литература, 7 класс

1

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе на 2021/22 учебный год для обучающихся 7-го класса
разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Г.С. Меркина по литературе для 7-х
классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и
обучающихся.
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных
текстов;
3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в
них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
В 2021-2022учебном году на учебный предмет «Литература» в 7 классе в учебном
плане школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Литература» в 7 классе.
Реализация программы по литературе в 7-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
— планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя
результаты деятельности, и определять дальнейший образовательный маршрут);
— предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных
произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и
общекультурным проблемам;
— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных
интересов;
— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных
результатов;
— быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной
сферы;
— определять зону своего ближайшего развития и задачи
на перспективу;
— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
— быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической
позиции;
— понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с
культурной традицией;
2

— понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению,
самосозиданию:
— быть патриотом; умея идентифицировать себя по национальности, уважать национальную
самобытность представителей других наций; понимать национальное многообразие своей
родной страны России как её величайшую ценность.
Метапредметные результаты:
— работать с различными видами и источниками информации (структурировать
информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологический
словарь, писать аннотацию и др.);
— усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;
— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
— работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
— разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
— владеть ораторскими умениями, приёмами публичного выступления, уметь презентовать
проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные
вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к
корректировке и дальнейшему исследованию;
— быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в паре или
группе;
— быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы,
полемику, диалог;
— полемизировать, защищать собственную точку зрения в рамках толерантных отношений;
— сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках
толерантных отношений;
— формировать гуманитарный стиль мышления, опираясь в мышлении на понимание
многообразия мира как ценности, требующей бережного отношения;
— разбираться в ценностях культуры, уметь дать должную оценку произведениям массовой
культуры;
— понимать национальное своеобразие и эстетическую ценность произведений, возникших в
культурах народов России и мира.
Предметные результаты:
— читать на высоком техническом уровне;
— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария,
обоснования собственной точки зрения;
— понимать ключевые проблемы изученных произведений;
— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное
значение;
— уметь анализировать литературное произведение (родо - жанровая специфика, тема, идея,
пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
— определять в произведении элементы сюжета, композиции;
— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
— читать научно-популярные и художественные тексты;
— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
3

— приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
воспринимая их в контексте мировой культуры;
— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;
— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные
суждения с авторской позицией;
— уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и
проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические,
культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);
3) в коммуникативной сфере:
— осмысленно читать и адекватно воспринимать
прочитанное;
— пересказывать прозаический текст с использованием образных средств языка и
цитированием;
— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
— создавать устные монологические высказывания разного типа;
— создавать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой
изученных произведений;
— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;
— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ
на проблемный вопрос (5—10 предложений), так и развернутое сочинение (120 слов в 5—6
классах, не менее 200 слов в 7—11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки;
писать и защищать рефераты;
4) в эстетической сфере:
— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
— формировать эстетический вкус;
— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;
— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании
художественных образов литературных произведений.
3. Содержание курса «Литература» в 7 классе
Введение (1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса.
Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров.
Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Раздел I. Из устного народного творчества (3 часа)
Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе богатыря
национального характера: нравственные достоинства героя. Былина «Илья Муромец и
Соловей-разбойник». Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного
служения Отечеству. Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец».
Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица
дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лироэпические песни («Солдатская»).
Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность
поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне.
Раздел II. Из древнерусской литературы (2 часа)
«Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), Поучительный характер
древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине,
образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Экскурсия в школьный музей. Идеал человека в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре
и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы
древнерусской литературы.
4

Раздел III. Из русской литературы XVIII века (7 часов)
М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Заочная литературнокраеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.
Теория «трёх штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях
художественной литературы. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. М.В.
Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг
церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, вера в творческие
способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения,
поэтические образы.
Г.Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича
«Державин»). «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики
стихотворения. Своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями
Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Драма как
литературный род. Жанр комедии. Социальная и нравственная проблематика комедии.
Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. Авторская
позиция. Авторские средства раскрытия характеров: «говорящие» фамилии и имена, речевые
характеристики. Смысл финала комедии.
Раздел IV. Из русской литературы XIX века (26 часов)
А.С. Пушкин. Мотивы дружбы, прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы в
стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине
сибирских руд...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Заочная литературнокраеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов». Любовь к родине, уважение к
предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти,
жестокости, зла: «Анчар». Баллада «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории
России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в
создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника.
Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…».
Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.
Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» (в
сокращении). Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в
поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа).
Творческая история создания произведений. Образ Петра и тема России в поэме.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом
произведении. Философский смысл стихотворения «Три пальмы». «Песня про купца
Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение
для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича
и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита
Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с
художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы
и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь в Петербурге. Развитие образа «маленького человека» в
русской литературе. Повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица
(одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном,
неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода,
отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения.
Гуманистический пафос повести.
5

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Заочная литературная
экскурсия «По тургеневским местам». Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика,
художественное богатство. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие
и сложность характеров крестьян. Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие,
талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. Рассказ «Певцы».
Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская
позиция и способы ее выражения в произведении.
Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день часу в
шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная –
основная тема произведений поэта. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость,
стойкость, достоинство.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Своеобразие сатирических
литературных сказок. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Гротеск. Нравственные проблемы и
поучительный характер литературных сказок. Сказка «Дикий помещик».
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочные сюжеты,
добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.
Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история
«Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре
месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные
темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Заочная
экскурсия в Ясную Поляну.
Н.С. Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша».
Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир сказа «Левша»:
Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей.
А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Я пришел к тебе с приветом…»,
«Вечер». Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота
земли; стихотворение-медитация.
Произведения русских поэтов XIX века о России (Н.М. Языков «Песня», И.С.
Никитин «Русь», А.Н. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»,
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»). Обращение поэтов к картинам русской жизни.
Изображение родной природы. Инверсия, риторические фигуры в стихотворениях.
А.П. Чехов. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах Чехова
«Хамелеон», «Смерть чиновника». Роль художественной детали. Смысл названия. Рассказ
«Мальчики». Тема детства на страницах произведения.
Раздел V. Из русской литературы XX века (22 часа)
И.А. Бунин. Краткие сведения о жизни и творчестве. Бунины в Ефремове. Человек и
природа в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…». Образ Родины в
стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя сеть нора…». Размышления о своеобразии
поэзии «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие,
справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение в
раскрытии художественной идеи рассказа.
А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная
основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям
и добру. Образ доктора в русской литературе. Рассказ-анекдот «Allez!». Основная сюжетная
линия рассказа и подтекст, художественная идея.
М. Горький. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои
университеты». Повесть «Детство» (выборочные главы). Своеобразие сюжета и образной
системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии ребенка.
6

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа (личность и
обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие,
покорность, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной
приём раскрытия идеи.
А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые
паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль.
Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство Грея, его взросление и мужание.
Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной
позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.
В.В. Маяковский. Краткие сведения о В.В. Маяковском. Словотворчество и яркая
метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема
назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.
С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. Литературно-краеведческая экскурсия «По
есенинским местам». Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща
золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…» Лирический
герой и мир природы. Напевность стиха. Песни и романсы на стихи С.А. Есенина.
И.С. Шмелёв. Жизнь и творчество писателя. Национальный характер, изображенный
в рассказе «Русская песня». История создания автобиографического романа «Лето
Господне». Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и
национальные традиции. Особенности повествования. Сопоставление с «Левшой» Н.С.
Лескова.
Родина, человек и природа в творчестве М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского.
Рассказ ММ. Пришвина «Москва-река», повесть К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»
(главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по
выбору). Образ рассказчика. Подтекст. Градация.
А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание
рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа
цветка.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его
художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство
человека. Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». Параллелизм как
средство создания художественной картины жизни природы и человека.
А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Война,
жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной
лирики поэта. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История
создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ
автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие.
Своеобразие «книги про бойца».
Военная тема в русской литературе. Лирика поэтов – участников Великой
Отечественной войны (А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», Н.П. Майоров «Творчество»,
Б.А. Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «начало» и др.).
Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы
русских солдат.
Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (отрывок). «Экспонат №…». Название рассказа и
его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного.
Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Слово о малой родине» (фрагмент).
«Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах Шукшина. Доброта,
доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с
миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.
7

Поэты ХХ века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И.
Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В горнице»,
Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не
разучился ль…», Р. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»,
А.А. Вознесенский др. Образ родины в русской поэзии. Изображение событий
отечественной истории, создание ярких образов русских людей.
Раздел VI. Из зарубежной литературы (8 часов)
У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Ее глаза на звезды не похожи…»
(№130), «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…»,
«Уж если ты разлюбишь, так - теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Любовь и
творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.
Мацуо Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со
стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. Хокку (хайку) как
жанр.
Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон
Ячменное Зерно» Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное
представление о добре и силе. Аллегория.
Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть
третья, «Мои приключения на суше») Приёмы создания
образов. Находчивость,
любознательность - наиболее привлекательные качества героев.
А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть-сказка «Маленький
принц». Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и
Маленького принца. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире.
Непонятный мир взрослых, чуждый ребенку. Нравственная проблематика сказки
«Маленький принц». Символическое значение образа Маленького принца. Роль метафоры и
аллегории в произведении. Афоризмы в сказке.
Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Особенности сюжета рассказа. Роль
фантастического сюжета в раскрытии серьезных нравственных проблем. Образы детей.
Смысл финала произведения. Противопоставление Венеры и Земли.
Я. Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского
народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский —
переводчики Я. Купалы.
Сведения по теории и истории литературы
Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман в стихах). Лирические жанры
(стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лироэпические жанры (басня,
баллада, поэма). Драматические жанры Лирический герой. «Вечные» образы в литературе.
Внутренний монолог. Письма, сны героев. Эпилог. Лирический сюжет.
«Говорящие» фамилии.
Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в
литературе. Сатира.
Изобразительно-выразительные средства (риторические фигуры, аллитерация,
параллелизм, рефрен). Символ. Гротеск.
Литературные роды (эпос, лирика, драма). Эпические жанры (житие, путешествие,
сказ, рассказ-анекдот, сатирический рассказ, фантастический рассказ, сатирическая сказка,
эссе, повесть-сказка, автобиографическая повесть, приключенческий роман). Лирические
жанры (ода, лирическое стихотворение, дружеское послание, стихотворение-медитация,
сонет, хокку, песня). Лироэпические жанры (былина). Драматические жанры (драма,
трагедия, комедия). Движение жанров.
8

Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер древнерусской
литературы
Литературное направление классицизм. Классицизм и его связь с идеями русского
Просвещения.
Утверждение непреходящих ценностей (вера, любовь, семья, дружба).
Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в
век грандиозных потрясений, революций и войн. Образы родины, дома, семьи.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 7 класса к учебнику Г.С. Меркина (68 часов)
Разделы / темы

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
Введение

Тема 1. Любите читать!

1

Раздел I. Из устного народного творчества (3 часа)
Тема 2. Былины.
«Святогор и Микула
Селянинович».
Воплощение в образе
богатыря национального
характера: нравственные
достоинства героя.
Тема 3. Былина «Илья
Муромец и Соловейразбойник».
Баллада А.К.Толстого
«Илья Муромец».
Творческий проект
«Богатыри в живописи».

1

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.

1

Тема 4. Русские
народные песни.
Обрядовая поэзия
(«Девочки, колядки!..,
«Наша Масленица
дорогая…», «Говорили –

1

Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
Включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
9

сваты на конях будут»);
доброжелательной
атмосферы
лироэпические песни
время урока.
(«Солдатская»).
Раздел II. Из древнерусской литературы (2 часа)

во

Тема 5. Из «Повести
1
Организация работы учащихся с
временных лет» («И
получаемой на уроке социально
вспомнил Олег коня
значимой
информацией
–
своего»), Поучительный
инициирование
ее
обсуждения,
характер древнерусской
высказывания
учащимися
своего
литературы
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Тема 6. Духовно1
нравственный смысл
«Повести о Петре и
Февронии Муромских».
Идея произведения.
Раздел III. Из русской литературы XVIII века (7 часов)
Тема 7. Классицизм в
русской литературе,
искусстве, архитектуре
Тема 8. М.В. Ломоносов.
Жизнь и судьба поэта,
просветителя,
учёного.
«Ода на день восшествия
на всероссийский престол
Её величества государыни
императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года»
Тема 9. Г.Р. Державин.
Биография Державина (по
страницам книги
В.Ходасевича
«Державин»).
«Властителям и судиям».
Отражение в названии
тематики и проблематики
стихотворения.
Тема 10. Д.И. Фонвизин.
Комедия «Недоросль».
Своеобразие
драматического
произведения.
Тема 11. Д.И. Фонвизин.
Краткие сведения о
писателе. Комедия
«Недоросль». Драма как
литературный род. Жанр
комедии.
Тема 12. Образы комедии
Д.И. Фонвизина

1

1

Применение на уроках
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.

1

1

1

1
10

«Недоросль». Основной
конфликт комедии, её
проблематика.
1
Тема 13. Р/р Сочинение
по комедии
Д.И.Фонвизина
«Недоросль»
Раздел IV. Из русской литературы XIX века (26 часов)
Тема 14. А.С. Пушкин в
Петербурге. «К
Чаадаеву», «Два чувства
дивны близки нам…»
Тема 15. Художественная
идея стихотворений «Во
глубине сибирских руд..»,
«Анчар», «Туча».
Тема 16. «Песнь о вещем
Олеге». Сходства и
различия с летописным
фрагментом.
Тема 17. Поэма
«Полтава». Гражданский
пафос поэмы.
Противопоставление
образов Петра I и Карла
ХII в поэме А.С. Пушкина
«Полтава»
Тема 18. М.Ю.
Лермонтов.
Стихотворение «Родина».
Родина в лирическом и
эпическом произведении.
Философский смысл
стихотворения «Три
пальмы».
Тема 19. Поэма М.Ю.
Лермонтова «Песня про
купца Калашникова» поэма об историческом
прошлом Руси.
Тема 20. Основные
мотивы и фольклорные
элементы в «Песне…».
Художественное
богатство произведения.
Тема 21. Р/р Сочинение.
Анализ эпизода из
«Песни…»
Тема 22. Н.В. Гоголь в
Санкт-Петербурге.

1

1

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
природе как источнику жизни на
Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со
стороны человека; к знаниям как
интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда).

1

Применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся групповой
работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми

1

1

1

1

1

1
11

«Шинель». «Внешний» и
«внутренний» человек в
образе Акакия
Акакиевича
Тема 23. Акакий
Акакиевич и
«значительное лицо».
Фантастика в повести.
Тема 24. «Записки
охотника» И.С.
Тургенева. Духовный
облик рассказчика-героя.
«Хорь и Калиныч».
Природный ум,
трудолюбие, смекалка
героев.
Тема 25. «Певцы». Тема
искусства в рассказе.
Талант и чувство
собственного достоинства
крестьян.
Тема 26. Н.А. Некрасов.
Краткие сведения о поэте.
Стихотворения:
«Вчерашний день часу в
шестом…», «Железная
дорога», «Размышления у
парадного подъезда».
Доля народная – основная
тема произведений поэта.
Тема 27. Поэма Н.А.
Некрасова «Русские
женщины». Историческая
основа, художественная
идея фрагмента поэмы.
Тема 28. Особенности
сказки М.Е. СалтыковаЩедрина. «Дикий
помещик». Нравственное
одичание героя.
Тема 29. «Повесть о том,
как один мужик двух
генералов прокормил».
Особенности сатиры,
пародии на цивилизацию.
Тема 30. Р/р Сочинениеминиатюра «Нужна ли
сатира сегодня?»
Тема 31-32. Л.Н. Толстой
– участник обороны
Севастополя. Творческая

1

1

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений
(к культуре как духовному богатству
общества и важному условию
ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение).

1

1

1

1

1

1

2

12

история
«Севастопольских
рассказов». «Севастополь
в декабре месяце».
1
Тема 33. Н.С. Лесков.
Биография писателя.
Организация шефства
«Лесков – писатель
мотивированных и эрудированных
будущего». Повесть
учащихся над их неуспевающими
«Левша». Особенность
одноклассниками, дающего
проблематики и
школьникам социально значимый
центральная идея
опыт сотрудничества и взаимной
повести.
помощи
Тема 34. Образ Левши в
1
Создание благоприятных условий для
сказе. Судьба
развития у подростков социально
талантливого человека в
значимых ценностных отношений (к
России
природе как источнику жизни на
Тема 35. Краткие
1
Земле, основе самого ее
сведения о Ф.И. Тютчеве.
существования, нуждающейся в
«С поляны коршун
защите и постоянном внимании со
поднялся…», «Фонтан»
стороны человека).
Тема 36. Краткие
1
сведения об А.А. Фете.
«Я пришёл к тебе с
приветом…», «Вечер»
Тема 37. Поэзия XIX века
1
о России. Н.М. Языков
«Песня», И.С. Никитин
«Русь», А.Н. Майков
«Нива», А.К. Толстой
«Край ты мой, родимый
край…»
2
Тема 38-39. А.П. Чехов.
Разоблачение трусости,
лицемерия, угодничества
в рассказах Чехова
«Хамелеон», «Смерть
чиновника».
Раздел V. Из русской литературы XX века (22 часа)
Тема 40. И.А. Бунин.
Краткие сведения о жизни
и творчестве. Человек и
природа в стихотворении
«Догорел апрельский
светлый вечер…».

1

Тема 41. Рассказ
«Кукушка». Смысл
названия, доброта,
милосердие,

1

Создание благоприятных условий для
развития у подростков социально
значимых ценностных отношений (к
природе как источнику жизни на
Земле,
основе
самого
ее
существования,
нуждающейся
в
защите и постоянном внимании со
стороны человека).
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
13

справедливость,
покорность, смирение.
Тема 42. А.И. Куприн.
Краткие сведения о
писателе. Рассказ
«Чудесный доктор».
Реальная основа и
содержание рассказа.
Образ главного героя.
Смысл названия.
Тема 43. А.И. Куприн.
Рассказ-анекдот «Allez!».
Основная сюжетная
линия рассказа и
подтекст, художественная
идея.
Тема 44.
Автобиографическая
повесть М. Горького
«Детство».
Творческий проект
«М. Горький в
фотографиях».
Тема 45. «Легенда о
Данко» (из рассказа
«Старуха Изергиль»).
Проблематика рассказа
Авторская позиция.
Контраст как основной
приём раскрытия идеи.
Тема 46. А.С. Грин.
Краткие сведения о
писателе. Повесть «Алые
паруса» (фрагменты).
Тема 47. «Алые паруса».
Человек как источник
собственного счастья.
Тема 48. Краткие
сведения о В.В.
Маяковском.
«Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром
Владимировичем летом
на даче».
Тема 49. С.А. Есенин. «О
себе». Особенности
мировосприятия поэта.
«Гой ты, Русь моя
родная!», «Я покинул

1

гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений
Организация групповой работы или
работы в парах, которые учат
подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.

1

1

1

1

1

1

1

14

родимый дом…»,
«Отговорила роща
золотая…».
Тема 50. И.С. Шмелёв.
Художественная идея
рассказа «Русская песня».
«Лето господне»
(фрагмент).
Тема 51. Жизнь и
творчество М.М.
Пришвина. Цветопись в
рассказе «Москва-река»
Тема 52-53.
К.Г.Паустовский.
«Мещёрская сторона».
Сходства и различия
художественного мира
М.М. Пришвина и К.Г.
Паустовского
Тема 54. А.П. Платонов.
Рассказ «Неизвестный
цветок». Основная тема и
идейное содержание
рассказа.
Тема 55. Н.А.
Заболоцкий. «Не
позволяй душе
лениться…» Тема
стихотворения и его
художественная идея.
Тема 56. А.Т.
Твардовский
«Прощаемся мы с
матерями…», «На дне
моей жизни…». Война,
жизнь и смерть, героизм,
чувство долга, дом,
сыновняя память –
основные мотивы
военной лирики поэта.
Тема 57. Поэма «Василий
Тёркин». Изображение
войны, качеств главного
героя поэмы.
Тема 58. Лирика поэтовучастников Великой
Отечественной войны
Тема 59. Краткие
сведения о Б.Л.
Васильеве.
Художественная идея

1

1

2

1

1

1

1

1

1

15

рассказа «Экспонат №…»
Тема 60. В.М. Шукшин
1
«Чудик». Изображение
русского национального
характера. Особенности
авторского стиля. «Слово
о малой родине»
(фрагмент)
Тема 61. Поэты XX века
1
о России
Раздел VI. Из зарубежной литературы (7 часов)
Тема 62. Художественное
своеобразие сонетов У.
Шекспира.
Тема 63. Особенности
структуры хокку.
Эстетические принципы
сложения хокку.
Особенности эволюции
жанра. Мацуо Басё.
Тема 64. Истоки поэзии
Р. Бёрнса. Сходство
стихотворений Р. Бёрнса с
лиро-эпическими песнями
(«Возвращение солдата»,
«Джон Ячменное Зерно»)
Тема 65. История
создания романа Р.
Стивенсона «Остров
сокровищ». Прототипы
героев.
Тема 66. Краткие
сведения об А. де СентЭкзюпери. «Планета
людей» (глава «Линия»).
Тема 67. Особенности
художественного мира
поэта Янки Купалы.
«Мужик», «А кто там
идёт?», «Алеся».
Тема 68. Итоговая
контрольная работа

1

1

1

Использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через подбор
соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения
в классе.
Применение на уроках
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.

1

1

1

1

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по литературе для 7 класса к учебнику Г.С. Меркина (68 часов)
16

№

Тема урока

План. сроки

Скоррект.сроки

урока
Введение (1 ч.)
1.

Любите читать!
Раздел I. Из устного народного творчества (3 ч.)

2.

3.

4.

Былины. «Святогор и Микула
Селянинович». Воплощение в образе
богатыря национального характера:
нравственные достоинства героя.
Былина «Илья Муромец и Соловейразбойник».
Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец».
Творческий проект «Богатыри в
живописи».
Русские народные песни. Обрядовая
поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша
Масленица дорогая…», «Говорили – сваты
на конях будут»); лироэпические песни
(«Солдатская»).
Раздел II. Из древнерусской литературы (2 часа)

5.

6.

7.
8.

9.

10.

Из «Повести временных лет»
(«И вспомнил Олег коня своего»),
Поучительный характер древнерусской
литературы
Духовно-нравственный смысл «Повести о
Петре и Февронии Муромских». Идея
произведения.
Раздел III. Из русской литературы XVIII века (7 часов)
Классицизм в русской литературе,
искусстве, архитектуре
М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта,
просветителя, учёного. «Ода на день
восшествия на всероссийский престол Её
величества
государыни
императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года»
Г.Р. Державин. Биография Державина (по
страницам книги В.Ходасевича
«Державин»). «Властителям и судиям».
Отражение в названии тематики и
проблематики стихотворения.
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Своеобразие драматического произведения.
17

11.

12.

13.

14.
15.
16.
17.

18.

19.

20.

21.
22.

23.
24.

25.

26.

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о
писателе. Комедия «Недоросль». Драма как
литературный род. Жанр комедии.
Образы комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль». Основной конфликт комедии,
её проблематика.
Р/р Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль»
Раздел IV. Из русской литературы XIX века (26 ч.)
А.С. Пушкин в Петербурге. «К Чаадаеву»,
«Два чувства дивны близки нам…»
Художественная идея стихотворений «Во
глубине сибирских руд..», «Анчар», «Туча».
«Песнь о вещем Олеге». Сходства и
различия с летописным фрагментом.
Поэма «Полтава». Гражданский пафос
поэмы. Противопоставление образов Петра
I и Карла ХII в поэме А.С. Пушкина
«Полтава»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Родина».
Родина в лирическом и эпическом
произведении. Философский смысл
стихотворения «Три пальмы».
Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца
Калашникова» - поэма об историческом
прошлом Руси.
Основные мотивы и фольклорные элементы
в «Песне…». Художественное богатство
произведения.
Р/р Сочинение. Анализ эпизода из
«Песни…»
Н.В. Гоголь в Санкт-Петербурге.
«Шинель». «Внешний» и «внутренний»
человек в образе Акакия Акакиевича
Акакий Акакиевич и «значительное лицо».
Фантастика в повести.
«Записки охотника» И.С. Тургенева.
Духовный облик рассказчика-героя. «Хорь
и Калиныч». Природный ум, трудолюбие,
смекалка героев.
«Певцы». Тема искусства в рассказе.
Талант и чувство собственного достоинства
крестьян.
Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте.
Стихотворения: «Вчерашний день часу в
шестом…», «Железная дорога»,
«Размышления у парадного подъезда».
Доля народная – основная тема
произведений поэта.
18

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Историческая основа, художественная идея
фрагмента поэмы.
Особенности сказки М.Е. Салтыкова28.
Щедрина. «Дикий помещик». Нравственное
одичание героя.
«Повесть о том, как один мужик двух
29.
генералов прокормил». Особенности
сатиры, пародии на цивилизацию.
Р/р Сочинение-миниатюра «Нужна ли
30.
сатира сегодня?»
31-32. Л.Н. Толстой – участник обороны
Севастополя. Творческая история
«Севастопольских рассказов».
«Севастополь в декабре месяце».
Н.С. Лесков. Биография писателя. «Лесков
33.
– писатель будущего». Повесть «Левша».
Особенность проблематики и центральная
идея повести.
Образ Левши в сказе. Судьба талантливого
34.
человека в России
Краткие сведения о Ф.И. Тютчеве. «С
35.
поляны коршун поднялся…», «Фонтан»
Краткие сведения об А.А. Фете. «Я пришёл
36.
к тебе с приветом…», «Вечер»
Поэзия XIX века о России. Н.М. Языков
37.
«Песня», И.С. Никитин «Русь», А.Н.
Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты
мой, родимый край…»
38-39. А.П. Чехов. Разоблачение трусости,
лицемерия, угодничества в рассказах
Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника».
Раздел V. Из русской литературы XX века (22 ч.)
27.

40.

41.

42.

43.

44.

И.А. Бунин. Краткие сведения о жизни и
творчестве. Человек и природа в
стихотворении «Догорел апрельский
светлый вечер…».
Рассказ «Кукушка». Смысл названия,
доброта, милосердие, справедливость,
покорность, смирение.
А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе.
Рассказ «Чудесный доктор». Реальная
основа и содержание рассказа. Образ
главного героя. Смысл названия.
А.И. Куприн. Рассказ-анекдот «Allez!».
Основная сюжетная линия рассказа и
подтекст, художественная идея.
Автобиографическая повесть М. Горького
«Детство».
Творческий проект
19

45.

«М. Горький в фотографиях».
«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха
Изергиль»). Проблематика рассказа
Авторская позиция. Контраст как основной
приём раскрытия идеи.

А.С. Грин. Краткие сведения о писателе.
Повесть «Алые паруса» (фрагменты).
«Алые паруса». Человек как источник
47.
собственного счастья.
Краткие сведения о В.В. Маяковском.
48.
«Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Владимировичем летом на
даче».
С.А. Есенин. «О себе». Особенности
49.
мировосприятия поэта. «Гой ты, Русь моя
родная!», «Я покинул родимый дом…»,
«Отговорила роща золотая…».
И.С. Шмелёв. Художественная идея
50.
рассказа «Русская песня». «Лето господне»
(фрагмент).
Жизнь и творчество М.М. Пришвина.
51.
Цветопись в рассказе «Москва-река»
52-53. К.Г.Паустовский. «Мещёрская сторона».
Сходства и различия художественного мира
М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского
А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный
54.
цветок». Основная тема и идейное
содержание рассказа.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе
55.
лениться…» Тема стихотворения и его
художественная идея.
А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с
56.
матерями…», «На дне моей жизни…».
Война, жизнь и смерть, героизм, чувство
долга, дом, сыновняя память – основные
мотивы военной лирики поэта.
Поэма «Василий Тёркин». Изображение
57.
войны, качеств главного героя поэмы.
Лирика поэтов-участников Великой
58.
Отечественной войны
Краткие сведения о Б.Л. Васильеве.
59.
Художественная идея рассказа «Экспонат
№…»
В.М. Шукшин «Чудик». Изображение
60.
русского национального характера.
Особенности авторского стиля. «Слово о
малой родине» (фрагмент)
Поэты XX века о России
61.
46.

Раздел VI. Из зарубежной литературы (7 ч.)
20

62.
63.

64.

65.
66.
67.

68.

Художественное своеобразие сонетов У.
Шекспира.
Особенности структуры хокку.
Эстетические принципы сложения хокку.
Особенности эволюции жанра. Мацуо Басё.
Истоки поэзии Р. Бёрнса. Сходство
стихотворений Р. Бёрнса с лиро-эпическими
песнями («Возвращение солдата», «Джон
Ячменное Зерно»)
История создания романа Р. Стивенсона
«Остров сокровищ». Прототипы героев.
Краткие сведения об А. де Сент-Экзюпери.
«Планета людей» (глава «Линия»).
Особенности художественного мира поэта
Янки Купалы. «Мужик», «А кто там идёт?»,
«Алеся».
Итоговая контрольная работа

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».