1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 5го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. по русскому языку для 5-9-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; - овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; - совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В 2021-2022 учебном году на курс «Русский язык» в 5 классе в учебном плане школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. 2. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык» в 5 классе Реализация программы по русскому языку в 5-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: - представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; - понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; - усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; - освоение базовых основ лингвистики; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; - опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; - проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; 2 - понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; - осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; - представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; - понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; - усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; - освоение базовых основ лингвистики; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; - опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; - проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; - понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; - осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Метапредметные результаты: - владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; - применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.); - коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Личностные результаты: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, 3 творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 3. Содержание курса «Русский язык» в 5 классе Раздел 1. Язык и общение (3 часа). Язык и человек. Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке. Общение устное и письменное. Стили речи. Раздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем (19 часов). Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили. Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (26 часов). Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 часов). Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие 4 согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Раздел 5. Лексика Культура речи (8 часов) Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (20 часов) Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов. Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения. Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов. Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов. Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Чередование звуков. Варианты морфем. Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту. Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов. Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Словаисключения. Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы. Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов. Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи (41 час) Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими 5 названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Доказательства и объяснения в рассуждении. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер/ -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Раздел 8. Повторение и систематизация изученного (7 часов) Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках, в корнях ив окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. 6 4. Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 5 класса к учебнику Т. А. Ладыженской (136 часов) Задачи воспитания, решаемые через Количество использование воспитательных возможностей часов содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Разделы/ темы Раздел 1. Язык и общение Раздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем Раздел 3. Пунктуация. речи Раздел 4. Орфоэпия. Орфография. речи Синтаксис. Культура Фонетика. Графика. Культура 3 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. 19 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений: к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. 26 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. 12 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений: организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета; через 7 демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Раздел 5. Культура речи Лексика. Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи Раздел 8. Повторение и систематизация изученного 8 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 20 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных о тношений: к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 41 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. 7 Создание благоприятных условий для развития у подростков социально значимых ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 8 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 5 класса к учебнику Т.А. Ладыженской (136 часов) № Тема урока План. сроки урока Скоррект.сроки Раздел 1. Язык и общение (3 ч) 1. Язык и человек 2. Общение устное и письменное. Читаем учебник. 3. Развитие речи. Стили речи художественный, разговорный) (научный, Раздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем (19ч) 4. Звуки и буквы. правописание Произношение и 5. Орфограмма. Место орфограмм в словах 6. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 7. Правописание проверяемых непроверяемых согласных в корне слова 8 Правописание непроизносимых согласных в корне слова 9 Правописание букв И, У, А после шипящих 10 Разделительные Ъ и Ь 11 Раздельное написание предлогов с другими словами 12 Что мы знаем о тексте 13 Части речи 14 Глагол 15 -Тся и -ться в глаголах и 9 16 Развитие речи. Тема текста 17 Личные окончания глаголов 18 Имя существительное 19 Имя прилагательное 20 Местоимение 21 Развитие речи. Основная мысль текста 22 Входная контрольная работа Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (26 ч.) 23 Синтаксис. Пунктуация 24 Словосочетание. 25 Разбор словосочетания 26 Предложение 27 Развитие речи. (обучающее) 28 Виды предложения по цели высказывания 29 Восклицательные предложения 30 Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое 31 Тире между подлежащим и сказуемым 32 Нераспространённые и распространённые предложения. 33 Второстепенные Дополнение 34 Определение 35 Обстоятельство 36 Развитие речи. день» (упр. 157) Сжатое члены Сочинение изложение предложения. «Памятный 10 37 Предложения с однородными членами 38 Знаки препинания в однородными членами 39 Предложения с обращениями 40 Развитие речи. Письмо (упр.225) 41 Синтаксический предложения разбор простого 42 Пунктуационный предложения разбор простого 43 Простые и сложные предложения 44 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине Решетникова «Мальчишки» 45 Синтаксический предложения 46 Прямая речь. Знакомство с косвенной речью 47 Диалог. Повторение изученного. 48 Контрольный диктант по теме: «Синтаксис. Пунктуация» предложениях разбор с сложного Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч.) 49 Фонетика. Гласные звуки 50 Согласные звуки 51 Изменение звуков в потоке речи 52 Согласные твёрдые и мягкие 53 Развитие речи. Повествование (упр.283) 54 Согласные звонкие и глухие 55 Графика. Алфавит 56 Развитие речи. Описание предмета (упр.302) 11 57 Обозначение помощью ь мягкости 58 Двойная роль букв е, ё, ю, я. 59 Слог. Ударение. Орфоэпия. 60 Фонетический разбор слова согласных с Раздел 5. Лексика. Культура речи (8 ч.) 61 Слово и его лексическое значение 62 Однозначные и многозначные слова 63 Прямое и переносное значение слов 64 Омонимы 65 Синонимы 66 Контрольный диктант по теме «Лексика» 67 Антонимы. Паронимы. 68 Развитие речи. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375) Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (20ч.) 69 Морфема – наименьшая значимая часть слова. 70 Окончание 71 Основа слова 72 Корень слова 73 Развитие речи. Рассуждение (упр.402) 74 Суффикс 75 Приставка 76 Развитие речи. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.420) 77 Чередование звуков. Анализ изложения 12 78 Беглые гласные 79 Варианты морфем 80 Морфемный разбор слова 81 Правописание приставках 82 Буквы з и с на конце приставок 83 Буквы з и с на конце приставок 84 Буквы о-а в корне -лаг- - -лож- 85 Буквы А-О в корне -раст- - -рос- 86 Буквы ё-о после шипящих в корне 87 Буквы и-ы после ц 88 Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография.» гласных и согласных в Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи (41ч.) 89 Имя существительное как часть речи 90 Развитие речи. Контрольное сочинение №2 по теме «Почему нужно беречь книгу» 91 Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. 92 Развитие речи. Сжатое изложение (упр. 513) 93 Род имён существительных 94 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 95 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 96 Три склонения имён существительных 13 97 Падеж имён существительных 98 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 99 Развитие речи. Контрольное изложение №2 (упр. 547) 100 Анализ изложения 101 Множественное существительных 102 Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных 103 Морфологический существительного. 104 Имя прилагательное как часть речи. 105 Правописание гласных окончания прилагательных 106 Прилагательные полные и краткие 107 Морфологический прилагательного 108 Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное» 109 Контрольный диктант прилагательное» 110 Глагол как часть речи 111 Не с глаголами 112 Развитие речи. Рассказ (упр.619) 113 Неопределённая форма глагола 114 Правописание –тся и –ться 115 Виды глагола число имён разбор имени в падежных разбор по имени теме «Имя 14 116 Виды глагола 117 Буквы е – и в корнях с чередованиями. 118 Буквы е – и в корнях с чередованиями. 119 Прошедшее время 120 Настоящее время 121 Будущее время 122 Спряжение глаголов 123 Спряжение глаголов 124 Как определить спряжение глагола безударным личным окончанием 125 Морфологический разбор глагола 125 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа 127 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа 128 Употребление времён 129 Итоговый контрольный диктант по теме: «Глагол» с Раздел 8. Повторение и систематизация изученного (7ч.) 130 Разделы науки о языке 131 Орфограммы в приставках и в корнях слов 132 Орфограммы в окончаниях слов 133 Употребление букв ь и ъ. 134 Знаки препинания в простом и сложном предложениях 135 Контрольная работа 136 Резерв 15