ИЗО, 5 класс

Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Туруитаевская средняя общеобразовательная школа№1»
Прибайкальского района
Республика Бурятия

«Рассмотрено»
оуководитель LL1MU

«Согласовано»
заместитель руководителя по

«Утверждено»
Директор МОУ «Туруитаевская
СОШ №1»
/ Л. Л. Карбаинова /
«30» 08
2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Курбатовой Натальи Николаевны, первой категории
(Ф.И.О., категория)

ИЗО, 5 класс
(предмет, класс)

2021 - 2022 учебный год
с. Турунтаево

Рабочая программа основного общего образования
по учебному предмету изобразительное искусство
5 класс
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках
предметной
области
«Искусство».
Направлена
на формирование
общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и
мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни
общества; на развитие у обучающихся художественно-ценностных ориентаций в
окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности
творческого освоения окружающей среды. Программа построена на принципах
тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает
четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание
предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной Рабочая программа 2021 - 2022.
Изобразительное искусство. Целью рабочей программы является обеспечение
достижения учащимися 5- 7 классов планируемых предметных результатов
освоения
курса «Изобразительное
искусство»
Программа является
неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, продолжает
логическое развитие идей художественно - эстетического формирования
личности, заложенных в начальной школе. Принципы отбора основного и
дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования
на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей,
а также с возрастными особенностями развития учащихся
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утверждённым приказом
по школе в списке учебников, используемых в 2021 - 2022 учебном году.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и
формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом.
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся
как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как
формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Задачи:

- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия
произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям
народов России и других стран мира;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно­
историческом процессе развития человечества;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Для реализации программного содержания используются:
Учебник:. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в
жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение,
2018г.
2. Планируемые результаты освоения ИЗО в 5 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать
пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических
творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере: умение познавать мир через образы и формы
изобразительного искусства.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой
деятельности:
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в
сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других
людей;
Познавательные УУД:
-ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач;
-строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его конструкции,
свойствах и
связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и
взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
Обучающийся научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в
связях искусства
с наукой и религией;
• понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к человеку,
природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания
человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
- различать произведения разных эпох, художественных стилей;
- определять произведения разных народных промыслов.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Обучающийся научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии и
передаче
духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную
позицию
автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
3. Содержание программы
Декоративно-прикладное и народное искусство (8ч.)
Древние образы в народном искусстве.
Символика цвета и формы. Традиционные образы народного прикладного
искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как
выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире,
как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Декор русской избы. (2)
Дом - мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как
микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и
декора в традиционном русском, жилище.
Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства
крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол­
подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском
доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий
станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда.
Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка
орнамента, его символическое значение.
Конструкция и декор народного праздничного костюма.
Что такое дизайн? Польза, красота, практичность предметов одежды. Понятие
дизайна.

Народные праздничные обряды.
Итоговая работа по теме. Создание композиции «Праздник Осенины».
«Народные художественные промыслы России и декоративное
искусство в современном мире» (14ч)
Композиционное единство в изделиях народных промыслов
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При
знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными
глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них
древнейших образов: коня, птицы, бабы.
Материал, мотив, линия
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности.
Традиционные древние образы в современных народных игрушках.
Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих
к различным художественным промыслам.
Цвет в декоративной композиции
Единство формы и декора.
Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи
игрушек.
Древние образы в народных игрушках
Традиционные народные промыслы русского и бурятского народов- гордость и
достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как
художественного сувенира.
Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка.
Краткие сведения из истории развития. Значение промысла для отечественной
народной культуры.
Истоки Городца.
Роспись разделочных досок. Краткие сведения из истории развития Г ородца.
Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы
в изделиях городецких мастеров.
Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла
для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях
гжельских мастеров.
Жостовские букеты.
Краткие сведения из истории развития Жостова. Значение промысла для
отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях Жостовских
мастеров.
Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для
отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских
мастеров.
Матрешки.
Знакомство и сравнение: Полхов-Майданский и Семеновский промыслы.
Итоговая работа.
О чем рассказывают гербы и эмблемы. Основы изобразительной
грамоты (4 ч.)
Изобразительное искусство и основы изобразительного языка.
Знакомство с понятиями, виды и жанры изо. Пространственные и
временные виды искусства. Виды станкового изобразительного искусства:
живопись, графика, скульптура. Великие художники и их творения.
Графика.
Графические материалы в изобразительном искусстве. Выразительные средства
графики. Строение, форма, пропорции моделей. Знакомство с графическими
материалами. Линия- основное выразительное средство графики. Правила
построения объемной геометрической фигуры. Куб.
Правила построения объемной геометрической фигуры. Цилиндр. Конус.
Шар.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Рисунок с натуры. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап работы
над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка,
набросок, учебный рисунок, творческий рисунок. Создание композиции «Сосуд
с яблоком».
Основы цветоведения.
Основные цвета. Дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета.
Цветовой контраст. Пятно в изобразительном искусстве. Понятие силуэта.

Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Понятие
тонального контраста. Основные цвета. Дополнительные цвета. Тёплые и
холодные цвета. Цветовой контраст. Создание палитры цветов.
Мир наших вещей. Натюрморт (5 ч.)
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространства на плоскости
листа. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Изображение с натуры натюрморта, составленного из
геометрических тел.
Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения.
Понятия: свет, тень, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
Изображение натюрморта, построенного на контрастах светлого и тёмного.
Правила штриховки.
Роль композиции в графике. Натюрморт в графике. Виды композиций.
Правила построения композиции в натюрморте. Графическое изображение
натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен,
пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выполнение
графического натюрморта.
Скульптура. Скульптурные материалы в изобразительном искусстве.
Разнообразие скульптурных материалов. Мастера скульптуры и их творения.
Рельеф, барельеф, горельеф. Создание композиции «Рельеф».
Живопись. Живописные материалы в изобразительном искусстве.
Выразительные средства живописи в натюрморте. Предметный мир в
изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Создание
творческой работы в технике гризайль.
Вглядываясь в человека. Портрет (3 часа.)
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение
человека в искусстве разных эпох. История возникновения жанра
портрета. Парадный и лирический портрет. Проблема сходства в портрете.
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая
цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя
линия и симметрия лица. Подвижные части лица. Мимика. Выполнение
портрета в технике аппликации.

Графический портретный рисунок.
Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности,
характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные
средства и возможности графического изображения. Создание
графического портрета.
Сатирические образы человека.
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей
и обострение образа. Карикатура. Дружеский шарж. Образы человека в истории
западноевропейского и русского искусства. Индивидуальность образного языка
в произведениях великих художников. Особенности и направления портретного
образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Знаменитые
мастера.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

№ Наименование разделов,
п/п тем

Всего

1.

Декоративно-прикладное и 8
народное искусство

2.

«Народные
художественные
промыслы России и
декоративное искусство в
современном мире»
Основы изобразительной
грамоты

3

14

4

Задачи воспитания, решаемые
через использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
с учетом рабочей программы
воспитания
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока;
создание благоприятных
условий для развития у
подростков социально значимых
ценностных отношений 1
Применение на уроках
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию

школьников.
4.

Мир наших вещей.
Натюрморт.

5

5.

Вглядываясь в человека.
Портрет в
изобразительном
искусстве.

3

создание благоприятных
условий для развития у
подростков социально значимых
ценностных отношений к
знаниям как интеллектуальному
ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как
результату кропотливого, но
увлекательного учебного труда
создание благоприятных
условий для развития у
подростков социально значимых
ценностных отношений к семье
и друзьям как главной опоре в
жизни человека и источнику его
счастья;

5 календарно - тематического планирования 5 класс

№

Наименование разделов и тем

I
1

Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
ОДНКНР «Художественная культура и

2
3
4
5
6
7
8

Декор русской избы
Внутренний мир руеской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного
Образы и мотивы в орнаментах русой
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды
(обобщение темы Тчетверти)
Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных
Искусство Гжели
Гжель. Истоки и современное развитие
Искусство Г ородтта. Истоки и современное
Искусств о Хохлома Истоки и современное

II
9
10
11
12
13

Количество Дата проведения
часов
план
факт
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1

14 Искусство Жостово. Истоки и современное
15 Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и
резьба, по бересте.
16 Роль народных художественных промыслов в
современной жизни (обобщение темы 2
III Декор — человек, общество, время
17 Зачем людям украшения.
18 Украшения в жизни древних обществ.
19 Декор и положение человека в обществе.
20 Декоративное искусство Древней Греции
21 Костюм эпохи Древней Греции.
22 Одежда говорит о человеке. Искусство
Древнего Китая
23 Значение одежды в выражении
принадлежности человека к различным слоям
общества Искусство Западной Европы XVTT
24 Костюм эпохи барокко «Бал во дворце»
25 О чём рассказывают гербы
26 О чём рассказывают эмблемы.
27 Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества (обобщение темы 3
IV Декоративное искусство в современном мире
28 Современное выставочное искусство
29 Древние образы в современном декоративном
искусстве ОДНКНР « Мозаика»
30 Ты сам мастер ДНИ
31 Ты сам мастер ДНИ
32 Роль декоративного искусства в жизни
33 Создание декоративной работы в материале.
34 Итоговая проверочная работа с творческим
заданием________________________________

1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».