русский язык, 9 класс

1

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 9го составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по
русскому языку 5-9 классы. Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И. Никитина и
др. //Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы.: учебно-методическое пособие / сост.Е.И.
Харитонова. – М.: Дрофа, 2019 г.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку:
 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и
любви к русскому языку;
 совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом
этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа рассчитана на 68 ч. (2 ч. в неделю).
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных
стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
2

пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на
электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения
её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 8 классе;
3

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

3. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9
классе
Общие сведения о языке (1 ч.)
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка
художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как
развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной
литературы. Основные виды словарей.
Повторение изученного в 5-8 классах (2 ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Сложное предложение (1 ч.)
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение (3 ч.)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные
предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчинённое предложение (16 ч.)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и
союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к
главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Сложное бессоюзное предложение (4 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в
БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (3ч.)
Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей,
отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
Предложения с чужой речью (4ч.)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с
косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (14ч.)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.
Основным видом контроля являются работа по форме ОГЭ, сочинение, тестирование.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа
изложения, сочинения разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ОГЭ.
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 9 класса к учебнику А.Ю.Купаловой (68ч.)
Разделы/
тема

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета с учетом рабочей
4

Богатство,
образность,
точность русского
языка. Вводный
урок.

1

Повторение
изученного в 8
классе.

2

Р/р Язык и речь.
Текст и слово.
Диалог с текстом.

1

Основные виды
сложных
предложений

1

ССП. Союзы и
значения ССП.
Знаки препинания
в ССП.
Р./р. Сочинение
по воображению и
памяти. Средства
художественной
выразительности.
Анализ
сочинений.
Р.Р. Анализ
сочинений

3

программы воспитания
Организация работы учащихся с получаемой на
уроке социально значимой информацией
–
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.

1

Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.

1

Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.

Повторение
орфографии

2

Контрольная
работа по разделу
«Сложносочинённ
ые предложения».
Анализ
контрольной
работы, работа над
ошибками

1

Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.

1

5

СПП. Строение
СПП,
подчинительные
союзы и союзные
слова в СПП

2

Роль указательных
слов в подчинении
предложений.
Особенности
присоединения
придаточных
предложений к
главному.
Сложноподчинённ
ые предложения с
несколькими
придаточными.

1

Виды
придаточных
предложений
Р./р.
Публицистически
й стиль речи.
Рецензия на книгу.
Придаточные
подлежащные и
сказуемные

2

Придаточные
определительные
Придаточные
дополнительные

2

р/р. Научный
стиль. Аннотация.

1

Придаточные
обстоятельственн
ые
Обобщение по
теме: «СПП»
Контрольная
работа и анализ её
результатов.

2

2

2

1

1

Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений
Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение
внимания
школьников
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.

2
1

Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения, проявления
6

СБП. Значение
бессоюзных
предложений.
Запятая и точка с
запятой в
бессоюзном
сложном
предложении.
Тире двоеточие в
бессоюзном
сложном
предложении
р/р. Языковые
средства
выражения
отношения,
эмоциональной
оценки.
Портретный
очерк.
Обобщающий
урок по теме:
«Бессоюзное
сложное
предложение»
Повторим
орфографию
Контрольная
работа и её анализ.

1

Сложные
предложения с
разными видами
связи
Р./р. Стили речи.
Обобщение
изученного.
Способы передачи
чужой речи.
Предложения с
прямой и
косвенной речью.
Цитаты и способы
цитирования.

3

Р./р. Изложение с
дополнительным
заданием
Анализ

2

2

человеколюбия и добросердечности.
Привлечение внимания школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений.
Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

1

1

2
1

2

2

1

Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Организация групповой работы или работы в парах,
кото-рые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.
Организация работы учащихся с получаемой на
уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
7

изложений.
Общие сведения о
языке. Роль языка
в жизни общества.
Язык как
развивающееся
явление.
Русский язык в
современном мире
Обобщение
изученного в 5-9
классах.
Фонетика и
интонация.
Правописание
гласных в корнях.
Правописание
согласных в
корнях и
приставках
Обобщение
изученного по
морфемике и
словообразованию
.
Лексика и
фразеология.
Лексический
разбор как часть
комплексного
анализа текста.
Изложение с
дополнительным
заданием.
Анализ
изложений.
Обобщение
изученного по
морфологии
синтаксису.

2

Организация работы учащихся с получаемой на
уроке социально значимой информацией
–
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

1
2

изучаемых на уроках явлений.
Организация групповой работы или работы в парах,
которые учат подростков командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

2

3

Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.

2

1
3

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 9 класса к учебнику А.Ю.Купаловой (68ч.)
№

Тема урока

План. сроки

Скоррект.сроки

урока
1

Богатство, образность, точность
русского языка. Вводный урок.
8

Повторение изученного в 8 классе – 2 часа
2-3
4

Повторение изученного в 8 классе
Р/р Язык и речь. Текст и слово. Диалог с
текстом.
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложения.СПП - 4 часа

5
6-8
9

10
11-12
13
14
15-16
17

18-19
20-21
22-23

Основные виды сложных предложений
ССП. Союзы и значения ССП. Знаки
препинания в ССП.
Р./р. Сочинение по воображению и
памяти. Средства художественной
выразительности.
Анализ сочинений.
Р.Р. Анализ сочинений
Повторение орфографии
Контрольная работа по разделу
«Сложносочинённые предложения».
Анализ контрольной работы, работа над
ошибками
СПП. Строение СПП, подчинительные
союзы и союзные слова в СПП
Роль указательных слов в подчинении
предложений. Особенности
присоединения придаточных
предложений к главному.
Сложноподчинённые предложения с
несколькими придаточными.
Виды придаточных предложений
Р./р. Публицистический стиль речи.
Рецензия на книгу.

25-26

Придаточные подлежащные и
сказуемные
Придаточные определительные

27

Придаточные дополнительные

28

р/р. Научный стиль. Аннотация.

24

29-30

Придаточные обстоятельственные

31- 32

Обобщение по теме: «СПП»

33

Контрольная работа и анализ её
результатов.

Сложные бессоюзные предложения - 8 часов (5 часов + 2 часа развития речи + 1 час тест )

34

СБП. Значение бессоюзных
предложений. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении.
9

35-36
37

38
39-40
41

Тире двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
р/р. Языковые средства выражения
отношения, эмоциональной оценки.
Портретный очерк.
Обобщающий урок по теме: «Бессоюзное
сложное предложение»
Повторим орфографию

Контрольная работа и её анализ.
Сложные предложения с разными видами связи - 5 часов

42-44
45-46

Сложные предложения с разными
видами связи
Р./р. Стили речи. Обобщение
изученного.
Предложения с чужой речью – 4 часа

47-50

51-52
53

Способы передачи чужой речи.
Предложения с прямой и косвенной
речью. Цитаты и способы цитирования.
Р./р. Изложение с дополнительным
заданием
Анализ изложений.
Язык в современном мире

54-55

56

Общие сведения о языке. Роль языка в
жизни общества. Язык как
развивающееся явление.
Русский язык в современном мире
Обобщение изученного в 5-9 классах -14 часов

57-58

59-60
61-62

63-64
65
66-68

Обобщение изученного в 5-9 классах.
Фонетика и интонация. Правописание
гласных в корнях. Правописание
согласных в корнях и приставках
Обобщение изученного по морфемике и
словообразованию.
Лексика и фразеология. Лексический
разбор как часть комплексного анализа
текста.
Изложение с дополнительным заданием.
Анализ изложений.
Обобщение изученного по морфологии
синтаксису.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».