русский язык, 8 класс.

1

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го
составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по
русскому языку 5-9 классы. Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И. Никитина и
др. //Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы.: учебно-методическое пособие / сост.Е.И.
Харитонова. – М.: Дрофа, 2019 г.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку:
 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и
любви к русскому языку;
 совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом
этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа рассчитана на 68 ч. (2 ч. в неделю).
2. Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Реализация программы по литературе в 8-х классах нацелена на достижение учащимися трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностными результатами являются:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:

владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);

владение
разными
видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
2


адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.

3

Предметными результатами являются:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
3. Содержание курса «Русский язык» в 8 классе
Введение (1ч)
Русский язык – родной язык
Повторение изученного в 5-7 классах (7ч) Синтаксис и пунктуация
Синтаксис словосочетания (3ч). Основные виды словосочетаний:
подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение (2ч). Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация
конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные
предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.
Простое предложение (17ч). Основные виды простого предложения, Порядок слов
в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое.
Основные типы, составное глагольное, составное именное. Особенности связи
подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
4

Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство.
Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных
деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом
несмотря на.
Односоставные предложения (5ч). Понятие об односоставных предложениях.
Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных
предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения (2ч). Неполные предложения в речи. Строение
и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Осложнённое
предложение
Предложения с однородными членами (7ч). Понятие об однородных членах
предложения. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах,
их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова
в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в
предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами (12ч). Понятие об обособленных членах
предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при
обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки
препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение
запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а
также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены
предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (16ч). Вводные
слова. Интонация водности. Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки
препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные
конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания.
Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.
Повторение изученного(4ч).
4. Тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 8 класса к учебнику А.Ю.Купаловой (68ч.)
Разделы/тема

Количество
часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета с учетом
рабочей программы воспитания

Введение

1

Организация работы учащихся с получаемой на
уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения

Повторение изученного
в 5-7 классах

7

Привлечение
внимания
школьников
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений. Организация групповой работы или
работы в парах, которые учат подростков
командной работе и взаимодействию с другими
детьми.

5

Синтаксис и
словосочетания

3

Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности.

Предложение

2

Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.

Простое предложение

17

Использование текстов упражнений,
демонстрирующих подростком примеры
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности.

Односоставные
предложения

5

Организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи.

Полные и неполные
предложения

2

Побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.

Предложения с
однородными членами

7

Создание благоприятных условий для развития у
подростков социально значимых ценностных
отношений к окружающим людям как безусловной
и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношени

Предложения с
обособленными
членами

12

Организация групповой работы или работы в
парах, которые учат подростков командной работе
и взаимодействию с другими детьми.

Слова, грамматически
не связанные с членами
предложения

7

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.

Повторение
изученного

4

Создание благоприятных условий для развития у
подростков социально значимых ценностных
отношений к окружающим людям как безусловной
и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
6

взаимоподдерживающие отношени
Резерв

1

Организация групповой работы или работы в
парах, которые учат подростков командной работе
и взаимодействию с другими детьми.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 8 класса к учебнику А.Ю.Купаловой (68 ч)
№

Тема урока

План. сроки

Скоррект.сроки

урока
1

Вводный урок.
Русский языкродной языковедение
Повторение изученного в 5-7 классах

2

Лексика

3
4

Морфемика и
словообразование
Морфемика
и орфография

5

Синтаксис

6

Контрольный диктант по теме
"Повторение изученного в 7 классе" с
грамматическим заданием
Р.Р. Текст. Микротекст. Микротема.
Изложение, близкое к тексту
Синтаксис и словосочетание

7-8

9
10
11

12-13

14

15
16

и фразеология

Синтаксис как раздел грамматики. Связь
синтаксиса и морфологии
Способы подчинительной связи
Основные виды словосочетаний.
Цельные словосочетания
Предложение
Понятие о предложении. Строение
предложения, его виды по цели и
эмоциональной окраске.
Простое предложение
Основные виды предложения.
Логическое ударение
и порядок
слов в
предложении.
Контрольная работа по теме
«Словосочетание и предложение»
Р.Р. Цепная и параллельная связь
предложений, их порядок в тексте.
7

17

18
19

Порядок слов в предложении.
Урок-практикум.
«Повторим орфографию: орфограммы
корня»
Подлежащее
и способы
его
выражения.
Сказуемое и основные его типы.

25

Тире
между подлежащим
и
сказуемым
Обобщение изученного по теме
«Главные
члены предложения».
Контрольный диктант по теме «Главные
члены предложения»
Второстепенные члены предложения.
Определение.
Согласованные и
несогласованные определения.
Приложение.

26

Дополнение.

27

РР Сжатое изложение
с
элементами сочинения
Обстоятельство. Виды
обстоятельств.
Обобщение знаний по теме
«Второстепенные члены
предложения»
Повторим орфографию. Орфограммы
в приставках
Контрольный диктант по теме "Главные
и второстепенные члены предложения" с
грамматическим заданием
Односоставные предложения

20
21
22
23
24

28
29

30

32

Понятие об односоставных
предложениях. Определенно-личные
предложения.
Неопределенно-личные предложения

33

Безличные предложения

34

Назывные предложения

35

Обобщение изученного
по теме
«Односоставные предложения»
Употребление односоставных
предложений в устной и письменной
речи
Полные и неполные предложения

36

Особенности строения полных и
неполных предложений

31

8

37

Систематизация и обобщение
изученного по теме "Односоставные
предложения"
Риторический вопрос как средство
выразительности речи.
Тестирование
Предложения с однородными членами

38

Однородные члены
предложения.
Союзы при однородных членах
Обобщающие слова
при
однородных членах предложения.
Р/Р Разновидность сочинениярассуждения
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами
Однородные
и неоднородные определения
Р/Р Однородные члены
предложения
как средство выразительности речи
Обобщающий урок по теме
«Однородные
члены
предложения»
Повторим орфографию. Орфограммы
в суффиксах
Контрольный диктант по теме
"Однородные члены предложения" с
грамматическим заданием
Предложения с обособленными членами

39
40
41
42

43

44

49

Понятие
об обособлении.
Обособление определений.
Обособление
согласованных
определений
Обособление
не согласованных
определений
Р.Р. Заглавие
как средство
связи предложений
в тексте.
Изложение с грамматическим
заданием.
Обособление приложений

50

Обособление дополнений

51

Обособление обстоятельств,
выраженных деепр. оборотом и
одиночным деепр. Обособление
деепричастных оборотов
Обособление обстоятельств,
выраженных существительными с

45
46

47

48

52

9

53
54
55

56

57
58

59

60
61
62

63

предлогами
Пунктуация при сравнительном обороте
Обособление уточняющих членов
предложения
Обобщение изученного материала по
теме «Обособленные члены
предложения»
Повторим орфографию. Слитное,
раздельное
и дефисное
написание слов
Контрольный диктант по теме
"Обособление" с грамматическим
заданием
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Предложения
с вводными словами,
словосочетаниями и предложениями
Вводные предложения. Знаки
препинания при них. Вставные
конструкции
Обращение, его функции и способы
выражения
Предложения с обращениями
Особенности слов-предложений
Обобщение изученного материала по
темам: «Вводные слова и конструкции»
Контрольный диктант по теме «Вводные
слова и конструкции» с грамматическим
заданием
Р.Р. Психологический портрет.
Сочинение-описание
Повторение изученного

67

Систематизация и обобщение
изученнного в 8 классе
Итоговая контрольная работа

68

Резервный урок

64-66

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».