Русский язык 2 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для
обучающихся 2-го класса разработана и реализуется на основе УМК под
редакцией В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной по русскому языку для 2-х
классов.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога
и обучающихся.
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение следующих
целей:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Задачи:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа направлена на формирование у младших школьников
представлений о языке как явлении национальной культуры и основном
средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.

В 2021-2022учебном году на курс «Русский язык» во 2 классе в
учебном плане школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в
год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык» во 2
классе
Реализация программы по русскому языку во 2-х классах нацелена на
достижение учащимися трех групп результатов: предметных,
метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач при составлении несложных
монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного
уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки
знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре
русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления
информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
3. Содержание курса «Русский язык» во 2 классе
Тема I. Наша речь(2ч)
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Чем отличается диалог от
монолога? Чем отличается диалог от монолога?
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала; урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,
сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение
репродуктивных и творческих заданий.
Тема II. Текст (3 ч)
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль? Что такое тема и главная
мысль? Части текста. Диктант. Работа над ошибками

Тема III. Предложение (8 ч)
Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Что такое
главные члены предложения? Что такое второстепенные члены
предложения? Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения.. Что
такое распространенные предложения? Развитие речи. Обобщающее
сочинение по картине. Анализ сочинения. Контрольный диктант. Работа над
ошибками
Тема Тема IV. Слова, слова, слова… (13ч)
Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и
многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение
многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое синонимы? Что такое
антонимы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое
родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной стороны на
другую? Обучающее сочинение по серии картинок. Контрольный диктант.
Работа над ошибками
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала; урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,
сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение
репродуктивных и творческих заданий.
Тема V. Звуки и буквы (12ч)
Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правописание слов с
безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне. Диктант. Работа над ошибками. Согласный звук
[Й] и буква Й. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные
звуки и буквы для их обозначения. Правописание мягкого знака в конце и
середине слова перед другими согласными. Правописание мягкого знака в
конце и середине слова перед другими согласными. Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала; урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,

сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение
проектов, написание эссе и докладов..
Тема VI. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (16ч)
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Повторение темы «Твердые и мягкие
согласные». Контрольный диктант. Работа над ошибками.. Рифма.
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверка парных согласных в
корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка
парных согласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова. Диктант. Правописание слов с разделительным
мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком. Обучающее сочинение
«Зимние забавы».
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения
нового материала; урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,
сравнение, классификацию изучаемых явлений, выполнение
репродуктивных и творческих заданий.
Тема VII. Части речи (44ч)
Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и
неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные
имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в
написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях.
Обобщение знаний о написании заглавной буквы. Диктант. Работа над
ошибками. Единственное и множественное число имен существительных..
Что такое глагол? Единственное и множественное число глаголов .
Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение и закрепление знаний по
теме «Глагол». Что такое текст-повествование. Что такое имя
прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным.
Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и
множественное число прилагательного. Что такое текс-описание. Проверка
знаний. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со
словами. Восстановление предложения. Контрольный диктант. Работа над
ошибками. Что такое местоимение? Что такое текст-рассуждение.
Контрольный диктант. Работа над
ошибками.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок;
урок совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения

нового материала; урок контроля; урок обобщающего
повторения; урок-практикум.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом
учебника, комментирование, составление таблиц, схем, опорных
конспектов; практическая работа, направленная на анализ,
сравнение, классификацию изучаемых явлений выполнение
проектов, написание эссе и докладов..
Тема VIII. Повторение (4 ч)
Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его
значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Правила
правописания». Контрольное списывание.
4. Тематическое планирование
к рабочей программе по русскому языку для 2 класса
к учебнику под редакцией В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной
(102 часа)
Темы

Количество
часов

Тема I. Наша речь

2

Тема II. Текст

3

Тема III. Предложение

8

Тема IV. Слова, слова,
слова…

13

Тема V. Звуки и буквы

12

Тема VI. Правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками

16

Задачи воспитания, решаемые через
использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
с учетом рабочей программы воспитания
Уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу.
Вызывать интерес к урокам русского языка,
совершенствовать этику в речевого поведения.
Воспитывать навыки самостоятельной
деятельности и коллективного труда через
развитие индивидуальных способностей и
коллективного сотрудничество.
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
знаний.
Включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
Формирование положительной мотивации
изучения предмета, воспитание любви к
родному языку, формирование умения работать

в сотрудничестве.
Тема VII. Части речи

44

Тема VIII. Повторение

4

Привлечение внимания школьников к ценностно
му аспекту изучаемых на уроках знаний.
Отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.

4. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 2 класса к учебнику В. Г. Горецкого, В. П.
Канакиной
(136 часов)
№

урока

Тема урока

План.сроки

2.

Тема I. Наша речь 2 ч
Знакомство с учебником.
Виды речи.
Наша речь. Что можно сказать о
человеке по его речи? Диалог и
монолог.
Тема II. Текст 3 ч

3.

Текст. Что такое текст.

4.

Текст. Главная мысль текста.

5.

Текст. Части текста.

1.

8.

Тема III. Предложение 8 ч
Предложение как единица речи, его
назначение и признаки.
Предложение. Связь слов в
предложении.
Главные члены предложения.

9.

Второстепенные члены предложения.

10.

Подлежащее и сказуемое – глав.члены
пред-я.
Распрост-ные и нераспростр-ные
предложения.
Связь слов в предложении.

6.
7.

11.
12.
13.

Состав.рассказа по репродукции
картины.
Тема IV. Слова, слова, слова… 13 ч

14.

Слово и его значение .
Слово как общее название многих
однородных предметов.
Однозначные и многозначные слова

15.

Скоррект.сроки

16.

Прямое и переносное значения слов.

17.

Синонимы . Антонимы.
18.

20.

Синонимы и антонимы
Проверочная работа.
Родственные слова и синонимы.
Родственные слова и слова с
омонимичными корнями.
Однокоренные слова. Корень слова.

21.

Однокоренные слова. Корень слова.

22.

Слог как минимальная
произносительная единица.
Ударение. Словесное и логическое
ударение в предложении.
Ударение. Смыслоразличительная роль
ударения.
Перенос слов по слогам. Проверочная
работа.
Составление рассказа по серии
сюжетных рисунков, вопросов и
опорных слов.
Тема V. Звуки и буквы 12 ч

19.

23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.

Звуки и буквы
Различие звуков и букв.
Контрольный диктант за 1 четверть

31.

Алфавит. Значение алфавита.
Алфавит.Употребление прописной
(заглавной) буквы.
Гласные звуки. Признаки гласного
звука.
Гласные звуки. Слова с буквой э.

32

Ударные и безударные гласные звуки

33

Правило обоз-ния буквой безудар. гл.
звука.
Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук
в корне слова
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне слова.
Буквы безударных гласных корня,
которые надо запоминать.

30.

34
35
36
37
38

Представление об орфограмме.
Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми орфограммами.
Диктант.
Тема VI. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 16 ч

39
40
41

Согласные звуки.
Признаки согласного звука.
Согласный звук [й’] и буква «и
краткое».
Слова с удвоенными согласными.

42

Твёрдые и мягкие согласные звуки и
буквы для их обозначения.

43
45

Мягкий знак как знак обозначения
мягкости согласного звука на письме.
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

45

Рифма. Сочинение рифмованных строк.

46

Буквосочетания жи—ши, ча—ща,чущу.
Контрольный диктант
Звонкие и глухие согласные звуки
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным на
конце слова и перед согласным.
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным на
конце слова и перед согласным.
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным на
конце слова и перед согласным.
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным на
конце слова и перед согласным.
Обобщение знаний об изученных
правилах письма
Разделительный мягкий знак «ь»
Правописание слов с разделительным
мягким знаком
Тема VII. Части речи 44
Части речи. Употребление частей речи
в тексте.
Имя существительное как часть речи:
значение и употребление в речи
Имя существительное как часть речи:
значение и употребление в речи
Неодушевлённые имена
существительные.
Одушевлённые имена
существительные
Собственные и нарицательные имена
существительные.
Правописание собственных имён
существительных

47
48
49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61

62

Единственное и множественное число
имён существительных

63

66

Единственное и множественное число
имён существительных
Изменение имён существительных по
числам.
Имена существительные,
употребляющиеся только в одном
числе : единственном или во
множественном числе.
Признаки имён существительных

67

Подробное изложение.

68

Контрольный диктант за 3 четверть

69
70

Работа над ошибками.
Глагол как часть речи.
Значение глаголов в речи.

71

Глагол.Признаки глагола.

72

Составление рассказа по репродукции
картины.
Проверочная работа. Тест.

64
65

73
74
75

Единственное и множественное число
глаголов.
Правописание частицы не с глаголом.

76

Обобщение знаний о глаголе.

77
78

Текст-повествование и роль в нем
глаголов.
Имя прилагательное как часть речи.

79

Имя прилагательное как часть речи.

80

Имя прилагательное как часть речи:
значение и употребление в речи.
Текст повествования. Сочинение.

81
82

84

Единственное и множественное число
имён прилагательных.
Единственное и множественное число
имён прилагательных.
Диктант

85

Местоимение (личное) как часть речи.

86
87

Местоимение.
Способы замены повторяющихся слов
в тексте.
Местоимение как часть речи.

88

Текст-рассуждение.

89

Обобщение о местоимении.

83

90

Предлоги.

91

94

Правописание предлогов с именами
существительными.
Правописание предлогов с именами
существительными.
Восстановление деформированного
текста.
Правописание предлогов

95

Текст. Типы текстов.

96

Предложение. Члены предложения.

97

Части речи

98

Контрольный диктант за год.

92
93

Тема VIII. Повторение 4 ч
99
100

Слово и его лексическое значение.
Однокоренные слова.
Предложение. Типы предложений

101

Части речи.

102

Повторение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».