как
классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский
смысл романа. Роман «Обломов» в русской критике.
Р/р Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».
Раздел VI. Александр Николаевич Островский (8 часов)
Художественный мир драматурга. Основные этапы жизни и творчества. Драма «Гроза».
Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город
Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный
конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с
«темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире
героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.
«Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и
нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое
мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес
Островского.
Р/р Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Тест по пьесе А.Н. островского «Гроза».
Раздел VII. Федор Иванович Тютчев (4 часа)
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Поэзия Ф.И.
Тютчева в контексте русского литературного развития. Малая родина Тютчева. Тютчев и
поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…»,
«Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и
8

певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная
лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое
богатство стиха.
Р/р Письменный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева.
Раздел VIII. Николай Алексеевич Некрасов (10 часов)
Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова. Детство и отрочество Некрасова.
«Петербургские мытарства». Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В
дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не
люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам
войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и
творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и
драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы.
Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и
доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии
Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое
своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной
России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления.
Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев
поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и
Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря
святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы
счастья и смысла жизни в поэме.
Р/р Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Тест по поэме.
Раздел IX. Афанасий Афанасьевич Фет (3 часа)
Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета. Характерные особенности лирики Фета, её
новаторские черты. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое
дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря
прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче
человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений
человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.
Метафоричность лирики Фета.
Р/р Контрольный анализ стихотворения А.А. Фета.
Раздел X. Алексей Константинович Толстой (3 часа)
Жизненный путь А.К. Толстого. Исторические взгляды поэта и его сатирические
стихотворения. Лирика А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».
Р/р Анализ стихотворения А.К. Толстого.
Раздел XI. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 часа)
Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен».
Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества.
«История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев
произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и
9

«глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История
одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях
Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола). «Общественный» роман
«Господа Головлевы».
Р/р Сочинение-отзыв по сатирическому роману «История одного города».
Раздел XII. Страницы истории западноевропейского романа 19 века (обзор) (3 часа)
Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак новелла «Гобсек». Роман «Евгения
Гранде». Роман «Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и
сын». Сатирические произведения У. Теккерея.
Раздел XIII. Федор Михайлович Достоевский (9 часов)
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М,
Достоевского. Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского».
Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди
униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова.
Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины
поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его
«двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа.
Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека
в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа.
Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя.
«Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина
постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема
нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе.
Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Р/р Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Раздел XIV. Лев Николаевич Толстой (13 часов)
Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого.
«Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые
горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и
А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в
романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года
– Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление
Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и
ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как
ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа.
«Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое
своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции,
психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы
романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь
крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы
изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием
психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием
10

в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в
современном мире.
Р/р Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раздел XV. Николай Семенович Лесков (4 часа)
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный
мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального
русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как
мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя.
Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет
Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван
Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности
лесковской повествовательной манеры сказа.
Р/р Сочинение-анализ характера героя по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Раздел XVI. Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. (2 часа)
Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де
Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и
их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом».
Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социальнопсихологических драм. «Пигмалион».
Раздел XVII. Антон Павлович Чехов (11 часов)
Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XX в. И её отражение в литературе.
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Тема гибели
души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема
ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали,
«импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.
Творческая история пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Действующие лица пьесы
«Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе
«Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе.
Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного
быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы.
Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).
Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого
наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Р/р Сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Контрольная работа по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Раздел XVIII. О мировом значении русской литературы (2 часа)
Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта
связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века
«мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.
11

Контрольный тест за курс литературы 10 класса.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 10 класса к учебнику Ю.В. Лебедева (102 часа)
Разделы / темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
Раздел I. Становление и развитие реализма в русской литературе
XIX века (3ч.)
Тема 1. Общая характеристика 1
Использование
воспитательных
и своеобразие русской
возможностей содержания учебного
литературы
предмета через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
Тема 2. Реализм как
1
гражданского
поведения,
проявления
литературное направление и
человеколюбия и добросердечности.
метод в искусстве. Своеобразие
становления реализма в русской
литературе
Тема 3. Национальное
1
своеобразие русского реализма
Раздел II. Русская литературная критика второй половины XIX века (3 ч.)
Тема 4. Расстановка
общественных сил в 1860-е гг.
Тема 5-6. Направления в
русской критике второй
половины 19 века

1

Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
2
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.
Раздел III. И.С. Тургенев (9ч.)
Тема 7. Этапы биографии и
1
Применение
на
уроках
творчества И. С. Тургенева
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
Тема 8. Преходящее и вечное в 1
мотивацию школьников.
художественном мире
И.С.Тургенева
Тема 9.Творческая история
1
Включение в урок игровых процедур,
романа «Отцы и дети». Герой
которые
помогают
поддержать
60-х годов XIX века нигилист
мотивацию детей к получению знаний,
Базаров
налаживанию
позитивных
Тема 10.Трагический характер
1
межличностных отношений в классе,
конфликта в романе. Споры
помогают
установлению
Базарова с Павлом Петровичем
доброжелательной
атмосферы
во
Тема 11-12. Внутренний
2
время
урока.
конфликт в душе Базарова.
Испытание любовью. Болезнь и
смерть Базарова
Тема 13. «Отцы и дети» в
1
русской критике. Тест
12

Тема14-15. Р/р Сочинение по
2
роману «Отцы и дети»
Раздел IV. Н.Г.Чернышевский (3 ч.)
Тема 16. Жизнь и творчество
1
Н.Г.Чернышевского.
Применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся: групповой
Тема 17. Творческая история
1
работы или работы в парах, которые
романа «Что делать?». Значение
учат школьников командной работе и
романа в истории литературы и
взаимодействию с другими детьми.
революции
Тема 18. Композиция романа
1
«Что делать?». Система образов
в романе. Старые и новые
люди. «Особенный человек»
Рахметов. Четыре сна Веры
Павловны.

Раздел V. И.А. Гончаров (9 ч.)
Тема 19. Основные этапы
1
Привлечение внимания школьников к
жизни и творчества И.А.
ценностному аспекту изучаемых на
Гончарова
уроках явлений.
Организация групповой работы или
Тема 20. Творческая история
1
работы в парах, которые учат
романа «Обломов»
подростков командной работе и
Тема 21. Полнота и сложность
1
взаимодействию с другими детьми.
характера Обломова
Тема 22. Штольц как антипод
1
Обломова
Тема 23. История любви
1
Обломова и Ольги Ильинской
Тема 24. Финал романа.
1
Авторская оценка жизненного
пути героя. Историкофилософский смысл
произведения
Тема 25. Роман «Обломов» в
1
русской критике. Тест.
Тема26-27.Классное сочинение 2
по роману И.А.Гончарова
«Обломов»
Раздел VI. А.Н.Островский (8 ч.)
Тема 28. Основные этапы
1
Создание благоприятных условий для
жизни и творчества
приобретения школьниками опыта осу
А.Н. Островского
ществления социально значимых дел
(опыт
деятельного
выражения
Тема 29. Творческая история и 1
собственной
гражданской
позиции;
конфликт драмы «Гроза».
опыт самопознания и самоанализа,
Изображение Островским
опыт
социально
приемлемого
драматических противоречий
самовыражения и самореализации).
русской жизни в кризисную
13

эпоху
Тема 30. Конфликт драмы.
1
Организация
шефства
Композиция драмы. Система
мотивированных и эрудированных
образов в драме «Гроза»
учащихся над их неуспевающими
Тема 31. О народных истоках
1
одноклассниками,
дающего
характера Катерины. Катерина
школьникам социально значимый
как трагический характер.
опыт сотрудничества и взаимной
Тема 32. Смысл названия
1
помощи.
пьесы. Трагическое и
жизнеутверждающее в драме
Островского
Тема 33. Тест по пьесе А. Н.
1
Островского «Гроза»
Тема 34-35. Р/р Сочинение по
2
пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Раздел VII. Ф.И. Тютчев (4 ч.)
Тема 36. Этапы биографии и
1
Использование
воспитательных
творчества Ф.И. Тютчева
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.

Тема 37. Основные темы и идеи 1
лирики Ф.И. Тютчева
Тема 38. Поэзия Ф.И. Тютчева
1
в контексте русского
литературного развития
Тема 39. Р/р Письменный
1
анализ стихотворений Ф.И.
Тютчева
Раздел VIII. Н.А. Некрасов (10 ч.)
Тема 40. Основные
1
Использование
воспитательных
этапы биографии и творчества
возможностей содержания учебного
Н.А. Некрасова.
предмета
через
подбор
соответствующих текстов для чтения,
Тема 41. Художественное
1
проблемных ситуаций для обсуждения
своеобразие лирики Некрасова.
в классе.
Новизна содержания и
поэтического языка
Применение
на
уроках
Тема 42. «Кому на Руси жить
1
интеллектуальных
игр,
хорошо». Историко-культурная
стимулирующих
познавательную
основа произведения
мотивацию
школьников.
Тема 43. Своеобразие
1
композиции и языка поэмы,
роль фольклорно-сказочных
мотивов в поэме-эпопее «Кому
на Руси жить хорошо»
Тема 44. Крестьянские судьбы
1
в изображении Некрасова:
Яким Нагой и Ермил Гирин
14

Тема 45. Вера поэта в
духовную силу, богатырство
народа. Матрёна Тимофеевна и
дед Савелий
Тема 46. Образ Гриши
Добросклонова, его роль в
поэме. Открытый финал
произведения.
Неразрешённость вопроса о
народной судьбе
Тест 47. Тест по произведению
Н.А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо»

1

Тест 48-49. Р/р Сочинение по
поэме «Кому на Руси жить
хорошо?»

2

1

1

Раздел IX. А.А. Фет (3 ч.)
Тема 50. Основные этапы
1
Организация работы учащихся с
жизни и творчества А.А. Фета
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
Тема 51. Характерные
1
инициирование
ее
обсуждения,
особенности лирики Фета, её
высказывания
учащимися
своего
новаторские черты
мнения
по
ее
поводу,
выработки
1
Тема 52. Р/р Контрольный
своего к ней отношения.
анализ стихотворения А.А.
Фета
Раздел X. А.К. Толстой (3ч.)
Тема 53. Жизненный путь А.К. 1
Использование
воспитательных
Толстого. Исторические
возможностей содержания учебного
взгляды поэта и его
предмета
через
подбор
сатирические стихотворения
соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения
Тема 54. Лирика А.К. Толстого. 1
в классе.
«Бесстрашный сказатель
правды»
Тема 55. Р/р Анализ
1
стихотворения А.К.Толстого
Раздел XI. М.Е. Салтыков-Щедрин (3ч.)
Тема 56. Основные этапы
1
Привлечение внимания школьников к
биографии и творчества М.Е.
ценностному аспекту изучаемых на
Салтыкова-Щедрина
уроках явлений.
Тема 57. Проблематика и
1
поэтика сатиры «История
одного города»
Тема 58. Р/р Сочинение-отзыв
1
Раздел XII. Страницы истории западноевропейского романа 19 века (обзор)
(3 ч.)
Тема 59. Судьба книг
1
Включение в урок игровых процедур,
Ф.Стендаля в России19 века.
которые
помогают
поддержать
Роман «Красное и белое»
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
Тема 60. Основные этапы
1
15

жизни и творчества О.де
межличностных отношений в классе,
Бальзака. Анализ новеллы
помогают
установлению
«Гобсек»
доброжелательной
атмосферы
во
время урока.
Тема 61. Английская
1
литература 19 века
Произведения Ч.Диккенса и У.
Теккерея
Раздел XIII. Ф.М. Достоевский (9ч.)
Тема 62. Ф.М. Достоевский.
1
Создание благоприятных условий для
Основные этапы биографии и
приобретения школьниками опыта
творчества
осуществления социально значимых
дел (опыт дел, направленных на заботу
Тема 63. Творческая история
1
о своей семье, родных и близких; опыт
романа Ф.М. Достоевского
самопознания и самоанализа, опыт
«Преступление и наказание»
социально
приемлемого
Тема 64. Мир Петербургских
1
самовыражения и самореализации;
углов и его связь с теорией
опыт оказания помощи окружающим).
Раскольникова
Побуждение школьников соблюдать
Тема 65. Теория
1
на уроке общепринятые нормы
Раскольникова. Идея и натура
поведения, правила общения со
Раскольникова. Раскольников и
старшими (учителями) и сверстниками
Соня
(школьниками), принципы учебной
Тема 66. Раскольников и
1
дисциплины и самоорганизации.
Порфирий Петрович
Тема 67. Раскольников в
1
эпилоге романа. Нравственный
смысл произведения, его связь с
почвенническими взглядами
Ф.М.Достоевского
Тема 68. Тест по роману Ф.М.
1
Достоевского «Преступление и
наказание»

Тема 69-70. Р/р Сочинение по
2
роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Раздел XIV. Л.Н. Толстой (13 ч.)
Тема 71. По страницам великой 1
Создание благоприятных условий для
жизни. Л.Н. Толстой – человек,
приобретения школьниками опыта
мыслитель, писатель. Трилогия
осуществления социально значимых
Толстого.
дел (опыт дел, направленных на заботу
о своей семье, родных и близких; опыт
Тема 72. «Севастопольские
1
самопознания и самоанализа, опыт
рассказы» Л. Н. Толстого.
социально
приемлемого
Правдивое изображение войны
самовыражения
и
самореализации;
Тема 73. Творческая история
1
опыт оказания помощи окружающим,
романа «Война и мир». «Война
опыт творческого самовыражения).
и мир» как роман-эпопея.
Композиция произведения
Использование
воспитательных
Тема 74. Сатирическое
1
возможностей содержания учебного
изображение большого света в
предмета через демонстрацию детям
романе
16

Тема 75. Жизненные искания
1
примеров
ответственного,
Андрея Болконского и Пьера
гражданского поведения, проявления
Безухова
человеколюбия и добросердечности.
Тема 76. Семьи Ростовых и
1
Болконских: различие
семейного уклада и единство
нравственных идеалов
Тема 77. Образ Наташи
1
Ростовой
Тема 78. Война 1812 года в
1
судьбах героев романа.
Изображение Л.Н.Толстым
народного характера войны
Тема 79. Наполеон и Кутузов.
1
Взгляд Толстого на роль
личности в истории
Тема 80. Финал произведения.
1
Смысл названия романа-эпопеи
«Война и мир»
Тема 81. Тест по роману Л.Н.
1
Толстого «Война и мир»
Тема 82-83. Классное
2
сочинение по роману
Л.Н.Толстого «Война и мир»
Раздел XV. Н.С. Лесков (4ч.)
Тема 84. Н.С.Лесков.
1
Применение на уроке интерактивных
Художественный мир писателя.
форм работы учащихся: дискуссий,
которые дают учащимся возможность
Тема 85. «Леди Макбет
1
приобрести
опыт
ведения
Мценского уезда»
конструктивного
диалога.
Тема 86. Повесть-хроника
1
«Очарованный странник»
Тема 87. Р/р Сочинение-анализ 1
характера героя по повести Н.
Лескова «Очарованный
странник»
Раздел XVI.Страницы зарубежной литературы (конец 19 – начало 20 вв.)
(2 ч.)
Тема 88.Политическая и
1
Создание благоприятных условий для
театральная деятельность Г.
приобретения школьниками опыта осу
Ибсена. Пьеса «Кукольный
ществления социально значимых дел
дом»
(опыт самостоятельного приобретения
новых знаний, опыт проектной
Тема 89. Основные этапы
1
деятельности)
жизни и творчества Ги де
Мопассана. Анализ новелл
«Пышка» и «Ожерелье»
Раздел XVII.А.П. Чехов (11 ч.)
Тема 90. Общественно1
Применение на уроке интерактивных
политическая жизнь России в
форм
работы
учащихся:
80-90-е годы 20 века и ее
интеллектуальных
игр,
отражение в литературе
стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников;
Тема 91. Особенности
1
17

художественного
дискуссий, которые дают учащимся
мироощущения А.П. Чехова
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
Тема 92. Рассказ А.П. Чехова
1
групповой работы или работы в парах,
«Ионыч». От Старцева к
которые учат школьников командной
Ионычу
работе и взаимодействию с другими
Тема 93.Творческая история
1
детьми.
пьесы А.П. Чехова «Вишневый
сад»
Тема 94. «Вишнёвый сад».
1
Особенности конфликта,
система персонажей в пьесе
Тема 95. Уходящее поколение
1
владельцев сада: Раневская,
Гаев
Тема 96. Молодые герои пьесы: 1
Лопахин, Варя, Петя, Аня.
Отношение автора к героям
Тема 97. Общая характеристика 1
«новой драмы». Исторические
истоки «новой драмы»
Тема 98. «Вишневый сад» в
1
русской критике и на сцене
Тема 99. Контрольная работа 1
по пьесе А.П. Чехова
«Вишнёвый сад»
Тема 100. Р/р Сочинение по
1
пьесе А.П. Чехова «Вишневый
сад»
Раздел XVIII. Мировое значение русской литературы (2 ч.)
Тема 101. Нравственные уроки 1
Организация работы учащихся с
русской литературы XIX века
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
1
Тема 102. Контрольный тест
инициирование
ее
обсуждения,
за курс литературы 10 класса
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 10 класса к учебнику Ю.В. Лебедева (102 часа)
№

Тема урока

урока

План. сроки

Скоррект.срок
и

Раздел I. Становление и развитие реализма в русской литературе
XIX века (3ч.)
1.

Общая характеристика и своеобразие
русской литературы
18

2.

3.

Реализм как литературное направление и
метод в искусстве. Своеобразие
становления реализма в русской литературе
Национальное своеобразие русского
реализма.
Раздел II. Русская литературная критика второй половины XIX века (3 ч.)

4.

Расстановка общественных сил в 1860-е гг.

5-6.

Направления в русской критике второй
половины 19 века
Раздел III. И.С. Тургенев (9ч.)

Этапы биографии и творчества И. С.
Тургенева
Преходящее и вечное в художественном
8.
мире И.С.Тургенева
Творческая история романа «Отцы и дети».
9.
Герой 60-х годов XIX века нигилист
Базаров
Трагический характер конфликта в романе.
10.
Споры Базарова с Павлом Петровичем
11-12. Внутренний конфликт в душе Базарова.
Испытание любовью. Болезнь и смерть
Базарова
«Отцы и дети» в русской критике. Тест
13.
7.

14-15. Р/р Сочинение по роману «Отцы и дети»
Раздел IV. Н.Г.Чернышевский (3 ч.)
16.
17.

18.

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского.
История создания романа «Что делать?»
Творческая история романа «Что делать?».
Значение романа в истории литературы и
революции
Композиция романа «Что делать?».
Система образов в романе. Старые и новые
люди. «Особенный человек» Рахметов.
Четыре сна Веры Павловны
Раздел V. И.А. Гончаров (9 ч.)

20.

Основные этапы жизни и творчества И.А.
Гончарова
Творческая история романа «Обломов»

21.

Полнота и сложность характера Обломова

22.

Штольц как антипод Обломова

23.

История любви Обломова и Ольги
Ильинской
Финал романа. Авторская оценка
жизненного пути героя. Историко-

19.

24.

19

25.

философский смысл произведения
Роман «Обломов» в русской критике. Тест.

26-27. Классное сочинение по роману
И.А.Гончарова «Обломов»
Раздел VI. А.Н.Островский (8 ч.)
28.
29.

30.
31.
32.
33.

Основные этапы жизни и творчества
А.Н. Островского
Творческая история и конфликт драмы
«Гроза». Изображение Островским
драматических противоречий русской
жизни в кризисную эпоху
Система образов в драме «Гроза»
О народных истоках характера Катерины.
Катерина как трагический характер
Смысл названия пьесы. Трагическое и
жизнеутверждающее в драме Островского
Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

34-35. Р/р Сочинение по пьесе А.Н. Островского
«Гроза»
Раздел VII. Ф.И. Тютчев (4 ч.)
36.
37.
38.
39.

40.
41.

42.
43.

44.
45.
46.

Этапы биографии и творчества Ф.И.
Тютчева.
Основные темы и идеи лирики Ф.И.
Тютчева
Поэзия Ф.И. Тютчева в контексте русского
литературного развития
Р/р Письменный анализ стихотворения
Ф.И. Тютчева.
Раздел VIII. Н.А. Некрасов (10 ч.)
Основные этапы биографии и творчества
Н.А. Некрасова
Художественное своеобразие лирики
Некрасова. Новизна содержания и
поэтического языка
«Кому на Руси жить хорошо». Историкокультурная основа произведения
Своеобразие композиции и языка поэмы,
роль фольклорно-сказочных мотивов в
поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо»
Крестьянские судьбы в изображении
Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин
Вера поэта в духовную силу, богатырство
народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий
Образ Гриши Добросклонова, его роль в
поэме. Открытый финал произведения.
Неразрешённость вопроса о народной
судьбе
20

47.

Тест по произведению Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»

48-49. Р/р Сочинение по поэме «Кому на Руси
жить хорошо?»
Раздел IX. А.А. Фет (3 ч.)
50.
51.
52.

53.

54.
55.

Основные этапы жизни и творчества А.А.
Фета
Характерные особенности лирики Фета, её
новаторские черты
Р/р Контрольный анализ стихотворения
А.А. Фета.
Раздел X. А.К. Толстой (3ч.)
Жизненный путь А.К. Толстого.
Исторические взгляды поэта и его
сатирические стихотворения
Лирика А.К. Толстого. «Бесстрашный
сказатель правды»
Р/р Анализ стихотворения А.К.Толстого.
Раздел XI. М.Е. Салтыков-Щедрин (3ч.)

56.
57.
58.

Основные этапы биографии и творчества
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Проблематика и поэтика сатиры «История
одного города»
Р/р Сочинение-отзыв
Страницы истории западноевропейского романа 19 века (обзор) (3 ч.)

59.
60.
61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.

Судьба книг Ф.Стендаля в России19 века.
Роман «Красное и белое»
Основные этапы жизни и творчества О.де
Бальзака. Анализ новеллы «Гобсек»
Английская литература 19 века.
Произведения Ч.Диккенса и У. Теккерея
Раздел XII. Ф.М. Достоевский (9ч.)
Ф.М. Достоевский. Основные этапы
биографии и творчества
Творческая история романа Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
Мир Петербургских углов и его связь с
теорией Раскольникова
Теория Раскольникова. Идея и натура
Раскольникова. Раскольников и Соня
Раскольников и Порфирий Петрович
Раскольников в эпилоге романа.
Нравственный смысл произведения, его
связь с почвенническими взглядами
21

68.

Ф.М.Достоевского
Тест по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

69-70. Р/р Сочинение по роману Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
Раздел XIIIЛ.Н. Толстой (13 ч.)
71.

72.
73.

74.
75.
76.

77.

По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой
– человек, мыслитель, писатель. Трилогия
Толстого
«Севастопольские рассказы» Л. Н.
Толстого. Правдивое изображение войны
Творческая история романа «Война и мир».
«Война и мир» как роман-эпопея.
Композиция произведения
Сатирическое изображение большого света
в романе
Жизненные искания Андрея Болконского и
Пьера Безухова
Семьи Ростовых и Болконских: различие
семейного уклада и единство нравственных
идеалов
Образ Наташи Ростовой

Война 1812 года в судьбах героев романа.
Изображение Л.Н.Толстым народного
характера войны
Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на
79.
роль личности в истории
Финал произведения. Смысл названия
80.
романа-эпопеи «Война и мир»
Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и
81.
мир»
82-83. Классное сочинение по роману
Л.Н.Толстого «Война и мир»
Раздел XIV. Н.С. Лесков (4ч.)
78.

84.

Н.С.Лесков. Художественный мир писателя

85.

«Леди Макбет Мценского уезда»

86.

Повесть-хроника «Очарованный странник»

87.

88.
89.

Р/р Сочинение-анализ характера героя по
повести Н. Лескова «Очарованный
странник»
Раздел XV.Страницы зарубежной литературы (конец 19 – начало 20 вв.) (2 ч.)
Политическая и театральная деятельность
Г. Ибсена. Пьеса «Кукольный дом»
Основные этапы жизни и творчества Ги де
Мопассана. Анализ новелл «Пышка» и
22

«Ожерелье»
Раздел XVIА.П. Чехов (11 ч.)
90.

91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.

101.
102.

Общественно-политическая жизнь России в
80-90-е годы 20 века и ее отражение в
литературе
Особенности художественного
мироощущения А.П. Чехова
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч». От Старцева
к Ионычу
Творческая история пьесы А.П. Чехова
«Вишневый сад».
«Вишнёвый сад». Особенности конфликта,
система персонажей в пьесе
Уходящее поколение владельцев сада:
Раневская, Гаев
Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя,
Петя, Аня. Отношение автора к героям
Общая характеристика «новой драмы».
Исторические истоки «новой драмы»
«Вишневый сад» в русской критике и на
сцене
Контрольная работа по пьесе А.П. Чехова
«Вишнёвый сад»
Р/р Сочинение по пьесе А.П. Чехова
«Вишневый сад»
Раздел XVII. Мировое значение русской литературы (2 ч.)
Нравственные уроки русской литературы
XIX века
Тема 102. Контрольный тест за курс
литературы 10 класса

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».