Русский язык 1 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2021/22 учебный год для обучающихся
1-го класса разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Горецкого В.Г.,
Канакиной В.П.по русскому языкудля 1-х классов. Для реализации программы
используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
 формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
 Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального





самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике
(состав слова), морфологии и синтаксисе;
 формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В 2021-2022учебном году на курс «Русский язык» в 1 классе в учебном плане
школы отводится 5 часов в неделю, что составляет 165 часов в год.
2.
Планируемые результатыосвоения курса «Обществознание» в 6 классе
Реализация программы по русскому языку в 1-х классах нацелена на достижение
учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностные результаты:
 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Предметными
результатами
обществознанию являются:

освоения

содержания

программы

по

 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
 Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека.
 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
 Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
 Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков
препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением
проверять написанное.
 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
 Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 использование знаково-символических средств представления информации.
Познавательные универсальные учебные действия:
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и письменной формах;
 начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
 начальное умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
 начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык»;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 умение определять общую цель и путей её достижения;
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. Содержание курса «Русский язык» в 1 классе
Блок «Русский язык. Обучение письму» (115 часов)
Тема I. Подготовительный этап (10 часов).История возникновения письма. Знакомство
с прописью, правилами письма. Строка и междустрочное пространство. Письмо прямых и
наклонных линий.

Формы организации учебных занятий:комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Тема II. Букварный период (60 часов).Усвоение гигиенических требований при письме.
Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов
и последовательности правильного списывания текста.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Тема III. Послебукварный период ( 12 часов).Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных
туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по
звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука:
гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий,
парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на
слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Блок «Русский язык. (50 часов)
Тема I. Наша речь (2 часа). Понимание слова как единства звучания и значения.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи
синонимов и анонимов.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.

Тема II. Текст. Предложение, диалог. (3 часа).Различение предложения,
словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по
цели высказывания: повествовательные, вопроси тельные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Тема III. Слова, слова, слова.( 4 часа).Звуки речи. Осознание единства звукового
состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Тема IV. Слова и слог. Ударение. (6 часов).Слог как минимальная произносительная
единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Тема V. Звуки и буквы (34 часа).Различение звука и буквы: буква как знак звука.
Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак
как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.
Тема VI. Повторение ( 1 час).Обобщение пройденного материала.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок; урок
совершенствования знаний, умений, навыков; урок изучения нового
материала; урок контроля; урок обобщающего повторения.
Основные виды учебной деятельности: работа с текстом учебника,
комментирование; практическая работа, выполнение репродуктивных и
творческих заданий.

4.1.Тематическое планирование
к рабочей программе по русскому языку для 1 класса
к прописям В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой
(82 часа)
Темы

Количество
часов

Тема 1.
Подготовительный
этап

10

Тема 2.
Букварный период
Тема 3.
Послебукварный
период

60
12

Задачи
воспитания,
решаемые
через
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
с учетом
рабочей программы воспитания
Побуждение учащихся соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Привлечение внимания школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений.
Организация работы учащихся с получаемой на
уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения.

4.2.Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку (Обучение письму) для 1 класса к прописям В.Г. Горецкого, Н.А.
Федосовой. (82 часа)
№
урока
1.

Тема урока

Подготовительный этап. 10ч.
Пропись — первая учебная тетрадь.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

2.
3.

4.

Письмо овалов и полуовалов.
Рисование бордюров.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу
(влево). Письмо короткой наклонной линии с
закруглением внизу (вправо).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением
вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с
закруглением внизу (вправо).
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.
Письмо коротких наклонных линий

План
сроки

Скоррект.
сроки

5.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их
чередование. Письмо коротких и длинных наклонных
линий с закруглением влево и вправо
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу
вправо, вверху влево, с петлёй вверху и внизу

6.
7.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
Строчная и заглавная буквы А, а.

8.

Строчная и заглавная буквы О, о .

9.

10.

Строчная буква и.
Заглавная буква И.
Строчная буква ы.
Строчная и заглавная буквы У, у.

11.

Букварный период

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Строчная и заглавная буквы Н, н.
Сравнение строчной и заглавной букв.
Строчная и заглавная буквы С, с.
Строчная и заглавная буквы К, к.
Строчная и заглавная буквы Т, т.
Строчная и заглавная буквы Л, л.
Повторение и закрепление изученного.
Строчная буква р. Заглавная буква Р.
Сравнение строчной и заглавной букв.
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы Е, е.
Строчная и заглавная буквы Е, е.
Строчная и заглавная буквы Е, е.
Строчная и заглавная буквы П, п.
Строчная и заглавная буквы П, п.
Строчная и заглавная буквы П, п.
Строчная и заглавная буквы М, м
Строчная и заглавная буквы М, м
Строчная и заглавная буквы М, м
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы Б, б.
Строчная и заглавная буквы Б, б.
Строчная и заглавная буквы Б, б.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Я, я.

60ч

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

Строчная и заглавная буквы Я, я.
Строчная и заглавная буквы Г, г.
Строчная и заглавная буквы Г, г.
Строчная и заглавная буквы Г, г.
Строчная и заглавная буква ч,Ч.
Строчная и заглавная буква ч,Ч.
Буква ь.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
Строчная и заглавная буква ё, Ё.
Строчная и заглавная буквы Й, й.
Строчная и заглавная буквы Й, й.
Строчная и заглавная буквы Х, х.
Строчная и заглавная буквы Х, х.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов
изученных букв.
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими
изученными буквами.
Строчная и заглавная буквы Э, э.
Строчная и заглавная буквы Э, э.
Строчная буква щ.
Заглавная буква Щ.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
Строчные буквы ь, ъ.

Послебукварный период

12ч

Алфавит
Списывание текста
Оформление предложений в тексте
Заглавная буква в именах собственных.
Правописание ЖИ-ШИ
Правописание ЧА-ЩА
Правописание ЧУ-ЩУ
Правописание ЧН-ЧК
Письмо слов с ь
Письмо под диктовку
Закрепление и обобщение изученного
Оценка достижений.

5.1. Тематическое планирование
к рабочей программе по русскому языку для 1 класса
к учебнику В.П. Канакиной
(50 часов)
Темы

Тема 1. Наша речь

Количес Задачи
воспитания,
решаемые
через
тво
использование
воспитательных
часов
возможностей содержания учебного предмета
с учетом рабочей программы воспитания
Знать и любить свою Родину – свой родной дом,
2

Тема 2. Текст,
предложение, диалог

3

Тема 3. Слова, слова, слова

4

Тема 4. Слово и слог.
Ударение
Тема 5. Звуки и буквы

6
34

Тема 6. Повторение

1

двор, улицу, город, село, свою страну;
Проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к
силе;
Стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;
Уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу,
Создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций
Быть любящим, отзывчивым;
Быть трудолюбивым, следуя принципу «делу —
время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и
в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
Отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.

5.2.Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
по русскому языку для 1 класса
к учебнику В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной. (50 часов)
№
урока

Тема урока

1.

Наша речь (2 ч)
Язык и речь, их значение в жизни людей.

2.
3.

Русский язык — родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог 3ч
Текст (общее представление)
Предложение как группа слов, выражающая законченную
мысль
Диалог.
Слова, слова, слова …4ч
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и
явлений, слова-названия признаков предметов, слованазвания действий предметов.
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным
словам.
Тематические группы слов.

4.
5.
6.

7
8.

План
сроки

Скоррект.
сроки

9.
10.

11.
12.
13.
14.
15
16

17.
18.
19.
20.
21
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.

33.

Вежливые слова.
Слова
однозначные
и
многозначные
(общее
представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных
по значению слов.
Слово и слог. Ударение 6ч
Слово и слог.
Слог как минимальная произносительная единица (общее
представление).
Деление слов на слоги.
Перенос слов
Правила переноса слов
Перенос слов
Правила переноса слов
Ударение (общее представление) Способы выделения
ударения.
Ударение (общее представление) Способы выделения
ударения.
Звуки и буквы 34ч
Звуки и буквы
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Звуки и буквы
Условные звуковые обозначения слов.
Русский алфавит, или Азбука
Значение алфавита.
Русский алфавит, или Азбука. Словарь.
Гласные звуки
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Гласные звуки
Слова с буквой э.
. Ударные и безударные гласные звуки.
Ударные и безударные гласные звуки
Ударные и безударные гласные звуки
Ударные и безударные гласные звуки
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и
опорным словам.
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные
гласные звуки»
Согласные звуки
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Согласные звуки Слова с удвоенными согласными.
Согласные звуки Буквы Й и И
Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных
звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки

34.
35.
36.

37.
38.
39.
40.
41.

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме
буквами и, е, ё, ю, ь.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным
порядком предложений.
Согласные звонкие и глухие
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Согласные звонкие и глухие
Согласные звонкие и глухие
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и
глухие».
Развитие речи.
Выполнение
текстовых
заданий
(определение темы и главной мысли, подбор заголовка,
выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).
Шипящие согласные звуки
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.
Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные
звуки».
Шипящие согласные звуки Развитие речи.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов и т.д. (общее представление).
Заглавная буква в словах
Развитие речи.
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок —
изученные правила письма
Повторение 1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».