литература, 8 класс

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го
класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина,
В.А. Чалмаева по литературе для 5-11 классов. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:


воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к
родной
культуре,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание
любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам
других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы,
эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их
жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы
познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
2. Планируемые результаты освоения курса «Литература» в 8 классе.
Реализация программы по обществознанию в 6-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века,
русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной
литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
2































определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания изведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение
и адекватное восприятие.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
3


















знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
3. Содержание курса «Литература» в 8 классе
Введение (1 час)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и
история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии
литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (2 часа)
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение
Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся
штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было
города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение
4

их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне;
нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие
исторической песни от былины, песня-плач.
Из древнерусской литературы (4 часа)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского»,
«Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема
добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила
нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость,
неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу
во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры
древнерусской литературы; летописный свод.
Из литературы XVIII века (4 часа)
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии
и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба,
служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема
поэта и поэзии. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых
слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» —
новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя,
образ Лизы. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление,
сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному),
жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов,
похвальное слово историку и писателю.
Из литературы XIX века ( 32 часа)
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ». К.Н. Батюшков. «Переход русских
войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив
дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой
сольется...»,«Разуверение», «Муза ». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой,
соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных
средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу
собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Теория литературы: баллада (развитие
представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия,
элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение
наизусть, запись тезисного плана.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и
романсы на стихи поэтов начала XIX века».

5

А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И.
Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая
дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор,
содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика
тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман
«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие,
осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов
романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи
(местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных
типов, подготовка тезисов, сочинение.
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к
самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы;
художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.
«Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления,
лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис
(риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного
плана, устное сочинение.
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия
«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в
сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма,
равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы
его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических
произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии,
фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический
рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план,
сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ,
подготовка вопросов для обсуждения.
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви:
повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.
Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера —
основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной
стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная
характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной
инсценировки, рисунки учащихся.
6

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема
дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в
изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в
стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание
первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет,
бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для
характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета:
«Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств,
единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о
родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.
Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные
обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного
плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия
«Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести);
становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После
бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и
ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.
Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи
произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

7

Из литературы XX века (16 часов)
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра».
Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.
Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с
элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся,
кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского:
«Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и
ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.
Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам
конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы
«маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов:
от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому
рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм
(расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики
персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…»,
«Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты,
духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли
родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша».
Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и
русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое
наследие М.В. Исаковского».

8

В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в
творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема
нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ
рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и
произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А.
Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За
далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность
художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А.
Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.
Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы
детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.
Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению
жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной
прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные
нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на киноэкране.

9

Из зарубежной литературы (6 часов)
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих
чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая
история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами:история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное
и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и
художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота
в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
4. Тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 8 класса
к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (68 часов)
Разделы / темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
Введение.
Художественная
1
Создание благоприятных условий для
литература и история.
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
культуре как духовному богатству
общества
и
важному
условию
ощущения
человеком
полноты
проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение).
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 ч.)
Русские исторические песни. «Иван
1
Создание благоприятных условий для
Грозный молится по сыне».
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
Песни о Степане Разине. «Разин и
1
своему отечеству, своей малой и
девка-астраханка». Солдатские
большой Родине как месту, в котором
песни. «Солдаты освобождают
человек вырос и познал первые
Смоленск».
радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно
оберегать; к природе как источнику
жизни на Земле, основе самого ее
существования,
нуждающейся
в
защите и постоянном внимании со
стороны человека).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Главные темы литературы Древней
Использование воспитательных
1
Руси. Жанр жития. «Житие Сергия
возможностей содержания учебного
Радонежского».
предмета через демонстрацию детям
10

«Житие Сергия Радонежского».
примеров ответственного,
1
Тема добра и зла в произведениях
гражданского поведения, проявления
древнерусской литературы.
человеколюбия и добросердечности;
через
подбор
соответствующих
«Житие Александра Невского»
1
текстов для чтения, задач для решения,
(фрагменты). Благочестие, доброта
проблемных ситуаций для обсуждения
и мудрость.
в классе.
РР. Сочинение о значительном
1
событии в стиле древнерусской
литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4 ч.)
Отношение поэта и власти, поэта и
Организация работы учащихся с
1
поэзии в стихотворении Г.Р.
получаемой на уроке социально
Державина «Памятник».
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
Сентиментализм в русской
1
высказывания
учащимися
своего
литературе. Н.М. Карамзин «Бедная
мнения по ее поводу, выработки
Лиза».
своего к ней отношения.
Человек «естественный» и человек
1
«цивилизованный» в повести
Создание благоприятных условий для
«Бедная Лиза».
развития у подростков социально
РР. «Сочинение «Картины природы
1
значимых ценностных отношений (к
и их роль в повести Карамзина»
к самим себе как хозяевам своей
судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое собственное
будущее; к семье как главной опоре в
жизни человека и источнику его
счастья).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч.)
Романтизм в русской литературе.
Создание благоприятных условий для
1
В.А. Жуковский «Лесной царь»,
развития у подростков социально
«Невыразимое» (отрывок).
значимых ценностных отношений
(к
окружающим
людям
как
Основные темы произведений К.Ф.
1
безусловной и абсолютной ценности,
Рылеева. «Иван Сусанин».
как
равноправным
социальным
Система образно-выразительных
1
партнерам, с которыми необходимо
средств думы «Смерть Ермака».
выстраивать
доброжелательные и
Тема лицейской дружбы в
1
взаимоподдерживающие отношения,
творчестве А.С. Пушкина. «19
дающие человеку радость общения и
октября», «И.И. Пущину». «Бесы».
позволяющие
избегать
чувства
Творческая история романа
1
одиночества).
«Капитанская дочка».
Применение на уроке интерактивных
Гринёв и Швабрин. Проблема долга
1
форм работы учащихся: дискуссий,
и чести.
которые дают учащимся возможность
«Старинные» люди в романе.
1
приобрести опыт ведения
Образ Пугачёва.
1
конструктивного диалога; групповой
Историческая правда и
1
работы или работы в парах, которые
художественный вымысел в
учат школьников командной работе и
повести.
взаимодействию с другими детьми.
Отношение писателя к событиям и
1
Организация работы учащихся с
героям.
получаемой на уроке социально
РР. Сочинение «Гринёв и Швабрин»
1
11

М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
значимой
информацией
–
1
Творческая история поэмы
инициирование
ее
обсуждения,
«Мцыри».
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
Образ Мцыри в поэме Лермонтова.
1
своего к ней отношения.
РР. Сочинение «Чем мне близок
1
герой поэмы Лермонтова?»
Жанры драматургии. Творческая
1
история пьесы Н.В. Гоголя
«Ревизор».
Сценическая история пьесы
1
«Ревизор»
Русское чиновничество в
1
сатирическом изображении Гоголя
Разоблачение пошлости,
1
чинопочитания, взяточничества,
лживости и авантюризма,
равнодушного отношения к
служебному долгу
Основной конфликт пьесы и
1
способы его разрешения.1
РР. Рецензия на спектакль.
1
Возвышенное и трагическое в
1
изображении жизни и судьбы
героев повести И.С. Тургенева
«Ася».
Образ Аси: любовь, нежность,
1
верность, противоречивость
характера.
РР. Сочинение «Образ главной
1
героини повести «Ася».
Н.А. Некрасов «Внимая ужасам
1
войны», «Зелёный шум».
А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой
1
нивой…», «Целый мир от
красоты…», «Учись у них – у дуба,
у берёзы…».
А.Н. Островский. Творческая
1
история пьесы «Снегурочка».
Сходства и различия пьесы со
1
сказкой. Фольклорные истоки.
Автобиографическая трилогия Л.Н.
1
Толстого. «Отрочество».
Основные мотивы рассказа «После
1
бала».
Становление личности в борьбе
1
против жестокости и произвола.
Основные художественные приёмы
1
в рассказе «После бала».
РР. Сочинение «Жизненный выбор в
1
рассказе «После бала».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (16 ч.)
12

Русские писатели ХХ века о
Организация работы учащихся с
1
времени, литературе и искусстве
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
Литературный феномен М.
1
инициирование
ее
обсуждения,
Горького. Рассказ «Макар Чудра».
высказывания
учащимися
своего
«Мой спутник». Различие взглядов
1
мнения по ее поводу, выработки
Шакро и Максима.
своего к ней отношения.
Художественная идея рассказа
1
Создание благоприятных условий для
«Мой спутник».
развития у подростков социально
Автобиография В.В. Маяковского
1
значимых ценностных отношений (к
«Я сам». «Хорошее отношение к
окружающим людям как безусловной
лошадям».
и
абсолютной
ценности,
как
Биография Н.А. Тэффи. «Свои и
1
равноправным социальным партнерам,
чужие».
с которыми необходимо выстраивать
В мире художественного слова
1
доброжелательные
и
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».
взаимоподдерживающие
отношения,
«Галоша».
дающие человеку радость общения и
Н.А. Заболоцкий «Я не ищу
1
позволяющие
избегать
чувства
гармонии в природе», «Некрасивая
одиночества).
девочка».
Применение на уроке интерактивных
ВН. ЧТ. Что есть красота?
1
форм работы учащихся: дискуссий,
Военные песни. М.В. Исаковский
1
которые дают учащимся возможность
«Катюша», «Враги сожгли родную
приобрести
опыт
ведения
хату», «Три ровесницы».
конструктивного диалога; групповой
Автобиография А.Т. Твардовского.
1
работы или работы в парах, которые
Особенности поэтического языка
1
учат школьников командной работе и
поэмы «За далью – даль».
взаимодействию с другими детьми
Быт и жизнь крестьян в рассказе
1
В.П. Астафьева «Фотография, на
которой меня нет».
Своеобразие речи героев рассказа
1
«Фотография, на которой меня
нет».
Творческая история рассказа
1
«Уроки французского» В.Г.
Распутина.
Центральный конфликт и основные
1
образы повествования.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)
Краткая биография У. Шекспира.
Создание благоприятных условий для
1
Трагедия «Ромео и Джульетта».
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
Основной конфликт трагедии
1
миру
как
главному
принципу
«Ромео и Джульетта».
человеческого общежития, условию
«Ромео и Джульетта» на русской
1
крепкой
дружбы,
налаживания
сцене.
отношений
с
коллегами
по работе в
Мигель де Сервантес Сааведра.
1
будущем и создания благоприятного
История создания романа
микроклимата в своей собственной
«Хитроумный идальго Дон Кихот».
семье).
Символы в романе «Хитроумный
1
Организация групповой работы или
идальго Дон Кихот».
работы в парах, которые учат
Тема Дон Кихота в русской
1
подростков командной работе и
литературе.
13

Литературная викторина по
прочитанным произведениям.
Итоговая контрольная работа.
Рекомендации для летнего чтения.

1

взаимодействию с другими детьми

1
1

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 8 класса к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева
(68 часов)
№
1.
2
3

Тема

План. сроки Скоррект.сроки
Введение (1 ч.)
Введение. Художественная литература и история.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (2 ч.)
Русские исторические песни. «Иван Грозный
молится по сыне».
Песни о Степане Разине. «Разин и девкаастраханка». Солдатские песни. «Солдаты
освобождают Смоленск».

4

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Главные темы литературы Древней Руси. Жанр
жития. «Житие Сергия Радонежского».

5

«Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла
в произведениях древнерусской литературы.

6

«Житие Александра Невского» (фрагменты).
Благочестие, доброта и мудрость.

7

РР. Сочинение о значительном событии в стиле
древнерусской литературы.

8

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4 ч.)
Отношение поэта и власти, поэта и поэзии в
стихотворении Г.Р. Державина «Памятник».

9

Сентиментализм в русской литературе. Н.М.
Карамзин «Бедная Лиза».

10

Человек «естественный» и человек
«цивилизованный» в повести «Бедная Лиза».

11

РР. «Сочинение «Картины природы и их роль в
повести Карамзина»

12

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч.)
Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский
«Лесной царь», «Невыразимое» (отрывок).

13

Основные темы произведений К.Ф. Рылеева.
«Иван Сусанин».
14

14

Система образно-выразительных средств думы
«Смерть Ермака».

15

Тема лицейской дружбы в творчестве А.С.
Пушкина. «19 октября», «И.И. Пущину». «Бесы».

16

Творческая история романа «Капитанская дочка».

17

Гринёв и Швабрин. Проблема долга и чести.

18

«Старинные» люди в романе.

19

Образ Пугачёва.

20

Историческая правда и художественный вымысел
в повести.

21

Отношение писателя к событиям и героям.

22

РР. Сочинение «Гринёв и Швабрин»

23

М.Ю. Лермонтов и Кавказ. Творческая история
поэмы «Мцыри».

24

Образ Мцыри в поэме Лермонтова.

25

РР. Сочинение «Чем мне близок герой поэмы
Лермонтова?»

26

Жанры драматургии. Творческая история пьесы
Н.В. Гоголя «Ревизор».

27

Сценическая история пьесы «Ревизор»

28

Русское чиновничество в сатирическом
изображении Гоголя

29

Разоблачение пошлости, чинопочитания,
взяточничества, лживости и авантюризма,
равнодушного отношения к служебному долгу

30

Основной конфликт пьесы и способы его
разрешения.

31

РР. Рецензия на спектакль.

32

Возвышенное и трагическое в изображении
жизни и судьбы героев повести И.С. Тургенева
«Ася».

33

Образ Аси: любовь, нежность, верность,
противоречивость характера.

34

РР. Сочинение «Образ главной героини повести
«Ася».

35

Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны»,
15

«Зелёный шум».
36

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»,
«Целый мир от красоты…», «Учись у них – у
дуба, у берёзы…».

37

А.Н. Островский. Творческая история пьесы
«Снегурочка».

38

Сходства и различия пьесы со сказкой.
Фольклорные истоки.

39

Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого.
«Отрочество».

40

Основные мотивы рассказа «После бала».

41

Становление личности в борьбе против
жестокости и произвола.

42

Основные художественные приёмы в рассказе
«После бала».

43

РР. Сочинение «Жизненный выбор в рассказе
«После бала».

44

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (16 ч.)
Русские писатели ХХ века о времени, литературе
и искусстве

45

Литературный феномен М. Горького. Рассказ
«Макар Чудра».

46

«Мой спутник». Различие взглядов Шакро и
Максима.

47

Художественная идея рассказа «Мой спутник».

48

Автобиография В.В. Маяковского «Я сам».
«Хорошее отношение к лошадям».

49

Биография Н.А. Тэффи. «Свои и чужие».

50

В мире художественного слова М.М. Зощенко.
«Обезьяний язык». «Галоша».

51

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе»,
«Некрасивая девочка».

52

ВН. ЧТ. Что есть красота?

53

Военные песни. М.В. Исаковский «Катюша»,
«Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы».

54

Автобиография А.Т. Твардовского.

55

Особенности поэтического языка поэмы «За
16

далью – даль».
56

Быт и жизнь крестьян в рассказе В.П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет».

57

Своеобразие речи героев рассказа «Фотография,
на которой меня нет».

58

Творческая история рассказа «Уроки
французского» В.Г. Распутина.

59

Центральный конфликт и основные образы
повествования.

60

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)
Краткая биография У. Шекспира. Трагедия
«Ромео и Джульетта».

61

Основной конфликт трагедии «Ромео и
Джульетта».

62

«Ромео и Джульетта» на русской сцене.

63

Мигель де Сервантес Сааведра. История создания
романа «Хитроумный идальго Дон Кихот».

64

Символы в романе «Хитроумный идальго Дон
Кихот».

65

Тема Дон Кихота в русской литературе.

66

Литературная викторина по прочитанным
произведениям.

67

Итоговая контрольная работа.

68

Рекомендации для летнего чтения.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».