ИЗО. 3 класс

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2021/22 учебный год для
обучающихся 3-го класса разработана и реализуется на основе УМК примерной и
авторской программы для начальной школы в образовательной системе «Школа России»
Б. М. Неменского. Москва: «Баласс», 2015г. Для реализации программы используются
пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Изучение изобразительного искусства в 3 классе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
– постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными
возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к
предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности каждого.
В 2021-2022учебном году на курс «Изобразительное искусство» в 3 классе в учебном
плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе
Реализация программы по изобразительному искусству в 3-х классах нацелена на
достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных,
личностных.
Предметные результаты:
- различать виды художественной деятельности;
- различать виды и жанры в ИЗО;
- понимать образную природу искусства;
- эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;
- применять художественные умения, знания и представления в процессе
выполнения художественно-творческой работы;
- узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского
и мирового искусства;
- обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоить названия ведущих музеев России и своего региона;
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и
техники;
- компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ;
- освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, графической грамотности;
- овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина;
- навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру;
- эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,
свидетелей нашей истории;
- объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современников;
- выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
- приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Личностные результаты:
2

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной
деятельности;
- понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам
художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
- понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения
отношения к окружающему миру;
- положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи,
лепки, передачи пространства;
- интерес к посещению художественных музеев, выставок;
- осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального
отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
- представление о роли искусства в жизни человека;
- восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического
и современного искусства.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям
учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась
работа; · продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную,
декоративную и конструктивную);
- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной
художественно-творческой работы по заданным критериям;
- самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
- руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании
художественно-творческой работы;
- определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты
собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным
критериям.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные
материалы;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,
справочного бюро;
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
- анализировать, из каких деталей состоит объект;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- различать многообразие форм предметного мира;
- конструировать объекты различных плоских и объёмных форм;
- находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную
познавательную литературу справочного характера;
- наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное
состояние;

3

- использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих
работах; · устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года,
время суток, при различной погоде);
- классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и
жанрам; · конструировать по свободному замыслу;
- анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и
материалы, применяемые для создания декоративного образа;
- сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям,
классифицировать их по видам и жанрам;
- группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и
эмоциональному состоянию; · моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные УУД:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при
обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между
объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к
общему решению, работая в группе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);
- высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при
посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев
изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при
создании художественно-творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных
промыслах народов России;
- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение,
приводить примеры.
3. Содержание курса «Изобразительное искусство» в 3 классе
Тема I. Искусство в твоем доме (9 часов)
Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них
сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров
не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные
игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись,
украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении
посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой
грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для
какого случая). Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по
содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения. Эскизы обоев или штор
для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно
выполнить и в технике набойки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма,
шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжкиигрушки. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).
4

Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической
монотипии. В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали
наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них.
Форма предмета и его украшение.
Тема II. Искусство на улицах твоего города (7 часов)
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому
«порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица,
идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами. Изучение и изображение
архитектурного памятника родных мест. Архитектура; постройка парков. Образ парка:
парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен
коллаж). Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные
украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот;
вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки,
скверы, бульвары». Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник.
Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах
городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из
бумаги.
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого
магазина (по выбору детей). В создании форм машин тоже участвует художник. Машины
разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или
построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не
прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно
или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из
нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить
ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками
деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы
рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный
облик города.
Тема III. Художник и зрелище (10 часов)
В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но
и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство
уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно
выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем
уроке, можно устроить театрализованное представление. Маски разных времен и народов.
Древние
народные
маски,
театральные
маски,
маски
на
празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок. Вымысел и правда театра.
Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета
декораций спектакля. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые
куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей.
Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Роль занавеса в
театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная
работа 2—4 человек). Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише.
Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. Роль
художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового
представления и его персонажей. Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и
Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к
празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся
сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.
Тема IV. Художник и музей (8 часов)
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными
прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения
5

которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи
Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений
русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться
и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие
великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для
русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать.
Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных
художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон
человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов,
рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже
часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие
художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Что такое картина.
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение
натюрморта по представлению, выражение настроения. Знакомство со знаменитыми
пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро.
Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и
праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети
должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и
звонкими цветами, что может получиться при их смешении. Знакомство с жанром
портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги,
друга). Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптурыпамятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении)
для парковой скульптуры. Знакомство с произведениями исторического и бытового
жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской
былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной
жизни (завтрак в семье, игра и т. д.). «Экскурсия» по выставке лучших работ за год.
Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему
«Какова роль художника в жизни каждого человека».

6

4. Тематическое планирование к рабочей программе по изобразительному
искусству для 3 класса к учебнику Неменского Б. М. (34 часа)
Разделы/
темы
Тема
I.
Искусство в
твоем доме

Тема
II.
Искусство на
улицах твоего
города

Тема
III.
Художник и
зрелище

Тема
IV.
Художник и
музей

Количество Задачи воспитания, решаемые через использование
часов
воспитательных возможностей содержания учебного
предмета с учетом рабочей программы воспитания
9 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу
— время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в
домашних делах, доводить начатое дело до конца;)
7 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (знать и любить
свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну; беречь и охранять природу
(ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы)
10 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (уважительно
относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;)
8 часов
создание благоприятных условий для усвоения
младшими школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций (стремиться узнавать
что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;)

7

№ урока

5. Календарно- Тематическое планирование к рабочей программе по
изобразительному искусству для 3 класса к учебнику Неменского Б. М.
(34 часа)
Тема урока
План. сроки Скоррект.сроки

Тема I. Искусство в твоем доме
1
Постройки и украшения.
Художественные материалы.
2
Твои игрушки.
3
Посуда у тебя дома.
4
Обои и шторы у тебя дома.
5
Мамин платок.
6
Твои книжки.
7
Твои книжки.
8
Поздравительная открытка.
9
Труд художника для твоего дома.
Тема II. Искусство на улицах твоего
города
10
Памятники архитектуры.
11
Витрины на улицах.
12
Парки, скверы, бульвары.
13
Ажурные ограды.
14
Волшебные фонари.
15
Удивительный транспорт.
16
Труд художника на улицах твоего
города.
Тема III. Художник и зрелище
17
Художник в цирке.
18
Художник в театре.
19
Театр кукол.
20
Театр кукол.
21
Маска.
22
Афиша и плакат.
23
Праздник в городе.
24
Школьный карнавал.
25
Музей в жизни города.
26
Картина – особый мир.
Тема IV. Художник и музей
27
Музеи искусства.
28
Картина-пейзаж.
29
Картина-портрет.
30
Картина-натюрморт.
31
Картины исторические и бытовые.
32
Скульптура в музее и на улице.
33
Подготовка к художественной выставке.
34
Художественная выставка.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30144)51239, +7(30144)41608

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».