Русский язык 3 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 3-го
класса разработана и реализуется на основе УМК «Школа России» под редакцией В.П.
Канакиной, В.Г. Горецкого по русскому языку для 3-х классов. Для реализации
программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
–
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства
языка»;
–
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
–
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять
несложные монологические высказывания;
–
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 2021-2022учебном году на курс «Русский язык» в 3 классе в учебном плане школы
отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык» в 3 классе
Реализация программы по русскому языку в 3-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
c учётом устойчивых познавательных интересов, a также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурноисторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты,
выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве co
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества co взрослыми и сверстниками в учебном процессе и
других социальных ситуациях.
Предметными результатами освоения содержания программы по русскому языку
являются целостные представления в следующих сферах:
Познавательная: понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения:
овладение учебными действиями c языковыми единицами и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
Ценностно-мотивационная: формирование первоначальных представлений o
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, o языке как
основе национального самосознания;
Трудовая: способность проверять написанное
Эстетическая:
Коммуникативная: овладение первоначальными представлениями o нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач; сформированность позитивного отношения к правильной устной
и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии c поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и
других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии c коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии c целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии c задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения с права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться o
распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности;

- овладение начальными сведениями o сущности и особенностях изучаемого объекта
системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей —
окружающего мира и слова,
отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этик
реальностей;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе c учебными моделями) в соответствии c содержанием предмета
«Русский язык».
3. Содержание курса «Русский язык» в 3 классе
Тема I. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема II. Текст, предложение, словосочетание (5 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная
мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации
(восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь
слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в
словосочетании.

Тема III. Слово в языке и речи (8 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление).
Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных
лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли.
Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как
часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с
безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные
звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости
согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с
изученными орфограммами. Перенос слов.
Тема IV. Состав слова (10 часов)
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке,
суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и
образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы
одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова

и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова
(сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание
орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы
проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и
непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова:
пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др.
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание
непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова.
Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под(подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Тема V. Правописание частей слова (15 часов)
Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её
решения, решать её в соответствии c изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической
задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед
согласными в корне.
Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов c удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение
повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Тема VI. Части речи (55 часа)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение,
глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное.
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель,
листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь,
тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.
Винительный падеж. Творительный падеж.
Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное.
Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного c именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени
существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени
прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что
сделать?
Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые
окончания глаголов (-a, -o).
Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по
опорным словам. Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в
репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным
наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений c нарушенным порядком слов.
Тема VII. Повторение изученного за год (7 часов)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных,
безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя
существительное, имя прилагательное, глагол.

4. Тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 3 класса к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
(102 часа)
Разделы / темы

Количество
часов

Тема I.
Язык и речь.

2 часов

Тема II.
Текст.
Предложение. Словосочетание.

5 часов

Тема III.
Слово в языке и речи

8 часов

Тема IV.
Состав слова

10 часов

Тема V.
Правописание частей слова

15 часов

Задачи воспитания, решаемые через
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета
с учетом рабочей
программы воспитания
Организация работы учащихся с
получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения
Создание благоприятных условий для
развития у младших школьников
социально значимых
ценностных
отношений к труду как основному
способу
достижения
жизненного
благополучия человека, а также к
самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся
личностям,
отвечающим за свое собственное
будущее.
Создание благоприятных условий для
развития у младших школьников
социально значимых
ценностных
отношений к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.
Создание благоприятных условий для
развития у младших школьников
социально значимых
ценностных
отношений к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.
Создание благоприятных условий для
развития у младших школьников
социально значимых
ценностных
отношений к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам, с которыми необходимо

Тема VI.
Части речи

55 часов

Тема VII.
Повторение

7 часов

выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.
Создание благоприятных условий для
развития у младших школьников
социально значимых
ценностных
отношений к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.
Создание благоприятных условий для
развития у младших школьников
социально значимых
ценностных
отношений к окружающим людям как
безусловной и абсолютной ценности,
как
равноправным
социальным
партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.

5. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 3 класса к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
(102 часа)
№

Тема урока

урока
Тема I. Язык и речь
1 Речь, ее назначение
2 Наш язык. Наша речь. Виды речи.
Тема II. Текст. Предложение. Словосочетание.
3 Текст. Типы текстов.
4 Предложение.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по интонации.
Предложения с обращением.
5 Обучающее изложение И. Аксёнов
«Путешественница».
6 Главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложения.
7 Словосочетание. Контрольный диктант по теме
«Предложение»
Тема III. Слово в языке и речи.

План.сроки

Скоррект.сроки

8 Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова. Синонимы и антонимы.
Омонимы.
9 Слово и словосочетание. Фразеологизмы.
10 Обучающее изложение «Подарки для ёлочки»
11 Части речи. Имя существительное.
Имя прилагательное. Глагол.
12 Что такое имя числительное?
13 Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Разделительный мягкий знак.
14 Обучающее изложение Н. Сладков «Как медведь
сам себя напугал»
15 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и
речи»
Тема IV. Состав слова.
16 Что такое корень слова?
Как найти в слове корень?
17 Сложные слова
18 Что такое окончание? Как найти в слове
окончание?
19 Что такое приставка?
Как найти в слове приставку?
Значения приставок.
20 Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс?
Значения суффиксов.
21 Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом
просторе»
22 Что такое основа слова?
Обобщение знаний о составе слова.
23 Контрольный диктант по теме «Состав слова»
24 Анализ контрольного диктанта.
Обобщение знаний о составе слова.
25 Проект «Семья слов»
Тема V. Правописание частей слова.
26 Правописание слов с безударными
гласными в корне.
27 Правописание слов с глухими и звонкими
согласными в корне.
28 Обучающее изложение В.Вольский «Клесты»
29 Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.
30 Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне.
31 Правописание слов с удвоенными согласными.

32 Правописание слов с удвоенными согласными.
33 Сочинение по картине В.М. Васнецова
«Снегурочка»
34 Контрольный диктант по теме «Правописание
корней слов».
35 Анализ контрольного диктанта.
Правописание суффиксов и приставок.
36 Правописание суффиксов и приставок.
37 Правописание слов с разделительным твёрдым
знаком.
38 Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
39 Контрольный диктант по теме «Правописание
частей слова»
40 Анализ контрольного диктанта.
Проект «Составляем орфографический словарь»
Тема VI. Части речи.
41 Части речи.
Имя существительное и его роль в речи.
42 Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
43 Обучающее изложение «Горностай»
44 Собственные и нарицательные имена
существительные.
45 Проект «Тайна имени»
46 Род имён существительных.
47 Мягкий знак на конце имён существительных
после шипящих.
48 Мягкий знак на конце имён существительных
после шипящих.
49 Обучающее изложение Л.Н. Толстой «Лев и
мышь».
50 Контрольный диктант по теме «Имя
существительное».
51 Анализ контрольного диктанта.
Склонение имён существительных.
52 Падеж имён существительных.
53 Именительный падеж.
54 Родительный падеж.
55 Дательный падеж.
56 Винительный падеж.
57 Творительный падеж.
58 Предложный падеж.

59 Обучающее изложение «Кот и куры».
60 Все падежи. Обобщение знаний.
61 Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень».
62 Контрольный диктант по теме «Имя
существительное»
63 Анализ контрольного диктанта.
Проект «Зимняя страничка»
64 Имя прилагательное.
65 Значение и употребление имён прилагательных в
речи.
66 Роль прилагательных в тексте.
67 Текст – описание. Отзыв по картине М.А.
Врубеля «Царевна – Лебедь».
68 Род имён прилагательных.
69 Изменение имён прилагательных по родам.
70 Изменение имён прилагательных по родам.
71 Изменение имён прилагательных по падежам.
72 Число имён прилагательных.
73 Число имён прилагательных.
Обобщение знаний.
74 Обобщение знаний. Проект «Имена
прилагательные в загадках».
75 Контрольный диктант по теме «Имя
прилагательное».
76 Анализ контрольного диктанта.
Местоимение.
77 Местоимения.
Личные местоимения.
78 Изменение личных местоимений по родам.
79 Глагол
80 Значение и употребление глаголов в речи.
81 Значение и употребление глаголов в речи.
82 Неопределённая форма глагола.
83 Неопределённая форма глагола.
84 Число глаголов.
85 Времена глаголов.
86 Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.
87 Изменение глаголов по временам.
88 Изменение глаголов по временам.

89 Обучающее изложение Г.А. Скребицкий
«На пороге весны»
90 Анализ работы.
Род глаголов в прошедшем времени.
91 Род глаголов в прошедшем времени.
92 Правописание частицы не с глаголами.
Обобщение знаний.
93 Правописание частицы не с глаголами.
Обобщение знаний.
94 Контрольный диктант по теме «Глагол»
95 Анализ контрольного диктанта.
Тема VII. Повторение.
96 Части речи.
97 Обобщение о слове, предложении.
98 Правописание окончаний имён прилагательных.
99 Правописание приставок и предлогов.
100 Правописание безударных гласных.
101 Итоговый контрольный диктант.
102 Анализ контрольного диктанта.
Сочинение на тему «Почему я жду летних
каникул»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».