1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2021/22 учебный год разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК «Школа России» для 4 классов. Для реализации программы используются пособия из УМК «Школа России» для педагога и обучающихся. Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; - пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. В 2021-2022 учебном году на предмет «Русский язык» в 4 классе в учебном плане школы отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 4 классе Реализация программы по русскому языку в 4 классе нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных. Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; - формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; - осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; 2 - освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; - формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - использование знаково-символических средств представления информации; - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Личностные результаты: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 3. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 4 классе Повторение изученного (8 ч) Язык и речь. Наша речь и наш язык. Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Предложение (7 ч) Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Слово в языке и речи (13 ч) Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного 4 анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). Имя существительное (25 ч) Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Имя прилагательное (21ч) Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательныхсинонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. Местоимение (4 ч) Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении 5 местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Глагол (18 ч) Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал). Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголовантонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). Повторение изученного ( 6 ч ) Связная речь. Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. Чистописание. Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. 6 4. Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 4 класса к учебнику В. П. Канакиной (102 часа) Разделы/темы Кол-во часов Повторение 8 Предложение 7 Слово в языке и 13 речи Имя существительное 25 Имя прилагательное 21 Местоимение 4 Глагол 18 Повторение 6 Задачи воспитания, решаемые через использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета с учетом рабочей программы воспитания Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций: быть любящим, отзывчивым. Организация работы учащихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду. Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основн ых норм и традиций: быть любящим, отзывчивым. Создание благоприятных условий для усвоения младшими ш к о л ь н и к а м и с быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца. Итого: 102 ч. 7 5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку для 4 класса к учебнику В. П. Канакиной (102 часа) № Тема урока урока План. сроки Скоррект. сроки Повторение (8 ч) 1 Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. 2 Текст и его план. 3 Типы текстов. 4 Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. 5 Диалог. Обращение. Словарный диктант. 6 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 7 Контрольный диктант по теме «Повторение» 8 Словосочетание. Тест: «Предложение. Словосочетание» Предложение (7 ч) 9 Однородные члены предложения (общее понятие) 10 Связь однородных членов в предложениях. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 11 Запятая между однородными членами, соединёнными союзами 12 Запятая между однородными членами, соединёнными союзами 13 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» 14 Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе. сложного. Словарный диктант. 15 Простое и сложное предложение (как отличить) Слово в языке и речи (13 ч) 16 Слово и его лексическое значение 17 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова 18 Синонимы, антонимы, омонимы. Словарный диктант. 19 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Тест: «Лексическое значение слова» 20 Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 21 Правописание гласных и согласных в корнях слов 22 Правописание гласных и согласных в корнях слов 23 Правописание приставок и суффиксов. Словарный диктант. 24 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Тест: «Итоговый» 25 Части речи. Грамматические признаки частей речи 26 Диктант 27 Части речи: глагол, имя числительное. Словарный диктант. 28 Наречие как часть речи. Имя существительное (25 ч) 29 Распознавание падежей имён существительных 8 30 Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных 31 Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже 32 Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. Тест: «Изменение по падежам имён существительных 33 Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. Словарный диктант. 34 Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» 35 2-е склонение имён существительных 36 Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения 37 3-е склонение имён существительных Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. Словарный диктант. 38 Обучающее изложение 39 Анализ изложения. Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного. Тест: «Три склонения имён существительных 40 Именительный и винительный падежи 41 Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже 42 Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных 43 Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже 44 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах 45 Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. Контрольный диктант. 46 Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Словарный диктант. 47 Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах 48 Склонение имён существительных во множественном числе. 49 Именительный падеж имён существительных множественного числа 50 Родительный падеж имён существительных множественного числа 51 Винительный падеж одушевленных имен существительных 52 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 53 Обучающее изложение Имя прилагательное (21 ч) 54 Имя прилагательное как часть речи 55 Род и число имён прилагательных 9 56 Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» 57 Склонение имён прилагательных. Тест: «Имя прилагательное» 58 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, в именительном падеже. Словарный диктант. 59 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже 60 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже 61 Именительный, винительный, родительный падежи 62 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах 63 Диктант 64 Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода. 65 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Словарный диктант. 66 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. 67 Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода 68 Изложение описательного текста 69 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе 70 Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа 71 Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа 72 Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа 73 Обобщение по теме «Имя прилагательное». Тест: «Правописание падежных окончаний» 74 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Местоимение (4ч) 75 Местоимение как часть речи. Личные местоимения. 76 Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. 77 Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам 78 Контрольный диктант по теме «Местоимение» Глагол (18 ч) 79 Роль глаголов в языке 80 Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. 81 Неопределённая форма глагола 82 Изменение глаголов по временам. Тест: «Глагол» 83 Спряжение глаголов 84 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. 85 I и II спряжение глаголов настоящего времени 86 I и II спряжение глаголов будущего времени. Словарный 10 диктант. 87 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени 88 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени 89 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени 90 Возвратные глаголы 91 Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах 92 Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. 93 Правописание глаголов в прошедшем времени. 94 Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам 95 Обобщение по теме «Глагол». 96 Контрольный диктант по теме «Глагол» Повторение (6 ч) 97 Повторение. Текст. Предложение и словосочетание. 98 Лексическое значение слова. 99 Повторение. Состав слова. Словарный диктант 100 Повторение. Части речи. 101 Итоговый контрольный диктант 102 Повторение. Итого: 102 ч. 11